О жизни в параллельной вселенной. Взгляд через полгода. Часть 1.
denokan — 08.11.2017
...Не то, чтобы мне было не о чем писать. Наоборот, полетов много,
и есть из чего выбрать. Тем не менее, как мой дорогой читатель уже
наверняка заметил, количество рассказов о полетах (да и статей
вообще) в моем блоге резко снизилось после того, как я переехал
жить и работать в отдаленное зарубежье.
Почему так происходит?
Я думал над этим и пришел к аналогии с... поэтами, бурная
эмоциональная юность которых рождала новые произведения буквально
на кончике пера, а иногда и без оного. Я, конечно, не Пушкин и не
Есенин, но был и у меня период творчества. Что ж, стихи и песни я
не пишу значительно дольше, чем рассказы о полетах в этом блоге.
Лень привела к тому, что я завел инстаграм,
где публикуюсь даже чаще, чем следовало бы.
Видимо, сытая и благополучная жизнь влияет таким образом. Если
есть переживания, они требуют выхода, их хочется излить. Когда я в
2009-м открыл этот
блог, в моей жизни наступал не самый простой период. Мне
хотелось высказаться, и блог служил отличной площадкой, дав мне
даже больше, чем я мог надеяться.
Поначалу я публиковал свои статьи в "стол", а позже начал
писать и рассказы о полетах ("небесные истории", как я
их называю), имея целью показать плюсы и минусы, проблемы и способы
их решения на реальных примерах. Я думал, что эти рассказы будут
интересны и полезны коллегам из моей авиаккомпании и других,
которые захаживали на мою страничку. Я видел рассказы в ЖЖ как
способ донести свой взгляд на то, что я называю "культурой
выполнения полетов", но оказалось, что они привлекают гораздо более
широкую аудиторию, в основном состоящую сегодня... не из
пилотов.
Как выяснилось позже, и многим пассажирам чтение рассказов и
понимание того, как творится авиационная работа помогли избавиться
от аэрофобии - боязни полетов. С 2013г и по сей день я получил не
один десяток подобных признаний. Что ж, это явно положительный
эффект, на который я изначально даже не рассчитывал.
Более того, оказалось, что мой блог набрал определенную
популярность в летных учебных заведениях. Я тоже не думал об этом
изначально, но когда выяснилось, что меня читают и курсанты и те,
кто еще только мечтает связать свою жизнь с этой Профессией, то
понял, что это именно то, что нужно. Собственно, и в авиакомпании
моя целевая аудитория (те, с кем я предполчитал и любил работать)
состояла из молодежи, и я продолжил вести этот блог, помня о том,
что его содержание влияет на будущее поколение пилотов.
Да, я до сих пор верю в то, что огромное значение имеет кто и что
влил в беспокойные младые умы на первых шагах их становления. От
того, какой пример они видели перед глазами. Я никогда не забываю
себя молодого, и ту ломку мировоззрения, которую мне пришлось
испытать. И не только мировоззрения - я себя отношу к продукту той
Системы, против которой и выступаю, и примеры негативного поведения
не прошли мимо меня. Публикуя статьи о CRM, я имею целью не только
молодым пилотам рассказать о том, что есть хорошо, а что плохо, но
и свое поведение пересмотреть критическим образом и попробовать его
изменить.
Тем не менее, в разных аэропортах были приятные встречи и со вполне
состоявшимися пилотами. В Домодедово это происходило достаточно
регулярно, я уже не удивлялся. Зато был удивлен, когда офисе Оман
Эйра меня как-то остановил в коридоре коллега, родом из
Таджикистана, и поблагодарил за статьи. Не менее неожиданным было
получить письмо от пилота-инструктора Ан-124 авиакомпании
"Волга-Днепр", который тоже "болен" идеями CRM.
Получил я и "негативные" стороны подобной известности, чему совсем
удивлен не был - годы упорной ходьбы против течения
научили многому, в том числе и спокойно относится к слухам и
разговорам за спиной, делать выводы, и даже прислушиваться - иногда
критика была весьма полезной.
Помню, на авиационных форумах были желающие мой карьерный рост
связать с тем, что мой отец тоже работал пилотом (Не в Москве, и на
пенсии с 2008г - еще до того, как меня назначили на первую офисную
должность замкомандира эскадрильи), но никак не с наличием
некоторого количества серого вещества и личного упрямства
:)
Что улыбает - должности меня никогда не манили, что, как мне
кажется, я вполне убедительно доказал, уйдя с весьма достойной
зарплаты на "неприкасаемой" должности в рядовые капитаны в августе
2016 года.
