Нужны ли нам Дон Кихоты?
olga_srb — 22.04.2022 Думаю, про героя знаменитого романа Сервантеса знают даже те, кто не читал романа и не слышал про Сервантеса. И если словосочетание «рыцарь Печального образа» на слуху не у всех, то сам Дон Кихот относится к тем вечным образом, которым суждено обретать всемирную славу.Его имя слилось с титулом, и вопрос, вынесенный в заглавие сегодняшнего поста про вчерашний день, в устной речи прозвучал бы так: нужны ли нам донкихоты (в одно слово и с маленькой буквы).
Обратиться к этой теме меня вдохновила театральная постановка, которую мы с мужем вчера посмотрели в театре на Таганке.
Я люблю этот театр, и неслучайно он стал первым драматическим театром, который я посетила после вынужденного пандемического затворничества.
Возбужденная публика, яркие огни фойе, холодное шампанское – все сливалось в единую картину предвкушения.
Забегая вперед (мне просто не терпится это сказать), замечу: это просто великолепный спектакль!
Такой яркий, такой многогранный и такой глубокий, что, выйдя из театра, я испытывала специфическое ощущение - когда знаешь, что всё понял, но не можешь выразить ни одной мысли вербально.
Кажется, то же самое чувствовал и муж.
Мы шли и перебрасывались малозначительными фразами типа «и мне очень понравилось», «да, классно», «просто супер», но дальше этого словесного топтания на месте не продвигались.
И лишь теперь, по прошествии времени, я могу сказать, о чем спектакль и почему его стоит обязательно посмотреть.
Когда собираешься на постановку по роману Сервантеса (а на афише было четко написано: «Дон Кихот»), ждешь, что на сцене появится нелепый чудак, отчаянно пародирующий прекрасных рыцарей и обреченный на поражение.
Как вариант, можно надеяться на сентиментально-романтическую трактовку образа, некий концентрат благородства и утопической веры в совершенного человека.
Образ Дон Кихота давно оторвался от конкретных исторических условий (напомню: речь идет о начале XVII века) и стал олицетворять особый образ жизни, обобщенно называемый «донкихотством». Вот его зритель и ждет.
Оправдываются ли эти ожидания?
В подавляющем большинстве случаев да, но не вчера.
Точнее – и вчера, но не так, как всегда.
Меньше всего я ждала увидеть на сцене то, что увидела – действительность. Нашу обычную российскую действительность с указанием точного времени и места действия.
И не зря режиссер начинает свой спектакль с обращения к зрителям: не пугайтесь.
Действительность – вот что постоянно мешает донкихотам жить так, как они считают нужным, и поместить главное действующее лицо в реальную сегодняшнюю действительность – очень смелое решение.
Но пугаться, на самом деле, не стоит!
Все, что происходит дальше, происходит на одном дыхании.
В поединке между действительностью и донкихотством выигрывает сильнейший – Дон Кихот, который начинает с безумно-утопической мечты об «очищении родины от красных» и заканчивает кровопролитием, превращаясь в монстра.
«А где же подвижничество, достигающее степени жертвенности? - спросите вы. - Где преданность идеалам?»
Друзья, они тоже есть!
Но только не у Дон Кихота, а у Санчо Пансы.
Именно он – настоящий носитель «донкихотства».
Он силен своей любовью к жизни, своим внутренним постоянством, преданностью и искренностью, своим желанием созидать и верить, не взирая на превратности судьбы.
В его поведении нет ничего нелепого, ничего ненормального.
Наоборот, Санчо Панса и есть самый нормальный, здоровый и правильный во всем том безумии, которое его окружает.
И будущее, если мы хотим, чтобы оно было – за Санчо Пансами.
И знаете, что самое удивительное? Актуальность!
Агрессивный мир, принимающий бездушные, манипулятивные решения, и придурковатый хозяин, втянувший простого испанского фермера в безумную авантюру – они создают абсурдный контраст простому обывателю, полному преданности и состраданием к тем, кто не заслуживает такого милосердного отношения.
Не Дон Кихот, а Санчо Панса – вот культурный феномен, выражающий интеллигентную мечтательность и не бесплодное, а деятельное милосердие.
Не Дон Кихоты, а Санчо Пансы нужны любому современному обществу.
Мы часто сетуем, что вокруг нас так мало героев и рыцарей, и что вместо них нас окружают шуты, наглецы и, в лучшем случае, лишние люди.
Нам не хватает Санчо Пансов, а не Дон Кихотов. Вторых у нас хоть отбавляй…
Кстати, часть действия перенесена в зрительный зал, что создает ошеломляюще приятное ощущение единства с актерами.
Великолепная игра, прекрасные декорации, глубокие мысли, тонкая режиссура - я в восторге от спектакля!
Да, чуть не забыла: фотографировать во время спектакля разрешается, но без вспышки. Об этом было объявлено после третьего звонка.
Вот такой четверг получился.
|
</> |