рейтинг блогов

О кино не говори - о нем все сказано...

топ 100 блогов chipka_ne07.10.2020 А я и не говорю почти. Иногда с благодарностью прочитываю рекомендации френдов, но, если честно, редко ими пользуюсь. Например, практически не смотрю сериалы. Остановилась уж не помню на каком сезоне "Доктора Хауса". Ах да, вот "Тегеран" недавно посмотрела. Все? Все.

А если и хочется иной раз написать, то киноведческое из себя выдавливать неохота, а охота пообщаться с фильмом, как со старым (или новым) знакомым, заглянуть по ту сторону экрана, побывать внутри и прожить еще одну чью-то непонятную жизнь.

Warning! - под катом СЛИШКОМ много букв, картинок, клипов и, главное - пессимизм детектед - я предупреждала.



В карантине, когда казалось бы, времени-то навалом, подсела на старое кино. Ну, типа, пока еще помню раньшие времена и не надо каждый фильм сопровождать сноской, растолковывающей, что такое чернильница-непроливайка и комсомольское собрание.
И это не только советского кино касается. Вот, например, где-то в конце 90-х, взяла я в приличной видеотеке качественную запись "Забриски Пойнт", чтобы достаточно повзрослевшим детишкам показать и чисто поностальгировать.

В 1971 году его привезли на внеконкурсный показ на Московский кинофестиваль - один-единственный сеанс в "Мире"на Цветном бульваре. Билетов, разумеется, не было. На то, что осталось от абонементов и от брони, очередища была по записи с перекличками, а в ночь перед открытием касс те, кто очередь "держали", установили ночное дежурство, чтоб никакие конкуренты не вклинились. Я тогда приехала поступать сразу после школы, но подготовка к экзаменам на фоне фестиваля как-то пошла побоку. Тем более, что тетя Аня, меня приютившая, большую часть недели проводила на даче, и я пользовалась относительной свободой - поэтому, разумеется, на ночное дежурство меня дважды приглашать не потребовалось. Мне тогда казалось, что так должен выглядеть рай - компания в драных джинсах, "Yesterday" под гитару, разговоры о Феллини-Антониони-Годаре под звездами, остывший кофе из термоса, "Фетяска" из размокающих бумажных стакпнчиков и сигаретка по кругу. Билетов нам, кстати, тогда так и не досталось, но мы столько наговорились, нагорланились, намечтались и наспорились в ту ночь, что я себя чувствовала, примерно, как та любопытная домработница из одного хорошего фильма:"Я никого никогда не любила, но мне столько об этом рассказывали...."
(Эх, а нынче-то? Где та романтика запретного плода? Нонешняя мОлодежь нешто поймет? Если они любой хит себе скачают, чуть ли не раньше, чем состоится официальная премьера...)

Но я отвлеклась, как обычно. Если кто не смотрел "Забриски" (очень непедагогичное кино!), то напомню: там по сюжету юная красотка едет на свидание к своему папику-боссу в новый навороченный отель в пустыне и вдруг пропадает - ей по пути встречается прекрасный принц, джинсовый-хипповый, спасаюшийся от копов на угнанном самолетике - вы бы устояли?



Сергей Соловьев, кстати, этот же расклад: юная красотка - богатый папик - романтичный хиппи - злобные копы менты- использовал много лет спустя в "Ассе" - даже не пожалел и тоже прикончил милого Бананана, но Антониони, вроде, претензий не предьявлял. Тем более, что Бананана в конце концов убивают не копы, а бандюганы, а прекрасная Алика вместо того, чтобы красиво и символично взорвать общество потребления (неважно было тогда с потреблением, нечего было взрывать...), некрасиво и несимволично приканчивает папика и отправляется мотать срок под удалой шлягер Цоя и группы с многозначительным названием"Кино". Так что от обвинения в плагиате, в случае чего, можно было б отмазаться.

Но я опять отвлеклась.
Итак, вопреки ожиданиям, девушка не спешит на свидание, папик волнуется - звонит во все концы, ищут пожарные, ищет милиция и так далее.

Так вот, моих девушек на исходе 90-х этот момент больше всего удивил: мам, а что нельзя было сразу позвонить на мобильник? А ведь они, казалось бы, помнили прекрасно мир без сотовой связи, да и сами-то к тому времени пользовались мобильниками чуть больше года, а вот поди ж ты - уже привыкли.

