рейтинг блогов

О Дегенеративном искусстве

топ 100 блогов volynko27.03.2021

Эта статья ответ на поставленный мне в комментариях вопрос блогером О Дегенеративном искусстве apollo_musaget к статье 10 фактов о Максе Эрнсте ч. III

И таки шото тама дегенеративное всё-таки было.
О Дегенеративном искусстве

История одной выставки, которая стала самой посещаемой в ХХ веке, резко изменила жизни нескольких десятков художников, лишила немецкие музеи бесценных коллекций, добавила слово «дегенеративный» в искусствоведческий словарь и стала символом беспощадной цензуры в нацистской Германии.

Как Гитлер избавлялся от «опасных» картин, «безумных» художников и неблагонадежных художественных движений.

9 июля 1937 года на втором этаже здания Мюнхенского института археологии открылась выставка «Дегенеративное искусство». Для нее были отобраны 650 произведений, изъятых из 32 музеев Германии. Главной целью выставки было продемонстрировать и высмеять искусство, которое не вписывается в идеалы нового немецкого общества, оскрорбляет религию и немецкую нацию и, наконец, демонстрирует деградацию личности и сплошь создано коммунистами и евреями. Среди приговоренных работ были не только картины молодых немецких экспрессионистов, дадаистов, сюрреалистов, но и картины художников, которые к этому времени уже стали признанными классиками: Ловиса Коринта, Винсента Ван Гога, Огюста Ренуара и Поля Гогена.

Эдуард фон Грютцнер. Фальстаф с оловянным графином и бокалом вина.
Эдуард фон Грютцнер. Фальстаф с оловянным графином и бокалом вина.

Адольф Гитлер с 13 лет мечтал стать художником, в школьные годы всегда получал отличные оценки по рисованию и предпринял несколько попыток поступить в художественную школу, а потом в Художественную академию в Вене. Провалив экзамены, от своей мечты он не отказался — и работал художником несколько лет: писал небольшие картины с видами исторических зданий Вены, обзавелся дилером, судился с ним, выиграл и начал продавать картины сам. 

Эдуард фон Грютцнер. Жареная курица
Эдуард фон Грютцнер. Жареная курица
«Еще молодым человеком в Вене я однажды увидел картину Грюцнера в окне картинной галереи — очень похожую на эту, — сказал Гитлер, показывая на картину с изображением старого монаха. — Я робко вошел и спросил, сколько она стоит. Оказалось, что намного больше, чем я мог себе позволить. Господи, подумал я, удастся ли мне добиться такого успеха в жизни, чтобы я смог купить себе Грюцнера!
Через двадцать пять лет Гитлер владел коллекцией примерно из тридцати шедевров Грюцнера»

— эту историю со слов Гитлера записал его личный фотограф Генрих Гофман.

Любитель кактусов Карл Шпицвег, 1850, 39.3×22.8 см Собрание Георга Шефера, Бавария, Германия
Любитель кактусов Карл Шпицвег, 1850, 39.3×22.8 см Собрание Георга Шефера, Бавария, Германия

Да, прошло несколько десятков лет — и Гитлер мог себе позволить не только Грюцнера. Его личная коллекция насчитывала несколько тысяч работ, которые приобретались на деньги от продажи книги «Моя борьба». А это были миллионные суммы. Эдуард фон Грютцнер, автор жанровых картин из жизни неумеренно пьющих монахов, и мюнхенский самоучка Карл Шпицвег, написавший больше тысячи идиллических зарисовок о трогательных городских жителях, были центральными фигурами личной коллекции Гитлера. 

арл Шпицвег. Колдун и дракон
арл Шпицвег. Колдун и дракон

Он, конечно, боготворил Дюрера, античных скульпторов и голландских классиков, считал прекрасными реалистические и романтические сцены из жизни немецкого города и деревни. Обожал дарить картины из собственных запасов помощникам, министрам, главам различных ведомств, остроумно подбирая изображенный сюжет к роду деятельности адресата. Картина только тогда считалась картиной, естественно, когда обладала понятным сюжетом.

Адольф Циглер — любимый современный художник Гитлера. В коллекции фюрера — три его картины. И аллегория «Четыре элемента» располагалась в библиотеке над камином. Крепкие обнаженные женщины символизировали четыре стихии — огонь, землю, воду и воздух — а заодно воплощали все каноничные идеологические достоинства: силу духа, здоровье, спокойствие и безличную, холодную красоту.