А еще через полгода началась новая жизнь - собрав чемодан, я
пересек несколько государственных границ и очутился в
чудном солнечном уголке планеты под названием Оман.
О своих впечатлениях я и расскажу в этой записи. А по мере рассказа
предлагаю вам полюбоваться на пейзажи Арабии и Пакистана, которые и
сподвигли меня назвать эту статью подобным образом. Замечу (а еще
лучше - когда-нибудь найду силы описать), что с уровня земли все
выглядит значительно веселее, но уж больно виды из окна пилотской
кабины отличаются от всего того, к чему я привык за 19 лет летной
работы.
Самая настоящая параллельная жизнь.
Катализатором появления этой статьи стал часовой разговор с моим
коллегой, которого я без зазрения совести отношу к своим
воспитанникам. Он имеет надежды когда-нибудь тоже испытать на себе
прелести гастарбайтерства, поэтому задал мне множество вопросов,
касаемо моего сегодняшнего состояния, и в особенности того, как моя
семья пережила переезд.
С этого и начну.
СЕМЬЯ
Признаюсь честно - семья, их комфорт и будущее было единственным,
что меня действительно беспокоило и продолжает волновать, когда я
принимал непростое решение круто изменить жизнь. Все остальное -
мелочи на этом фоне, уже поглощенные количеством плюсов.
Я переехал в Оман 26 февраля. Март и апрель прошли в учебе (и об
этом стоило бы написать отдельно) - каждая уважающая себя
авиакомпания обучает вновь прибывших пилотов, даже опытных, прежде
чем допустить их к самостоятельной работе. В конце апреля у меня
появились 5 дней, и получилось организовать встречу с женой и
младшим сыном в Дубае.
Наверное, следует сделать ремарку - к тому времени я уже обзавелся
новеньким Ford Explorer (тут я не оригинален, это мой третий
бегемот), на нем же я и совершил поездку из Маската в Дубай. 450
км, 5 часов в дороге. Никаких особых проблем не испытал. Были
некоторые курьезы на границе с ОАЭ, я с первого раза не разобрался,
куда идти для того, чтобы пройти паспортный контроль. Но мне
помогли и пожелали отлично провести время.
Побывав в величественном Дубае, даже не смотря на то, что жили мы в
апартаментах Бурдж Халифа, я понял, что вряд ли хотел бы здесь жить
постоянно. В первую очередь мне не понравилось движение на дорогах,
во вторую - очень много людей вокруг. Я и в Москве-то неуютно себя
чувствовал. Суета, шум, толпа. Мегаполисы это не мое. Приехать,
провести три-четыре дня, и обратно - этого вполне достаточно.
"Мне моя деревня больше по душе", - говорил я супруге, имея
в виду Маскат.
В следующий раз семью я увидел в июне. Совершенно неожиданно, всего
после месяца полетов, мне предложили взять первую половину отпуска
(23 дня), и я, конечно же, не будь дурак, согласился.
Мы держали это в секрете от детей и от моих родителей, которые
через Москву возвращались с Кипра и остановились у нас. Представьте
себе их удивление, когда я вдруг утром к ним заявился:) И кроме
того, это был мой день рожденья.
Мои родители улетели в Барнаул с внуками, а мы с супругой на моем
российском "бегемоте" за 4 дня совершили автопробег
Москва-Самара-Челябинск-Омск-Барнаул. Требующий, конечно же,
отдельного повествования.
Что ж, в конце июня я вернулся в Маскат. Супруга составила мне
компанию на несколько дней, и после ее отъезда моя холостяцкая
жизнь продолжалась еще больше месяца, пока 8 августа семья,
наконец-то, не воссоединилась.
Сегодня 8 ноября, а значит, прошло уже три месяца и можно делать
какие-то выводы.
Начну с главного - здесь можно жить. За это время дети стали
ходить в английскую школу, жена и младший успели побывать у врачей
- оказалось, что и здесь есть поликлиники.
* * *
Врачи и клиники
Какие впечатления? Да всё те же, как и в целом от страны - к тебе
относятся очень доброжелательно и приветливо. Имея английский язык,
договориться можно со всеми. Проблема в другом - мне, как
единственному в семье, на достаточном уровне языком владеющим,
приходится присутствовать при всех этих посещениях.
