О финансовой сверхпроводимости
alextutubalin — 05.01.2014Кросспост из блога автора. Комментировать лучше там, но можно и тут
Эпиграф: Eviterra.com: «Наш план — медленно спуститься с горы со всеми вытекающими».На наших глазах, у многих (тысяч?) людей происходит веселуха:
- Они купили авиабилеты через Эвитерру, собираясь куда-то слетать
- И вот обнаружили (или, хуже того, обнаружат в аэропорту), что ни денег, ни билетов у них нет.
- Эвитерра занималась демпингом (что все признают) и маленько увлеклась. В какой-то момент деньги кончились, а демпинг продолжался (прекратить его - мгновенно упасть по оборотам), начал копиться долг
- Между Эвитеррой и авиакомпанией был посредник, потому что так дешевле и проще для Эвитерры.
- И вот сейчас посредник (коему Эвитерра должна) - отменяет авиабилеты пассажиров, потому что пассажирских денег с Эвитерры не получил, ну и платить эти деньги авиакомпаниям из своих - тоже не имеет желания (у него отношения с агентом, а не с пассажирами - клиентами агента).
- Вишенка на торте: на сайте Эвитерры заглушка, вместо попытки решения проблем клиентов (пусть психотерапией), страус сунул голову куда обычно.
Еще доставляет (там же в FB), рассказ пострадавшего, что вот в Альфа-банке ему в колл-центре сказали, что такой операции как Chargeback у них нет. Гы. Интересно, Visa/MC об этом знает?
Я же хочу сказать не о частном случае, несмотря на то, что это очевидная жопа:
- Пассажир платил Эвитерре, Эвитерра - очевидный банкрот, то есть ни денег, ни билетов не будет.
- Единственный способ пассажиру получить деньги, который я вижу -
это chargeback. Но это означает, что Эвитерра будет должна еще и с
этой стороны, своему банку. Честно говоря, в успехе этой процедуры
лично я сомневаюсь (услуга сначала была оказана, а потом отозвана
вовсе третьим лицом).
Возможно, в случае всяких платиновых/black карт еще поможет страховка, не знаю.
- Сейчас мы имеем невиданную легкость в движении денег через континенты и страны (и встречный поток услуг/товаров, если повезло).
- С точки зрения пользователя, все просто: он вбил данные
карточки и паспорта, получил номер брони. И обычно все работает. Но
на самом деле все сложнее:
- Он пришел на какой-то метапоиск (вроде Aviasales)
- Выбрал самый дешевый вариант, потому что его убеждают, что все варианты - 100% надежные, заплатил.
- Этот дешевый вариант работает с компаниями не напрямую, а через посредника.
- Посредник тоже странслирует бронирование (в случае авиабилетов) в какой-нибудь Амадеус
- Ну и в БД авиакомпании поставится галочка, билет продан, по цепочке юзеру вернется номер брони.
- В этой схеме все что-то полезное делают:
- Метапоиск - умеет собирать трафик, ну и умеет предложить 10 способов купить один и тот же билет.
- Сервисы (агенты)- разными способами предлагают одно и то же
подешевле.
Нет, я утрирую. Сервисы могут сделать то, что не может сделать отдельная авиакомпания, например перелет "в страну, потом внутри страны" одним билетом, вот тут Ася пишет с примерами.
- Консолидаторы - обеспечивают сервисам возможность подписать не сотни договоров (по числу авиакомпаний), а только один.
- Система бронирования - собственно бронирует.
- Авиакомпания - возит.
- Но все, кроме авиакомпании - живут на небольшой агентский процентик, средства пользователей через себя гоняют большие, а отщипывают - чуть-чуть. Поэтому долг в цепочке "за день" - это прибыль посредника "за месяц" (если он берет себе 3%).
- Да и авиакомпания - тоже не жирует. Она платит за топливо, аэродромные сборы, банку по кредитам и проч. Если посмотреть отчетность, прибыльность у авиакомпаний - небольшая, относительно оборотов.
- При этом, деньги ходят несколько медленнее, чем вызовы API по интернету. В тредике на роеме написали, что даже в идеальном случае пассажирские консолидированные деньги доберутся до получателя за недельку. Реально же еще медленнее, в том же тредике пишут, что расчеты - подекадные (плюс 2-3 дня на перевод денег "мы вашу платежку отдали в банк в 17:01, переведут завтра"), итого две недели.
- Как следствие: малейшая непроходимость в этой цепочке - и лавина неплатежей становится неизбежной. Да, с этим пытаются бороться через депозиты (друг у друга), но что делать, если депозит кончился? Можно верить, что "трудности временные" (и долг будет накапливаться, а трудности могут оказаться не временными), можно не верить (и тогда сосед по цепочке мгновенно рухнет, т.к. cashflow у него прекратится)
Печаль моя в том, что я не вижу нормального выхода из такой ситуации:
- Агенты и вообще онлайн-покупка - нужны.
- Цепочка будет длинной, из описанного выше много не выкинуть, нормальное такое разделение труда на развитом рынке.
- Иметь в каждом элементе цепочки депозит или просто финансовую гарантию на большую сумму - очевидно что нерентабельно, при нонешней стоимости денег и той комиссии, которую дают авиакомпании всей цепочке.
- Итог очевиден: веселуха будет продолжаться
|
</> |