О архимандрите Науме...
kalakazo — 23.09.2021 Из утренней почты:"Дорогой дедулькин!
Высылаю еще отрывок из воспоминаний хиппи Р.Г. о второй половине 80-х, на этот раз - о Троице-Сергиевой лавре и о старце Науме:
"Прямо из аэропорта, никуда не заезжая и даже не позвонив никому из знакомых, я отправился на Ярославский вокзал и там сел в электричку, идущую до Загорска, как тогда назывался Сергиев Посад. В Лавре я оказался как раз к началу всенощной – это была суббота. Народу в церкви было много, и несколько священников принимало исповедь в разных углах храма. К одному из них направился и я. Рассказав батюшке, как я из-за патриархов причастился в Успение, съев просфору, я услышал от него, что поскольку я теперь в этом исповедался, то это причастие зачтется мне задним числом в действительное, и поэтому в воскресенье мне причащаться уже не надо.
Ночь я провел прямо в Успенском соборе вместе с другими многочисленными богомольцами. Нужно сказать, что была она не из приятных, так как лежать пришлось прямо на полу, ничего под себя не подстилая и ничем не укрываясь. Рядом кто-то громко храпел, другие не ложились вовсе, а распевали всю ночь акафисты во главе с каким-то лаврским иеромонахом. Встав наутро разбитым и с трудом отстояв литургию, длившуюся очень долго из-за длинной проповеди и большого количества причастников, я каким-то образом попал в трапезную для паломников, а затем направился на поиски старцев.
Старца Кирилла в Лавре в те дни не было, зато Наум был на месте, и в ожидании его выхода в специально отведенном для его пастырских бесед с народом месте собралась довольно приличная толпа в несколько десятков человек, преимущественно женщин. Наконец появился старец и, окинув взглядом свою паству, быстро отделил агнцев от козлищ, сказав: «А ну, кто тут из вас детоубийцы – идите в соседнюю комнату, а я сейчас приду и вам молитву прочитаю. Кто еще кроме меня вас окаянных отмолит»? После этого толпа убавилась на добрую треть, если не вполовину. Затем он провел с окаянными минут, наверное, десять и вернулся к остальным, которые стали по очереди подходить к нему и задавать свои вопросы, нимало не стесняясь присутствием остальных. Большинство вопросов было житейского плана: выходить или не выходить замуж, менять ли квартиру, переезжать ли на жительство поближе к монастырю. Но случались и духовные: осуждать или не осуждать своего приходского батюшку, читать или не читать Иисусову молитву и т.п.. Одна девушка подошла и стала каяться в грехе тайноядения, с которым она никак не могла справиться.
-- Так это грех-то монашеский,- сказал ей старец,- как же ты им грешишь то?
-- Да, вот мать моя говорит, чтобы я мясо не ела, а я не утерплю, да и возьму, когда она не видит, из холодильника колбаски, что она для отца покупает, да и съем.
-- Мясо-то негоже есть. А то вот, знаешь, кого ты ешь, сама такая и будешь. Поешь свининки – свиньей будешь; говядинки – как коровка станешь, и враз тебе бычка какого захочется…
Мне так и захотелось тогда сказать, что надо дескать кушать только молодую баранинку, да голубятинку, чтобы стать незлобивым как агнец, и кротким как голубь, но я и сам ждал от старца обещанного мне о. Иоанном изречения воли Божьей. Наконец и я смог приблизиться к старцу и задать свой вопрос. Я начал было говорить, но не успел еще докончить, как Наум, поняв, в чем у меня дело, сказал: «В Ивановскую епархию, и смотри, слушайся там владыку», и повернулся к следующему вопрошавшему.
Услышав эти слова, я решил, что старец действительно прозрел мое прошлое и грядущее. Я еще не знал тогда, что он почти всех направлял именно в Ивановскую епархию, так что там его в шутку называли: «наш отдел кадров». С сими драгоценными словами в сердце я тут же отправился на электричку, а на следующее утро был уже в знакомом мне канареечном особнячке на улице Колотилова."
P.S. Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на [email protected]
|
</> |