Оборудование клиник не вызывает никаких нареканий... разве что,
зависть. Например, я лечился в не самой пафосной стоматологии,
мне сделали снимок и тут же смоделировали на станке 3d пломбу на
сломавшийся зуб. Когда я вернулся в июне в Домодедово и зашел в
Домодент (известная в городе стоматология) закончить эпопею с
имплантом, то в разговоре с доктором узнал, что о подобных станках
он слышал, но работать не приходилось.
Качество работы домодедовских имплантологов, к слову, здесь оценили
очень высоко.
Ну и антураж - ты приходишь в поликлинику, а поликлиникой здесь и
не пахнет. Кофе, финики, вода. Газеты, журналы. Детская игровая
зона.
В общем, страхи того, что делать, если придется обращаться к врачу,
были успешно развеяны.
Да, стоит сказать, что цены в клиниках (и не только) повыше, чем в
Москве.
* * *
Школа
Я переживал о том, как дети адаптируются в английской школе.
Результат меня приятно удивил - я совсем не ожидал, что старший так
быстро социализируется и более того, станет признаваться, что школа
ему нравится.
У него совсем базовые знания английского языка, но, тем не менее,
он не комплексует по этому поводу, а учителя идут навстречу и
всячески помогают совершенствовать его знания. У Артема первые
впечатления от учителей такие:"Никто не орет, здесь нет таких,
как /учитель ОБЖ/". И вправду, здесь делают упор на позитиве -
мне непривычно слышать постоянные хвалебные отзывы об успехах моих
детей, т.к. понятное дело, что проблем достаточно. Но вот такой вот
он местный подход - поднимать твою самооценку, радоваться малейшим
успехам.
Глядя на Артема, я вижу, что это работает.
Андрюше посложнее, но он тоже адаптируется потихоньку. Уже не
стесняется здороваться и прощаться на английском, а когда я прихожу
забирать его, то не сразу вхожу в класс, а "подглядываю" через окно
- и вижу, что он вполне себе участвует в коллективных играх, не
сидит в сторонке. Учитель, как вы догадались, хвалит.
В общем, обучение в иностранной школе пока проходит не так страшно,
как могло показаться изначально.
В конце октября к нам приехали погостить мои родители и тоже
остались довольны Оманом, его вечным солнцем и теплым морем с белым
песком и пальмовыми оазисами. Пока они гостили, Ольга на три дня
слетала в Москву и по возвращению рассказала о погодном контрасте,
и о том, что начинает понимать свою оманскую знакомую, которая
живет здесь несколько лет и не хочет никуда переезжать.
* * *
Море. Солнцы. Пальмы. Горы
Я с 2005г жил в столице или рядом - сначала снимал квартиру на ст.
м. Красногвардейская, а в 2007м переехал в г.Домодедово. Тем не
менее, к местам я не прикипел, хотя стоит признать, что жизнь в
Домодедово год от года становится все лучше и лучше, а близость
города как к Москве, так и к аэропорту, делает этот город весьма
удобным для пилотов.
Климат. Вот что портило мне настроение все эти 12 лет! Родившись в
Сибири, я привык к резкому континентальному климату, к четырем ярко
выраженным сезонам. Зимой снег и холод, весной все цветет, летом -
жарко и относительно сухо, осенью дожди сменяют чудную погоду.
Крайние же 12 лет я помню как смена одного погодного катаклизма
другим. То дожди в декабре, то иссушающая жара летом, то
непрекращающиеся осадки с сентября по декабрь... Бураны и снегопады
в апреле... И так каждый год. А московские грозы давно стали
притчей во языцах у пилотов.
Не то, чтобы в Барнауле ураганов и гроз не бывает. Конечно же,
бывали они и там, но работать-то приходилось в Москве, а летать в
условиях, когда все закрыто грозами со шквалистыми ветрами, а в
небе помимо тебя еще добрая пара десятков страждущих - поверьте, то
еще "счастье".
Да и кроме гроз достаточно погодных явлений, которые делают нашу
работу совсем нескучной. В том же Домодедово редкий заход обходится
без болтанки, а иногда колбасит совсем уж неприлично, особенно в
переходный периоды. Вдовесок ко всему, зима может прийти
"неожиданно" для наземных служб, сбивая расписание и выматывая
нервы - твои, экипажа и пассажиров.
