О Дегенеративном искусстве
volynko — 27.03.2021Эта статья ответ на поставленный мне в комментариях вопрос блогером apollo_musaget к статье 10 фактов о Максе Эрнсте ч. III
И таки шото тама дегенеративное всё-таки было.
История одной выставки, которая стала самой посещаемой в ХХ веке, резко изменила жизни нескольких десятков художников, лишила немецкие музеи бесценных коллекций, добавила слово «дегенеративный» в искусствоведческий словарь и стала символом беспощадной цензуры в нацистской Германии.
Как Гитлер избавлялся от «опасных» картин, «безумных» художников и неблагонадежных художественных движений.
9 июля 1937 года на втором этаже здания Мюнхенского института археологии открылась выставка «Дегенеративное искусство». Для нее были отобраны 650 произведений, изъятых из 32 музеев Германии. Главной целью выставки было продемонстрировать и высмеять искусство, которое не вписывается в идеалы нового немецкого общества, оскрорбляет религию и немецкую нацию и, наконец, демонстрирует деградацию личности и сплошь создано коммунистами и евреями. Среди приговоренных работ были не только картины молодых немецких экспрессионистов, дадаистов, сюрреалистов, но и картины художников, которые к этому времени уже стали признанными классиками: Ловиса Коринта, Винсента Ван Гога, Огюста Ренуара и Поля Гогена.
Адольф Гитлер с 13 лет мечтал стать художником, в школьные годы всегда получал отличные оценки по рисованию и предпринял несколько попыток поступить в художественную школу, а потом в Художественную академию в Вене. Провалив экзамены, от своей мечты он не отказался — и работал художником несколько лет: писал небольшие картины с видами исторических зданий Вены, обзавелся дилером, судился с ним, выиграл и начал продавать картины сам.
«Еще молодым человеком в Вене я однажды увидел картину Грюцнера в окне картинной галереи — очень похожую на эту, — сказал Гитлер, показывая на картину с изображением старого монаха. — Я робко вошел и спросил, сколько она стоит. Оказалось, что намного больше, чем я мог себе позволить. Господи, подумал я, удастся ли мне добиться такого успеха в жизни, чтобы я смог купить себе Грюцнера!
Через двадцать пять лет Гитлер владел коллекцией примерно из тридцати шедевров Грюцнера»,
— эту историю со слов Гитлера записал его личный фотограф Генрих Гофман.
Да, прошло несколько десятков лет — и Гитлер мог себе позволить не только Грюцнера. Его личная коллекция насчитывала несколько тысяч работ, которые приобретались на деньги от продажи книги «Моя борьба». А это были миллионные суммы. Эдуард фон Грютцнер, автор жанровых картин из жизни неумеренно пьющих монахов, и мюнхенский самоучка Карл Шпицвег, написавший больше тысячи идиллических зарисовок о трогательных городских жителях, были центральными фигурами личной коллекции Гитлера.
Он, конечно, боготворил Дюрера, античных скульпторов и голландских классиков, считал прекрасными реалистические и романтические сцены из жизни немецкого города и деревни. Обожал дарить картины из собственных запасов помощникам, министрам, главам различных ведомств, остроумно подбирая изображенный сюжет к роду деятельности адресата. Картина только тогда считалась картиной, естественно, когда обладала понятным сюжетом.
Адольф Циглер — любимый современный художник Гитлера. В коллекции фюрера — три его картины. И аллегория «Четыре элемента» располагалась в библиотеке над камином. Крепкие обнаженные женщины символизировали четыре стихии — огонь, землю, воду и воздух — а заодно воплощали все каноничные идеологические достоинства: силу духа, здоровье, спокойствие и безличную, холодную красоту.
Тот же Генрих Гофман в книге воспоминаний о фюрере пишет о раздражении, которое Гитлер испытывал по отношению к любому непонятному искусству: «Терпеть не могу, когда картины пишут кое-как, — довольно часто говорил он, — такие картины, по которым никак не скажешь, то ли они вверх ногами, то ли шиворот-навыворот, и несчастный багетчик должен приделывать к ним крючки со всех четырех сторон, потому что не может угадать, где верх, где низ!»
В 1930-е годы Германия стала страной, в которой Адольф Гитлер решал, какое искусство полезно немецкому народу, а какое — губительно. Но оставалась все же страной, в которой Кандинский написал «Первую абстрактную акварель»,
а Пауль Клее — «Чирикающую машину», в которой Ласло Мохой-Надь построил «Светопространственный модулятор», четыре студента из Дрездена придумали экспрессионизм, а архитектор Вальтер Гроппиус — самую влиятельную школу искусства и дизайна Баухауз. И Гитлер взялся основательно подправить в истории немецкого искусства эти досадные моменты с той же одержимой уверенностью, с какой правил этнические и расовые недоразумения в истории человечества.
Небо на картине должно быть синим, трава — зеленой, мужчины и женщины должны демонстрировать спокойствие, силу духа и гармонию. Все остальное — порождение больного разума.
Ради здоровья нации уничтожить следует все эти пасквили на прекрасный немецкий мир, а лучше и самих авторов как душевнобольных и недостойных передать свои отравленные гены потомству.
«Модернизм — это не стиль. Модернизм — это мечта о свободном образовании и расовом равенстве, и библиотеках, полных книг, и снах, которые больше не полны слезами».
Про Баухаус, самую влиятельную художественную школу XX века, можно сказать то же самое. Школа возникла всего через двадцать лет после конца Викторианской эпохи — и в эпоху тотальной декоративности смогла уничтожить любовь к украшательству напрочь.
Баухаус просуществовал всего 14 лет (с 1919-го по 1933-й), но его идеи определили то, как стал выглядеть мир в XX веке, а многочисленные предметы, придуманные учениками школы (в год здесь училось примерно 150 человек), входят в лучшие музейные коллекции.
Отцы-основатели Баухауса – архитектор Анри ван де Вельде, инициатор создания школы, и Вальтер Гропиус – архитектор, прославившийся смелыми экспериментами. Он стал первым директором Баухауса и главным его идеологом. Именно Гропиус вдохнул в Баухаус творческую жизнь, вдохновил и увлек самых талантливых и смелых.
Гропиусу удалось собрать мощнейший преподавательский коллектив – весь авангард мировой художественной мысли, главных новаторов своего времени. Каждый из них – революционер в своем виде искусства: в живописи, архитектуре, скульптуре, дизайне. Обновления требовали все области творчества, так что учителей подбирали из самых разных сфер.
Модель образования в школе сильно отличалась от классической. Начинали не с истории искусства или рисования с натуры. Здесь занимались прикладными искусствами. Студенты получали базовые знания о форме, фактурах, материалах и быстро переходили к практике. В Баухаусе были не кафедры, а мастерские, где художники работали вместе с ремесленниками.
Украшательство отменялось. Форма и внешний вид как зданий, так и предметов должны были быть подчинены функции. Ведь здесь придумывали не уникальные произведения для элит, а товары массового потребления: доступные, удобные и качественные.
Продолжение следует.
Источники: artchive.ru, www.sobaka.ru
Статья проиллюстрирована изображениями из Интернета.