О капиталистах-идеалистах | Русские мы
Сообщество «Русские мы» — 19.03.2012КАПИТАЛИЗМ: ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ
О книге: Айн Рэнд. Капитализм. Незнакомый идеал. М., 2011.
Для того, чтобы защищать капитализм, доказывать, что эта система является наилучшей из всех возможных, в ХХ веке требовалось незаурядное мужество. В среде интеллектуалов (причем, не всегда левых) считалось хорошим тоном демонстрировать антибуржуазность и критиковать антигуманность «наемного рабства». При этом те же «гуманисты» готовы были закрывать глаза на существование натурального рабства и принудительного труда в СССР и воспевать «успехи социалистического строительства» под руководством И. Сталина. Уроженка России, ставшая американской писательницей, призвала американцев опомниться, яростно бросилась в борьбу за спасение свободного рынка и человеческого достоинства.
Айн Рэнд неустанно напоминала, что единственный строй, способный дать свободу и процветание, - это капитализм, что все пороки, которые связывают с господством буржуазных порядков, адресуются не по адресу. Именно капитализм, основанный на признании прав и свобод личности, возможности человека самому распоряжаться результатами своего труда, привел к невиданному в прошлые эпохи росту общественного богатства, вытащил из нищеты миллионы людей. И все это – благодаря организаторским способностям, уму и воле частных предпринимателей, рискующих своими капиталами в условиях рыночного хозяйства.
И вот сторонники социализма и государственного регулирования решили наложить лапу на эти капиталы, изъять их для «всеобщего блага». Результатом такого вмешательства, по убеждению Рэнд, непременно станет увеличение бюрократии, рост неоправданных расходов, удушение человеческой свободы и, в конечном итоге, - скатывание к тоталитаризму и фашизму, что приведет к развязыванию истребительных войн. В своем знаменитом романе «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд описывает небывалую в истории забастовку – забастовку предпринимателей. Они, в буквальном смысле, …отказываются зарабатывать деньги. И вся экономика рушится на глазах.
В предлагаемой вниманию читателей книге Рэнд предлагает уже не художественную антиутопию, а теоретическое обоснование преимуществ свободного рынка и опасности государственного вмешательства в экономические отношения. Причем (что необычно для апологетики капитализма) она защищает свободу предпринимательства с нравственных позиций. Она не побоялась возразить самому Богу. Точнее не Богу, а представляющему его Папе Римскому. Под личиной любви и сострадания, вменяемых человечеству, писательница видит попытку закабалить свободную личность. «Ведь именно эту мораль – этику самоуничижения, которую на протяжении столетий требовали от индивидуума, теперь предъявляют как основную ценность цивилизованным нациям. Кредо самопожертвования – изначальное оружие, созданное для того, чтобы наказать человека за успех, которого он добился, подорвать его уверенность в себе, искалечить его независимость, отравить наслаждение жизнью, кастрировать гордость, остановить самоуважение и парализовать мозг, - теперь идет в ход для того, чтобы сокрушить цивилизованный мир и цивилизацию как таковую».
Растущую государственную бюрократию Айн Рэнд рассматривает как главного врага американских граждан. Что бы не предпринималось чиновниками – антимонопольное законодательство, доступная медицина и бесплатное образование – везде она видит следы неэффективности, снижения качества жизни, рост невежества. И все это прикрывается громкой фразой «заботы о людях». Государственные субсидии и дотации, по ее мнению, не способствуют развитию хозяйства, а тормозят его, приводят к дисбалансам и кризисам. Всеобщая воинская повинность – варварский институт, лишающий человека главного достояния, а именно: возможности свободно распоряжаться своей жизнью. К тому же, человек, воюющий из-под палки, обязательно будет плохим солдатом и может принести своему государству больше вреда, чем пользы. В пример Айн Рэнд приводит царскую армию образца 1917 года.
Можно по-разному относиться к апологетике капитализма, осуществленной Айн Рэнд. Но в чем ей действительно не откажешь, так это – в искренности и честности. Идеальный строй свободного предпринимательства, рисуемый писательницей, никогда не существовал в истории, и вряд ли может быть осуществлен в будущем, но, как всякий идеал, он имеет право на существование. Следует только предупредить сторонников «чистого капитализма»: не наломайте дров!
Книгa «Капитализм. Незнакомый идеал» продается в магазине «Оксюморон» (проспект Кирова, 52).
Юрий ЕПАНЧИН
|
</> |