О ценности образования, или стоит/не стоит оно того

топ 100 блогов laromakaro26.10.2013 Для меня, как человека, образования не получившего, оно имеет абсолютную ценность. Долгое время мне казалось, что именно тому, что в свое время я бросила ненавистный техникум, жизнь моя сложилась не так, как бы мне того хотелось. Я сидела  со старшей дочерью с 1 по 11 класс над домашними заданиями, и, во многом благодаря этому, моя нервная система была измождена ежедневным мучительным раздражением и разочарованием. Я не могла любить ребенка так, как, опять же, мне того хотелось. Учиться систематически легко и несложно, школьная программа рассчитана на средний ум, и, при минимальной собранности не составляет никаких проблем ни усвоить материал, ни сделать домашние задания, считаю я. Мама со мной никогда уроков не делала, в школе я успевала хорошо. О том, что порой было мучительно скучно, и что той самой минимальной собранности у меня отродясь не водилось, я помнила. Но - смотрим начало абзаца - опыт, как я думала, имеет право и накладывает обязанность помочь (читай заставить) сделать так, чтобы дочка моих ошибок не повторила. Со временем уверенность в том, что образование сделало бы меня независимой или счастливой исчезла просто благодаря тому, что так не случилось ни с кем из моего окружения. Никто из независимых не обладает завидной для меня судьбой, никто из них не работает по специальности и все они приобрели эту независимость или в бизнесе, и/или путем постоянного самообразования, а не в школе дробь институте. Но слезть с накатанных рельсов я не смогла.

Несмотря на все наши общие слезы, порой взаимную ненависть и постоянное насилие надо собой и друг другом, Настя благополучно закончила 11 класс, сдала ЕГЭ и поступила на бюджет на выбранный ею факультет, и по баллам, и в творческом задании обогнав множество детей, кроме общей школы отсидевших еще и всю художественную.

Надо ли говорить, что с поступлением в университет проблемы не закончились. Другое дело, что мама заявила привыкшей к постоянному контролю и организации занятий извне девочке, что у нее кроме нее есть еще двое детей, и теперь все силы будут брошены на их обучение, а старшей дочке придется барахтаться самой, поскольку мама считает, что выполнила перед ней свой долг в области образования полностью.

Сейчас моя звезда на третьем курсе. Два года прошли в постоянной депрессии и срывах, и только после занятий с психологом и лечения обучение начало приносить удовольствие, появились успехи и творческие удачи. К психологу я отвела ее за ручку, правда, в этот раз Настя того хотела, и хотела сильно.

Что касается Маши, мы всегда считали ее необыкновенно интеллектуально одаренной. Умница, склонная к анализу и глубоким размышлениям, с быстрым умом, схватывающая на лету даже то, что по возрасту ей свойственно не должно быть. Представляете мое удивление, когда выяснилось, что необходимость неослабного контроля и нависания тетрадкой, в которой дочь пишет, никуда не делись. К шестому классу и к 12 годам наши отношения испортились, взаимное раздражение достигло критической отметки, а жизнь превратилась в ад. Девочка утомляется все быстрее, сосредоточивается все с большим трудом, а порой и просто саботирует уроки. Дневник красный, учителя звонят мне чаще, чем своим мамам, я не могу выйти из стресса, что накладывает отпечаток на семейную атмосферу, и отпечаток этот гнетущий. В этом году после каникул Маша не выдержала и месяца. Все пошло по-старому, на уроках она мысленно отсутствует, учителя ее зримо не любят, она начинает грубить в ответ и подозревает, что ее специально задвигают или пытаются обидеть, например, давая роль лешего в школьной пьесе.

Я отказалась от проверки ее домашних заданий. Я больше не исправляю косяки в черновиках и не проверяю комплектность портфеля, решив в этот раз не ждать до института. Маша вместо уроков слушает музыку, тайком чатится вконтактах в телефоне, запираясь на полчаса в ванной под предлогом мытья различных частей ее небольшого тела. Разумеется, она не выполняет ни одну из обсужденных и признанных обязанностей ни по дому, ни по учебе. Чем дальше в лес, тем толще партизаны, все накручивается, как снежный ком и будущее наших с ней отношений, а так же нервных систем все менее туманно и все более угнетающе.

А ведь есть еще Миша, который всего-то в первый класс пошел. В каком положении буду я к его пятому году обучения, предположить нетрудно. Меня поневоле посещают мысли, что я не в состоянии воспитать троих детей, и нужно было быть более ответственной и хорошо оценить свои силы до рождение второго и третьего. Российская система образования потихоньку утрачивает все преимущества советской, при этом не приобретая других позитивных качеств. Мало кто в СССР сидел до двух ночи над уроками, сейчас же это обычное дело, при том, что уровень эрудиции и общих интеллектуальных навыков у большей части выпускников современных школ снижается. Так для чего все это?

Грубо говоря: я больше не могу. Наиболее правильным мне сейчас кажется забить на оценки, критику и жалобы учителей и поставить дочь перед фактом, что ее образование - ее дело. Выпрут ее из школы - поедет в Россию. Привить ей мотивацию к учебе я не могу, рассчитывать на то, что в  12 лет ребенок будет иметь ясные представления о своем профессиональном будущем не имею права, т.к. большинство взрослых сами так и не решили этот вопрос, работая кем и где придется. Захватывающе интересного прохождения уроков нет, так откуда бы мотивации взяться в таком случае. Будет ли это актом отчаяния или тупого равнодушия или правильным решением, позволяющим разгрузить от вечного школьного негатива нашу жизнь, я не знаю. Но больше нет ни сил, ни желания тратить свою жизнь на призрачные перспективы детей, которые им не нужны, я не собираюсь. Возможно, я и дотяну ее до выхода из школы на приемлемом оценочном уровне, но ненавидеть друг друга мы будем к тому времени определенно, и что ждет абитуриента с расшатанными нервами и проблемами в семье, но без троек, легко представить.

Вот. К чему я это все.

И - высказывайтесь, пожалуйста. Любой опыт ценен.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Что может быть более лимонное и более вкусное? Из пенных бисквитов шифоновый - мой самый любимый! Его можно готовить как коржи для торта, но и просто как кекс этот бисквит очень хорош с глазурью или просто присыпанный пудрой. Для теста: 130гр. муки 80гр.+20гр. мелкого сахара 2 ...
Это не финские элитные сигареты. Точнее и сигареты тоже, но к этой записи сигареты не имеют никакого отношения. Я ходил на собрание в школу, как отец четвероклассника. Но не буду утомлять вас учебными процессами, многие из вас и так в курсе. Я родителей и учительниц разглядывал. Всех роди ...
Снова Евросоюз ставит Крыму палки в колеса. Из-за российских загранпаспортов, выданных в Крыму, семье крымчан угрожает депортация из Финляндии. Наталья Кушнаренко вместе с мужем и двумя детьми переехала из Крыма в Финляндию прошлой осенью. Визы семья получила в российские паспорта в ...
Помню как пришел ко мне в кабинет дед, лет 60-70 и говорит "я жену убил вчера". Я говорю - как-же так, ты жену убил? А где труп? Он говорит - дома труп лежит, дома....Я говорю, как же так, дед, ты жену убил? Он говорит - да, вот, убил и сам к вам в милицию пришел, внизу, в ...
До первой росы ещё времени много... Не майским сюжетом живу я с рассвета, Пускай в феврале не хватает нам лета - Зелёного цвета простора земного. Но радостно, в зорьку взглянув с предвкушеньем, Прочувствовать дымки её ароматы, Прочесть завершение зимних трактатов И думать о чём-то ...