Тот же Генрих Гофман в книге воспоминаний о фюрере пишет о раздражении, которое Гитлер испытывал по отношению к любому непонятному искусству: «Терпеть не могу, когда картины пишут кое-как, — довольно часто говорил он, — такие картины, по которым никак не скажешь, то ли они вверх ногами, то ли шиворот-навыворот, и несчастный багетчик должен приделывать к ним крючки со всех четырех сторон, потому что не может угадать, где верх, где низ!»

Адольф Циглер «Четыре элемента»
Адольф Циглер «Четыре элемента»

В 1930-е годы Германия стала страной, в которой Адольф Гитлер решал, какое искусство полезно немецкому народу, а какое — губительно. Но оставалась все же страной, в которой Кандинский написал «Первую абстрактную акварель», 

Первая абстрактная акварель Василий Кандинский, 1913 Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж
Первая абстрактная акварель Василий Кандинский, 1913 Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж

а Пауль Клее — «Чирикающую машину», в которой Ласло Мохой-Надь построил «Светопространственный модулятор», четыре студента из Дрездена придумали экспрессионизм, а архитектор Вальтер Гроппиус — самую влиятельную школу искусства и дизайна Баухауз. И Гитлер взялся основательно подправить в истории немецкого искусства эти досадные моменты с той же одержимой уверенностью, с какой правил этнические и расовые недоразумения в истории человечества. 

Чирикающая машина Пауль Клее , 1922, 48.1×63.8 см Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк
Чирикающая машина Пауль Клее , 1922, 48.1×63.8 см Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк

Небо на картине должно быть синим, трава — зеленой, мужчины и женщины должны демонстрировать спокойствие, силу духа и гармонию. Все остальное — порождение больного разума.

Адольф Гитлер на выставке «Дегенеративное искусство», 1937 год. Фото: jewishnews.timesofisrael.com
Адольф Гитлер на выставке «Дегенеративное искусство», 1937 год. Фото: jewishnews.timesofisrael.com

Ради здоровья нации уничтожить следует все эти пасквили на прекрасный немецкий мир, а лучше и самих авторов как душевнобольных и недостойных передать свои отравленные гены потомству.

Университет Баухауса в Веймаре. T. Franzen
Университет Баухауса в Веймаре. T. Franzen

«Модернизм — это не стиль. Модернизм — это мечта о свободном образовании и расовом равенстве, и библиотеках, полных книг, и снах, которые больше не полны слезами». 

Василий Кандинский – один из главных художников русского авангарда, теоретик, стоявший у истоков абстрактного искусства, – возглавил мастерскую живописи. Самый знаменитый его курс в Баухаусе был посвящен цвету.Фото: The Granger Collection, New York
Василий Кандинский – один из главных художников русского авангарда, теоретик, стоявший у истоков абстрактного искусства, – возглавил мастерскую живописи. Самый знаменитый его курс в Баухаусе был посвящен цвету.Фото: The Granger Collection, New York

Про Баухаус, самую влиятельную художественную школу XX века, можно сказать то же самое. Школа возникла всего через двадцать лет после конца Викторианской эпохи — и в эпоху тотальной декоративности смогла уничтожить любовь к украшательству напрочь. 

Пауль Клее – швейцарский художник-график, абстракционист, одна из крупнейших фигур европейского авангарда. Первый художник, назвавший рисунки детей и сумасшедших настоящим творчеством.Фото: Alexander Eliasberg
Пауль Клее – швейцарский художник-график, абстракционист, одна из крупнейших фигур европейского авангарда. Первый художник, назвавший рисунки детей и сумасшедших настоящим творчеством.Фото: Alexander Eliasberg

Баухаус просуществовал всего 14 лет (с 1919-го по 1933-й), но его идеи определили то, как стал выглядеть мир в XX веке, а многочисленные предметы, придуманные учениками школы (в год здесь училось примерно 150 человек), входят в лучшие музейные коллекции.

Иоханнес Иттен – художник-теоретик, разработавший подготовительный курс для Баухауса. До сих пор на основе этого курса строится преподавание в большинстве художественных школ.Фото: копия из книги Bauhaus. Bauhaus archiv. 1919-1933. Magdalena Droste. Benedikt Taschen. 1990
Иоханнес Иттен – художник-теоретик, разработавший подготовительный курс для Баухауса. До сих пор на основе этого курса строится преподавание в большинстве художественных школ.Фото: копия из книги Bauhaus. Bauhaus archiv. 1919-1933. Magdalena Droste. Benedikt Taschen. 1990
Ханнес Мейер – архитектор-функционалист, второй директор Баухауса, идеолог и практик социального строительства.Фото: Lotte Beese
Ханнес Мейер – архитектор-функционалист, второй директор Баухауса, идеолог и практик социального строительства.Фото: Lotte Beese

Отцы-основатели Баухауса – архитектор Анри ван де Вельде, инициатор создания школы, и Вальтер Гропиус – архитектор, прославившийся смелыми экспериментами. Он стал первым директором Баухауса и главным его идеологом. Именно Гропиус вдохнул в Баухаус творческую жизнь, вдохновил и увлек самых талантливых и смелых.

