О Джоне Колтрейне
obsessed_wsound — 16.11.2010 На прошлой неделе уважаемый жж-юзер denisov2008 поинтересовался моим мнением о Колтрейне.Ни для кого не секрет, что Колтрейн оказал огромное влияние на музыку, как он сам, так и его ансамбли. Его сложно причислить к какому-либо направлению — он успел сказать своё слово во многих джазовых стилях: Колтрейн играл с Диззи Гиллеспи бибоп, с Майлзом Дейвисом — модальный джаз, а со своей женой Элис и многими другими музыкантами — радикальнейший авангард, в то же время есть альбомы, на которых он исполняет блюзы и сентиментальные баллады. Однако чтобы ни делал он — все его работы отличает просто колоссальная энергия, которая конечно отчасти передаётся на пластинках, но я себе представляю, какой был эффект на концертах.
Колтрейн оставил в своей музыке много вопросов для последователей и вызовов для современников. Он привнёс новое осмысление гармонии (его знаменитая композиция Giant Steps революционна с точки зрения гармонической сетки), он привнёс в джаз новую философию со своим программным альбомом Love Supreme. Раньше джазовые пьесы длились 3-4 минуты, произведения Колтрейна длятся 10-12 минут, а то и вообще занимают целую сторону пластинки LP. Этот музыкант приблизил джаз по масштабу к академической музыке, расширил временные, ритмические, гармонические рамки. Он придумал пассажи, которые известный джазовый критик Айра Гитлер позже назвал «sheets of sound» — «листы звука», плотные длинные мелодические линии. Он был один из первых, кто применял восточные и комбинированные лады, одним из первых стал играть в трио без фортепиано. Словом, Колтрейн играл так, как было тогда не принято в джазе.
Недаром его последователи основали новую конфессию — Церковь святого Джона Колтрейна. В том, что делал этот человек, определённо есть какой-то знак свыше.
|
</> |