Низкая видимость, метели - это то, что разнообразит нашу работу в
России в осенне-зимне-весенний период. А летом? А летом, как я уже
написал - грозы.
Но самое паршивое - это слякоть. Я не знаю, есть ли на свете
человек, который любит морось и слякоть... Вряд ли. А если мы
говорим о Москве и пригородах, то слякоть окружает вас не только
осенью и весной, но и всю зиму, благодаря работе дорожных служб.
Слякоть - минимум полгода. А то и больше.
Пожалуйста, не стоит обвинять меня в очернении столицы - если у Вас
иные впечатления, поделитесь в комментариях. У меня они вот такие,
какие написал.
Вот.
Теперь, представьте, что изо дня в день вас встречает солнце. Вы
просыпаетесь и видите синее небо. Вы прилетаете из облачной и
зеленой Индии, и видите синее небо (и песочные горы). Вы планируете
с друзьями поездку и точно знаете, что через неделю там будет синее
небо. Ваши дети просятся на пляж - вы собираетесь и едете, т.к. не
глядя за окно знаете, что на синем небе сияет солнце, а море
теплое.
Выходишь на солнце, в тепло - из дома, машины, самолета, и так и
хочется кричать:"АААА!" Как же здорово!
Чирикают птички, цветут цветы.
Вот примерно так можно охарактеризовать мой опыт жизни в Омане за
это время. Местные шутят: "У нас два периода в году - жаркое
лето и теплое лето". Так и есть, сейчас начинается теплое лето,
да и жаркое, к моему удивлению, не вызвало каких-либо ужасов.
Пик температур в Маскате пришелся на май-июнь, доходило до +45..48
градусов днем, но уже в конце июня стало "холодать", причем в
Маскате все время было прохладнее, чем в Дубае, и, тем более в
Кувейте. В августе температуры днем держались стабильно ниже +40, а
по вечерам у моря было совсем комфортно - что мы испытали на себе,
семьей проведя две ночи в чудесном Bar Al Jissah Resort.
Через месяц повторили, и еще через месяц подарили ночь в этом
кусочке рая родителям.
Да и рядом с моей виллой есть пляж, на котором мы постоянно
испытываем чудесности местного климата.
Да, здесь было несколько дней плохой погоды, когда задувал сильный
ветер, а в горах шли мощные грозы. Но что такое несколько дней на
фоне месяцев безмятежности?
В начале работы нам обещали нескучную жизнь во время летних
индийских муссонов. Мол, грозы и все такое. Знаете, я пролетал весь
этот период... да, были грозы на маршруте. Несколько раз. Да, было
несколько интересных заходов...
И все.
Мой коллега говорит, что в прошлом году летом было еще более
скучно.
Отмечу, что речь идет о полетах не в Индонезии - у тех своя
специфика, и завидовать им точно не стоит.
В этих широтах очень узкие циклоны и антициклоны. И скорость ветра
в них детская по сравнению с теми, которые случаются в северных
широтах. Летя над Индийским Океаном, мы обычно не встречаем ветер
со скоростью большей, чем 20-30 узлов. Увидеть 50 - это
редкость.
В северных широтах царствуют мощный струйные течения, в которых не
привыкать видеть 100...150 узлов, и даже выше! А фронтальные грозы
могут встать стеной, в которой ближайшая дырка, сковзь которую ты
рискнешь протиснуть свой самолет, может находиться в 200 км в
стороне.
Да, здесь тоже иногда дует. В Медине, Эр Риаде, Кувейте может
неплохо задувать по рассказам старожилов. Мы помним, каким был
ветер в Дубае, когда разложили В777.
Все это может случиться, поэтому... меня волнует то, что летая в
условиях "песочницы", как я двусмысленно называю наш регион (и
потому что с песком, и потому что "песочница" - как место для игр
детей ясельного возраста), и не встретив по сей день настоящих
ЖПУ (жутких погодных условий) при взлетах и заходах на
посадку, я... переживаю, как бы не утратить свои навыки, как, из
раза в раз летая в "ясельных условиях" оказаться готовым к
внезапным сложным посадкам.
Мой рассказ плавно подошел к моим впечатлением от полетов и работе
в иностранной авиакомпании, но об этом я расскажу во второй
части.
Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!
Мой инстаграм
Мой канал
на Youtube.