О жизни без личного автомобиля
a-nalgin — 28.09.2016Для многих это видится сущим кошмаром. Личный автомобиль давно уже не роскошь, а символ статуса. Нет стального коня хотя бы с сотней лошадей под капотом - ты изгой и неудачник. Пешеброд несчастный. Есть такой конь нестыдной марки - и жизнь тебе улыбается, даже если осьмушку её ты проводишь, матерясь в Яндекс-пробках.
И, тем не менее, горожанам - особенно из крупнейших мегаполисов - лучше бы начать готовиться, морально и физически, к тому, чтобы от личных авто вовремя избавиться. Пока те ещё хоть немного в цене. Особенно актуально это для тех, у кого 80% (и более) автомобильного времени уходит на езду по привычному маршруту работа-дом.
Лет 10-15 есть на это.
Как бы ни возмущались любители пасторалей, человечество переселяется в города и мегаполисы. Уже сейчас даже в некогда сельском Китае урбанизация перевалила за 50%. Той же дорогой идёт Индия. В развитых странах горожанами считаются уже 80% населения и даже больше.
Но проблема города - это проблема транспорта и трафика. Городское пространство не резиновое, дорожная сеть всех желающих вместить если и может, то ценой драматического падения скорости. Общественный транспорт - тоже не панацея: всякий, кто ездил на нём в час пик, поймёт.
Решить эту проблему в обозримом будущем вряд ли удастся, но технологии сгладят её остроту. Новомодные тренды, селфдрайвинг и каршеринг видятся здесь главными.
Вот как, по прогнозу Deloitte, будет меняться городской трафик по типам автомобилей.
Рост пробега очевидно связан как с ростом городского населения, так и с разрастанием площади самих городов за счёт пригородов. Плюс скажется повышение мобильности целых групп населения, таких как, например, старики и подростки.
При этом личные автомобили будут всё больше и больше уступать позиции совместно используемым. Это такой компромисс между персональным авто и общественным транспортом. Пробки и налоги будут стимулировать смещение в эту сторону, в итоге через 25 лет только 10% машин будут в собственности.
В итоге автомобильное будущее типичного представителя городского среднего класса будет выглядеть так.
Бен адски устал. Отработав 13 часов в пятницу (и 70 за всю неделю) он хотел только одного - поскорее добраться домой, перекусив по дороге. Потыкав в смартфон, он стал изучать варианты. Метро или автобус? Долго, людно, неудобно. Каршеринговое авто с попутчиками? Нет настроения вести светскую беседу с незнакомцами. Такси с автопилотом? Дорого, но в остальном сплошные плюсы.
Наплевав на расходы, Бен остановился на последнем варианте, задав маршрут через тот же смартфон и попутно заказав пиццу. Уже через пять минут крохотный одноместный Smart подрулил к дверям офиса. Усевшись в пассажирское кресло, Бен раскрыл коробку с дымящимся куском Маргариты, за которым такси само заехало по дороге, поколдовал над пультом и углубился в просмотр очередного реалити-шоу, которое транслировалось прямиком на лобовое стекло. Через час он был уже дома... А стоимость поездки и пиццы автоматом списалась с его банковского счёта.
Такую вот радужную картину рисуют нам энтузиасты высоких автотехнологий. Лично меня в ней больше всего смущает, что в светлом будущем никуда не денется проблема овертаймов и работать придётся по 60-70 часов в неделю, чтобы позволить себе хотя бы индивидуальное такси. А вас?
|
</> |