О финансовой сверхпроводимости

топ 100 блогов alextutubalin05.01.2014

Кросспост из блога автора. Комментировать лучше там, но можно и тут

Эпиграф: Eviterra.com: «Наш план — медленно спуститься с горы со всеми вытекающими».

На наших глазах, у многих (тысяч?) людей происходит веселуха:

  • Они купили авиабилеты через Эвитерру, собираясь куда-то слетать
  • И вот обнаружили (или, хуже того, обнаружат в аэропорту), что ни денег, ни билетов у них нет.
Ссылки: Суть проблемы совершенно понятная мне:
  • Эвитерра занималась демпингом (что все признают) и маленько увлеклась. В какой-то момент деньги кончились, а демпинг продолжался (прекратить его - мгновенно упасть по оборотам), начал копиться долг
  • Между Эвитеррой и авиакомпанией был посредник, потому что так дешевле и проще для Эвитерры.
  • И вот сейчас посредник (коему Эвитерра должна) - отменяет авиабилеты пассажиров, потому что пассажирских денег с Эвитерры не получил, ну и платить эти деньги авиакомпаниям из своих - тоже не имеет желания (у него отношения с агентом, а не с пассажирами - клиентами агента).
  • Вишенка на торте: на сайте Эвитерры заглушка, вместо попытки решения проблем клиентов (пусть психотерапией), страус сунул голову куда обычно.
В фейсбучном тредике еще повылезла масса совершенно непонятных мне технических подробностей, дескать вот на брони написано *%*^#$%*^^*^^*&^*@@!#@#@#, а если бы там было написано *&(&^*&^*%$@#@%#^%$%&^%&^ (утрирую, там таки буквы, но столь же понятные), то пассажир был бы более защищен.

Еще доставляет (там же в FB), рассказ пострадавшего, что вот в Альфа-банке ему в колл-центре сказали, что такой операции как Chargeback у них нет. Гы. Интересно, Visa/MC об этом знает?

Я же хочу сказать не о частном случае, несмотря на то, что это очевидная жопа:

  1. Пассажир платил Эвитерре, Эвитерра - очевидный банкрот, то есть ни денег, ни билетов не будет.
  2. Единственный способ пассажиру получить деньги, который я вижу - это chargeback. Но это означает, что Эвитерра будет должна еще и с этой стороны, своему банку. Честно говоря, в успехе этой процедуры лично я сомневаюсь (услуга сначала была оказана, а потом отозвана вовсе третьим лицом).

    Возможно, в случае всяких платиновых/black карт еще поможет страховка, не знаю.

Но я больше об общем:
  • Сейчас мы имеем невиданную легкость в движении денег через континенты и страны (и встречный поток услуг/товаров, если повезло).
  • С точки зрения пользователя, все просто: он вбил данные карточки и паспорта, получил номер брони. И обычно все работает. Но на самом деле все сложнее:
    • Он пришел на какой-то метапоиск (вроде Aviasales)
    • Выбрал самый дешевый вариант, потому что его убеждают, что все варианты - 100% надежные, заплатил.
    • Этот дешевый вариант работает с компаниями не напрямую, а через посредника.
    • Посредник тоже странслирует бронирование (в случае авиабилетов) в какой-нибудь Амадеус
    • Ну и в БД авиакомпании поставится галочка, билет продан, по цепочке юзеру вернется номер брони.
  • В этой схеме все что-то полезное делают:
    • Метапоиск - умеет собирать трафик, ну и умеет предложить 10 способов купить один и тот же билет.
    • Сервисы (агенты)- разными способами предлагают одно и то же подешевле.

      Нет, я утрирую. Сервисы могут сделать то, что не может сделать отдельная авиакомпания, например перелет "в страну, потом внутри страны" одним билетом, вот тут Ася пишет с примерами.

    • Консолидаторы - обеспечивают сервисам возможность подписать не сотни договоров (по числу авиакомпаний), а только один.
    • Система бронирования - собственно бронирует.
    • Авиакомпания - возит.
  • Но все, кроме авиакомпании - живут на небольшой агентский процентик, средства пользователей через себя гоняют большие, а отщипывают - чуть-чуть. Поэтому долг в цепочке "за день" - это прибыль посредника "за месяц" (если он берет себе 3%).
  • Да и авиакомпания - тоже не жирует. Она платит за топливо, аэродромные сборы, банку по кредитам и проч. Если посмотреть отчетность, прибыльность у авиакомпаний - небольшая, относительно оборотов.
  • При этом, деньги ходят несколько медленнее, чем вызовы API по интернету. В тредике на роеме написали, что даже в идеальном случае пассажирские консолидированные деньги доберутся до получателя за недельку. Реально же еще медленнее, в том же тредике пишут, что расчеты - подекадные (плюс 2-3 дня на перевод денег "мы вашу платежку отдали в банк в 17:01, переведут завтра"), итого две недели.
  • Как следствие: малейшая непроходимость в этой цепочке - и лавина неплатежей становится неизбежной. Да, с этим пытаются бороться через депозиты (друг у друга), но что делать, если депозит кончился? Можно верить, что "трудности временные" (и долг будет накапливаться, а трудности могут оказаться не временными), можно не верить (и тогда сосед по цепочке мгновенно рухнет, т.к. cashflow у него прекратится)
Вышеупомянутая сложная картина характерна не только для авиабилетов, но и вообще для тревела. Наверное, для других массовых услуг тоже (типичная покупка билета в кино - тоже, поди, два слоя посредников), но другие массовые услуги не покупают так задолго и на такие суммы (может быть я что-то очевидное упустил, тогда поправьте).

Печаль моя в том, что я не вижу нормального выхода из такой ситуации:

  • Агенты и вообще онлайн-покупка - нужны.
  • Цепочка будет длинной, из описанного выше много не выкинуть, нормальное такое разделение труда на развитом рынке.
  • Иметь в каждом элементе цепочки депозит или просто финансовую гарантию на большую сумму - очевидно что нерентабельно, при нонешней стоимости денег и той комиссии, которую дают авиакомпании всей цепочке.
  • Итог очевиден: веселуха будет продолжаться

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
.....а бывает и в другом порядке  :))) Вчера меня малость муж пожурил. Я, конечно, поникла как трава, но понимаю, что была неправа, не поговорив с ним предварительно. Все нормально, мы не поссорились, но был вот  момент :) Это мы назовем посадкой :))) А сегодня был взлет - пода ...
Лично я купила слинг-шарф за 2000 евро. :0Это уникальный шелково-кашемировый шарф ...
 Ну шо сказать, как бы не пыжились свидомиты никаких сюрпризов выборы не ...
Прочитала в феминистках очередной призыв к женщинам не ограничиваться «спортом для фигуры». Надо, дескать, заниматься силовыми упражнениями, набирать мышечную массу. Надо быть сильной, чтобы дать отпор насильнику, чтобы чувствовать себя в безопасности, чтобы как дать ему… Женщина, ...
Иранцы – народ странный. Раненый в голову не меньше русских. Вот как можно, имея такую историю и такое духовное наследие, упереться лбом в этих шиитских мулл и осознавать себя исключительно через них? При царях Ахеменидах персы господствовали в Азии. При Аршакидах ведущую роль ...