О философии и женских штучках
maiorova — 03.05.2020 Послушала-таки на Архэ ещё одну лекцию: «Зачем нужна философия». Чувствуется, что у лектора большой преподавательский опыт. Никаких э-э-э, гм, слов-паразитов, заикания. Красноречие, закруглённые фразы, и — всё время — взаимодействие с аудиторией. Даже не видя слушателей, философ постоянно обращался к ним, то предлагая им поразмыслить над той или иной проблемой, то призывая разносторонне осмотреть стакан, из которого отхлёбывал воду: а как мы знаем, что это стакан? Что это может быть? Почему это стакан, а не вазочка, например? Ключевая фраза лекции: «ведь вы же сапиенс!» Кто как, я чувствую, что не тяну даже на хабилиса. Философия не приносит немедленной пользы, философия не помогает быстрее ездить или получать более яркую картинку на мониторе. Но если вы хотите развлечься — лучше уходите, к вашим услугам развлекательные каналы... Цитирую не дословно, но близко к тексту. Сильный ход, конечно, — начать разговор сразу сКак сказал один немецкий профессор... славянского происхождения... я пришёл помочь вам, а вы жалуетесь, что я не плачу вместе с вами.
Через полчаса такой вопль в чате лекции: Так это ж
Или ещё афоризм: Смысл жизни не нужен детям и футболистам. Кто-то сразу откликается: Про футболистов я не въехал, поясните, пожалуйста.
Рассказал в числе прочего о том, как на лекции отстаивал тезис, что между жизнью сложной и жизнью простой следует выбирать жизнь сложную, так как сложен и мир. Тут студентка с первой парты внезапно восклицает:
— Нет, профессор! Нет! Жить надо проще!
Пока профессор выбирал, как ему на эту сентенцию отреагировать, у его оппонентки внезапно зазвонил сотовый телефон. Она его отключила, с тем чтобы продолжить дискуссию, а наш лектор ей задаёт вопрос с подковыркой:
— Наталья, почему же вы поступаете противоположно своему утверждению? Будьте проще, чтобы быть счастливее: ответьте на звонок. Ведь всяческие "неудобно", "невежливо" и "лекция же" осложняют жизнь, разрушают её первозданную простоту...
Наталья грустно улыбнулась:
— А что ж вы думаете, профессор, если мы с утра идём в университет и сидим на лекциях, то по вечерам в луже мы не лежим?
Лектор прибавил, что даже не сразу понял, к чему она это сказала. А потом — понял.
Не обошлось и без неприятных казусов. Чат «Архэ» устроен так, что вопросы выступающим начинают с хэштега @Центр Архэ. Их присылают списком или читают прямо из чата. Лектор зачитывает:
— Екатерина Е. спрашивает: Центр Архэ... с чем может быть связано скептическое и пренебрежительное отношение к науке философии? Так, а почему я должен отвечать на вопросы, адресованные Центру Архэ?! Екатерина, что это ещё за женские штучки? Это вы, получается, спрашиваете у Центра, с чем связано их пренебрежительное отношение к философии, что они допустили отвечать на вопросы философии этого субъекта? Так, что ли?!
Меня это, честно говоря, ужасно сбило с мысли и расстроило. Вот, думаю, ностальгирую по временам учёбы, по спорам в коридорах, по наставницам и наставникам прежних лет — а по существу, чем и были студенческие годы (годы!), как не зависимостью от того, допонял твой вопрос или недопонял тот или иной мэтр? Здесь просто настроение испорчено, а когда тебя же и бьют рублём? От того, с какой ноги профессор встал в день, допустим, экзамена, зависело, что будет на завтрак, получится ли купить новые джинсы. Нет, я не жила на стипендию в общепринятом смысле слова, но стипендия была-таки ощутимым приварком. Ну, и «женские штучки», конечно. Если бы такой вопрос задал Иван Ю. или Егор А., а не Екатерина Е., сказал бы лектор: «что это ещё за мужские штучки?»
|
</> |