Нужна ли нам скоростная автомагистраль между крупнейшими городами страны?
virusog — 28.04.2011Я не реже 2 раз в год езжу по делам в Питер, но уже пару лет как перестал делать это на своем автомобиле. Причина проста - существующая трасса Москва - Санкт-Петербург находится в отвратительном состоянии, и глобальных изменений в этом плане ждать не приходится.
Во-первых, трасса Е105 постоянно пересекает деревни и прочие населенные пункты (а тут сразу неизбежны светофоры и пробки), что серьезно снижет среднюю скорость движения. Во-вторых, качество дорожного полотна такое, будто со времен Великой Отечественной тут занимались только "ямочным" ремонтом. Особенно жестко это ощущается в Тверской области в районе Торжка, а также в области Новгородской, где даже на своем монстре с колесами под метр высотой местные ямы внушают страх.
Начавшееся в прошлом году строительство новой скоростной платной магистали от Москвы до Питера внушило робкую надежду на то, что вскоре я смогу кататься в Питер быстро и гарантированно, без пробок и опасения потерять на трассе пару колес.
Я был приглашен блоггером в пресс-тур, организованный госкомпанией "Автодор" (которая и управляет строительством будущей трассы). В туре обещали показать будущую трассу от МКАДа до Твери, а чтобы сделать это быстро - лететь над ней нужно было на вертолете (к слову сказать, предоставленном ОАО "РЖД").
Главным "экскурсоводом" стал Сергей Валентинович Кельбах, первый зам.председателя правления ГК "Автодор". Он отвечает за инвестиционно-финансовую составляющую проекта, но в нашем пресс-туре отвечал на любые вопросы, связанные с будущей трассой.
Место мне досталось у окошка, но жутко неудачное. Вот такой вид на дополнительные баки был из моего иллюминатора. Поэтому и съемка получилась хреновая, за что я сразу прошу меня простить :)
Вертолет РЖД - это настоящий бизнес-класс! Я никогда бы не подумал, что обыкновенный МИ-8 может быть так комфортен внутри. Я боялся 5-часовой тряски и жестких лавок, а тут везде кожаные кресла и диваны, стюардесса разносит чай и кофе, а туалет похлеще чем в вагонах поездов владельца вертолета.
Из блоггеров были ottenki_serogo (на фото он читает заготовленные для Кельбаха вопросы, переданные ему группой защитников Химкинского леса, а также Максим Абрахимов. Его хорошо видно на предыдущем фото.
Вертолет - это гениальное средство передвижения. Во-первых, это ОЧЕНЬ быстро. Мы потратили буквально 30 минут на дорогу от Внуково до Ленинградского шоссе. Во-вторых - летим низко, все видно, и мобильный телефон отлично работает!
Жаль, летать на вертолетах дорого :(
Подмосковье с высоты птичьего полета - это сплошной фьюжн. Вот например строится элитный поселок таунхаусов, который граничит со страшным рынком стройматериалов. А ведь в рекламе поселка будет написано "экологически чистый" :)
В кабине вертолета (я впервые туда попал) количество тумблеров и приборов поражает воображение. В самолете, говорят, еще круче :)
Особенно меня повеселили надписи "Не садиться" и "Не становится" на люке в крыше. Как можно сесть на потолок?
Пока мы летели над трассой (сфотографировать ее почти не удавалось из за моего гениального вида из окна), главный инженер проекта рассказывал нам про маршрут.
Чуть-чуть видео с просеки в Химкинском лесу
Особенно интересны были обходные трассы вокруг городов (Твери, Вышнего Волочка), а также обходы заповедников и нацпарков (коих на маршруте оказалось немало).
Особенно всех занимал заповедник "Завидово" (такое впечатление, что хоть кто-то кроме президентской администрации там регулярно отдыхает), но и тут строители трассы и государство нашли компромисс - спорная территория будет компенсирована заповеднику в другом месте.
Назвать этот кусок заповедником и национальным парком у меня не поворачивается язык. Тут есть свалка и железнодорожные тупики, но нет ничего, что напоминало бы особо охраняемую территорию.
Кстати, тут же пройдет и новая высокоскоростная железная дорога в Питер, так что территория эта никогда бы не стала частью нацпарка.
Сложная дискуссия возникла у нас и по теме Химкинского леса. Однако никаких серьезных аргументов против прохождения трассы именно там найти не удалось. Отсылки к экологии не прошли - будущая трасса Москва - Санкт-Петербург фактически одна из первых, которая будет построена с учетом самых высоких мировых экологических стандартов (тоннели для миграции животных, очистка ливневых и талых вод, шумозащитные экраны, и т.д.). Кстати, во время дискуссии вскрылся интересный факт - самая плотная дорожная сеть в России оказалась не в Москве, а как раз в заповеднике Завидово! Ведь там заасфальтированы почти все, даже охотничьи дорожки. Также оказалось, что в Европе самая плотная дорожная сеть в Швейцарии, которая очень ревностно относится к собственной экологии.
Понятно дело, что для строительства трассы будут вырубаться леса. Но по проекту (надеюсь, что и в реальности) эти леса будут компенсированы в кратном объеме в других местах.
И напоследок по стоимости проезда. На данный момент нет четкого понимания, сколько будет стоить проезд по трассе от Москвы до Питера. Есть расчеты на первый участок (от МКАДа до 58 километра) - на этом самом дорогом участке дороги стоимость одного километра будет составлять около 3,5 рублей. Дальше в Тверской области ценник будет ниже, Новгородская область по большей части будет бесплатна (некому там платить за проезд). Ну а ближе к Питеру ценник опять будет повышаться до почти московских 3 рублей за километр.
Если при этом у Автодора получится изменить ПДД (как они сейчас обещают) и организовать на новой трассе ограничение в 150 км.ч - то автомобильная магистраль лично для меня точно затмит поезда и самолеты.
И нечего тут противостоять прогрессу - дорога эта жизненно необходима. Главное, чтобы вырубленные деревья были реально компенсированы. И я очень надеюсь, что за этим будут строго следить.
Как лично вы ответите на вопрос "Нужна ли скоростная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом"?