А пересматривая сейчас старые фильмы, я вдруг поймала себя на том, что невольно сопоставляю это с нынешними реалиями.

Вчера, например, включила один из самых красивых, жутких и пророческих фильмов только-только начинающейся эпохи "Glasnost-Perestroyka" - "Плюмбум или опасная игра". А потом посмотрела еще и фильм про фильм "Металлический мальчик". Смешного там ничего нет, но я нашла, над чем похихикать:



Режиссер, сценарист и оператор втроем учат тинейджера целоваться, а! - какой подарок охотникам за педофилами! Надеюсь, что давно повзрослевший Антон Андросов не спохватится запоздало и не присоединится к #metoo. Хотя, кто знает, кто знает... У него, кстати, в бурной биографии, пришедшейся на 90-е и нулевые, есть такой факт, как продюсирование легкого порно, чем не повод для психолухов поискать истоки безобразия в подростковвх травмах?

А после безысходно-мрачного "Плюмбума" я решила отдохнуть на одном из самых своих любимых фильмов детства - "Человек идет за солнцем - изящный парафраз "Маленького Принца" и ламорисовского "Красного шара", где советский Кишинев выглядит почти Парижем (дома пониже, асфальт пожиже, а так...). Фильм вообще-то не детский, бессюжетный совершенно, там, строго говоря, ничего увлекательного для ребенка не происходит, но шел на детских сеансах, и я, оказывается, помню его до мельчайших деталей. И на первых же кадрах вспомнила, как на моей памяти в Израиле запретили очаровательную рекламу пасты "Осем" - там хорошенькая чернокудрая девочка в начале ролика сидела на подоконнике каменного дома - в окне без решетки, ужос-ужос! Подразумевалось, что все израильские дети немедленно после рекламы вскарабкаются на подоконники и запоют по-итальянски, свесив ножки наружу (в Израиле, в отличие от Европы, подоконники расположены не внутри, а снаружи). Вам смешно? А я, сколько ни искала по всем сайтам запретный ролик - даже фоточки не нашла - извели крамолу под корень! А фильм Калика начинается вот на таком плэнере:

О кино не говори - о нем все сказано...
О кино не говори - о нем все сказано...

Детишки, обратите внимание, младшего школьного возраста. Родителей и воспитателей в обозримом пространстве не наблюдается. Но поскольку при отсутствии "Escape-rooms" и экстрим-парков лазанье по стройкам-подвалам-чердакам-крышам в те времена входило в легитимный ассортимент детских развлечений, то очевидно, тогдашняя цензура никак не могла это счесть за рекламу опасного времяпровождения - так, констатация факта. А вот нынче - даже и не знаю, может, я рискую, выкладывая это без подзамка?

А вот еще крамола - обратите внимание на нагло игнорирующую ПДД блондинку в узкой юбке - на заднем сиденье мотороллера боком! (амазонка нашлась!) и без шлема!



Куда смотрит милиция?

Хотя, по правде говоря, один раз милиционер в фильме появляется. С очень правильными речами.



Но это ненадолго. Потому что мальчик вскоре перебегает дорогу в неположенном месте, создает опасную ситуацию на дороге и, главное - внимание! - мальчик по первому приглашению садится в машину к незнакомому дяде! - чему его учат семья и школа?



А вот эта сцена нипочем не прошла бы в раннегорбачевские времена, когда даже из "Внимание, черепаха" ретивые цензоры пытались изьять крошечную сцену с брызгами шаипанского.
А тут - пожалте - обеденный перерыв на стройке, французская песенка (привет, Париж) и, как вы думаете, что пьет пожилой молдаванин из плетеной бутыли -воду? Ну да, ну да...



...Ну, а если серьезно, то этот странный кино-верлибр с полностью выстроеной реальностью, полной цитат и аллюзий, весь пронизан невыразимой ностальгией по тому, что Трифонов когда-то назвал - "сочащаяся, алая плоть детства"...