Людвиг Мис ван дер Роэ – великий архитектор-модернист, без преувеличения определивший облик городской архитектуры XX века.Фото: Werner Blaser
Людвиг Мис ван дер Роэ – великий архитектор-модернист, без преувеличения определивший облик городской архитектуры XX века.Фото: Werner Blaser

Гропиусу удалось собрать мощнейший преподавательский коллектив – весь авангард мировой художественной мысли, главных новаторов своего времени. Каждый из них – революционер в своем виде искусства: в живописи, архитектуре, скульптуре, дизайне. Обновления требовали все области творчества, так что учителей подбирали из самых разных сфер.

Вальтер Гропиус – один из главных архитекторов ХХ века, сподвижник Миса ван дер Роэ и Ле Корбюзье, дизайнер, теоретик, основатель функционализма в архитектуре.Фото: Louis Held
Вальтер Гропиус – один из главных архитекторов ХХ века, сподвижник Миса ван дер Роэ и Ле Корбюзье, дизайнер, теоретик, основатель функционализма в архитектуре.Фото: Louis Held

Модель образования в школе сильно отличалась от классической. Начинали не с истории искусства или рисования с натуры. Здесь занимались прикладными искусствами. Студенты получали базовые знания о форме, фактурах, материалах и быстро переходили к практике. В Баухаусе были не кафедры, а мастерские, где художники работали вместе с ремесленниками. 

Венгерский художник Ласло Мохой-Надь – теоретик фотографии, известный своими экспериментами с ракурсом и светом, а также киноопытами. В Баухаусе руководил мастерской по металлу. Фото: Люсия Мохой
Венгерский художник Ласло Мохой-Надь – теоретик фотографии, известный своими экспериментами с ракурсом и светом, а также киноопытами. В Баухаусе руководил мастерской по металлу. Фото: Люсия Мохой

Украшательство отменялось. Форма и внешний вид как зданий, так и предметов должны были быть подчинены функции. Ведь здесь придумывали не уникальные произведения для элит, а товары массового потребления: доступные, удобные и качественные.

Оскар Шлеммер – скульптор, хореограф, театральный художник. Фото: Hugo Erfurth
Оскар Шлеммер – скульптор, хореограф, театральный художник. Фото: Hugo Erfurth
Марсель Бройер – выпускник, позже преподаватель Баухауса, руководитель мебельной мастерской, один из отцов-основателей современного мебельного дизайна. Фото: Homer Page
Марсель Бройер – выпускник, позже преподаватель Баухауса, руководитель мебельной мастерской, один из отцов-основателей современного мебельного дизайна. Фото: Homer Page
Комплекс Баухауса в Дессау. T. Franzen
Комплекс Баухауса в Дессау. T. Franzen

 Продолжение следует. 

Источники: artchive.ru, www.sobaka.ru

Статья проиллюстрирована изображениями из Интернета. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Примерно половина американцев не верит утверждениям собственного президента Барака Обамы о том, что Россия якобы "действует в Сирии с позиции слабости, вступаясь за правительство Башара Асада". Согласно неутешительным для Белого дома результатам опроса телеканала Fox News, 46 процентов ...
       Многие любители кино, знают что в 2015 году в прокат выходит пятая часть "Терминатора" с Арнольдом- "Губернатором". Более того, создатели нового фильма уже не раз заявляли, что мол  это будет первая часть новой трилогии про киборгов и борьбу с ними выжи ...
Действуя по принципу "чем хуже - тем лучше" уж в который раз направил свои стопы на Маскачку. А потому как родина! Вот он, кстати, дом родной, в центре. Здесь уже не раз говорилось об этом районе. И в прошлом году. Вот . Да и до того. Аж в трёх ...
 Специально для тех, кто верещал, что сведения о том, что ФСБ запрашивала данные людей, перечислявших деньги на РосПил - это выдумка и "пиар РосПила". Пиар, ага. Мы к нему контрразведку подключили. Это ответ юзеру  nykolaich  . Он был одним ...
И вроде середина февраля, но солнце светит так, что уже хочется спрятать все теплое подальше и идти навстречу весне - но какая весна в феврале? Это скорее всего какая то обманка и завтра будет зима... ан нет, прогноз погоды на завтра обещает между Айфелем и Средним Рейном благодатные ...