Вот это, например:



В моем городе, как и в уютном, столично-провинциальном Кишиневе, похороны всегда шли по центральной улице, на которой мы жили с начала 60-х. Причем право пройти похоронным маршем по центру не зависело от статуса усопшего и длины похоронной процессии. Медленно ползущий грузовик с открытым гробом и разной степени фальшивости духовой оркестр - это было у всех. А с нашего третьего этажа из двухоконной "залы" вид открывался прекрасный. Так что в свисте "Айда, похороны!" я не нуждалась - звуки похоронного марша слышны были даже зимой через двойные заклеенные рамы.Только я при этих звуках неслась в противоположную сторону - в родительскую спальню, прятаться под периной и накрывать голову подушкой. Когда-то однажды увиденное из окна восковое лицо покойника от увлекательного зрелища отвратило раз и навсегда. А наша дворовая команда ни одного выпуска этого хэппенинга не пропускала - оно и понятно, фильмов ужасов и триллеров тогда не показывали, хоррор искали в реале.
А мальчик из фильма уже видел до этого настоящую смерть - убийство подсолнуха - и затем в тревожном сне, где сублимируются все впечатления бесконечного дня (в детстве каждый день бесконечен), он оплакивает и хоронит погибший подсолнух:

О кино не говори - о нем все сказано...

О кино не говори - о нем все сказано...
О кино не говори - о нем все сказано...

А этот эпизод поймет только тот, чье детство пришлось на 50-е и 60-е. Еще один непреодолимый страх - инвалиды. Огромное количество инвалидов с ампутированными конечностями. Из столичных городов и вокзалов их "вычищали", вывозили доживать в инвалидные дома на Соловки или еще в какую глушь, с глаз подальше, чтоб не мешали стране жить красиво и мечтать о покорении космоса. А до провинции в начале 60-х видать руки не дошли, и маленькие, меньше моего роста, люди с непропорционально развитыми руками, сидящие на деревянных тележках и отталкивающиеся от земли деревянными же корявыми "утюжками", встречались на каждом шагу. И да - кто не просил милостыню у церкви на центральной площади, напротив рядком сидящих Ленина-Сталина, те, как правило, стучали молоточками в сапожных будочках. Как в Кишиневе.



Грустное на самом деле кино, и грустно закончилась эпоха маленьких принцев.
О кино не говори - о нем все сказано...

Потому что у кишиневского мальчика так и не не получится угнаться за солнцем. Маленький Принц упадет в песок пустыни, "медленно и бесшумно, как падает дерево". Красный шар убьют маленькие отморозки, а дружок его Паскаль не захочет оставаться один даже в Париже и улетит в небеса.



А у милых шестидесятников родятся металлические мальчики со свинцовыми взглядами, и поколение спустя закончатся беззаботные прогулки по крышам.



Но пока что, пока что, будущее туманно, ужасно и прекрасно, и еще впереди sweet sixties, и можно бежать за солнцем:

Дитя, беги, не сетуй
Над Эвридикой бедной,
И палочкой по свету
Гони свой обруч медный,
Пока хоть в четверть слуха
В ответ на кпждый шаг
И весело, и сухо
Земля шуршит в ушах...











Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
              Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 марта 1963 года командующий ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск, главный маршал артиллерии Сергей Сергеевич Варенцов был лишен звания Героя Советского Союза и ордена Ленина. На ...
Современная история рисует нам большевиков как засланных из-за бугра шпиков, которые на деньги врагов, немцев или евреев, нещадно истребляли всё лучшее в России. Антисоветчики любят тыкать в документы, содержание которых не понимают, апеллировать к личному опыту и слухам. Всем уже с ...
Что-то Шарий зачастил. Ну ладно. Тут у меня при просмотре данного видео возник вопрос. Если согласно секретному плану Зеленского русские должны были испугаться, и убежать, то на чем он основывал этот дальновидный стратегический расчет? Почему собственно русские должны испугаться? ...
Сижу  на  днях   на  службе,  никого   не   трогаю.  Заходит       пара -  муж с  женой. Женщина   говорит:  «А      там   объявление  ...
Цитата только что из новостей: " Чтобы Макаревич почувствовал на себе то, что чувствовали жители Донбасса, в него швыряли сырые яйца" Уважаемые сотрудники НТВ, базар фильтруйте. Вы хотите сказать, что жител ...