Ну и всех с постаментов, или "Ничего святого",

топ 100 блогов vokina25.05.2010 Надо объяснить еще один момент. В Академии заявляют, что они изучают не просто русскую культуру, а в частности скоморошью. И когда человек надевает на себя личину серьезности, то это дело высмеивается. Т.е. понятно, что за этой серьезностью кроется боль, но смех убирает какие-то барьеры и указывает, на что человеку надо обратить внимание. Академия-то самопознания как ни как. Длится это недолго, но такая вот указочка получается. Зато, если человек искренен и открыт, то там можно и прокричаться и прореветься и это найдет понимание.
То же и с общей обстановкой, когда атмосфера становится слишком тяжелой и серьезной, ее всегда кто-то разрядит, а остальные подхватят эту разрядку. Я не сразу поняла и приняла этот момент, и сначала было странно видеть, когда серьезный взрослый человек посреди какой-то серьезной работы начинает шлепать соседей ладонями по плечам и коленкам, а вскоре со смехом этим занимаются все присутствующие. Пара минут и все успокаиваются и возвращаются к работе, но обстановка теперь совсем другая, она не серьезная, а рабочая.
Еще на семинаре показывали, как Козу драть женщинам. Отличная штука, мне понравилось. Только надо, чтобы обе в теме были. Например, общаются две подруги, получают от этого удовольствие, и вдруг одна надевает на себя серьезный образ и с умным видом начинает поучать вторую, (или наоборот, впадает в дуру и говорит глупости). В общем, начинает бодаться. Второй становится понятно, что удовольствие от общения она уже не получает, и подруга явно ее использует для каких-то своих целей, и вроде бы все пристойно, но ситуация начинает бесить. Тогда вторая подходит к впервой, и берет ее за волосы там, где у козы находятся рога, и бормочет, глядя в глаза: «Как же ты мне надоела, какая же ты нудная (глупая, тоскливая…)». Первая тоже берет вторую за волосы, где рога и начинает трепать, глядя в глаза и приговаривая: «А ты как меня достала, тебя учишь-учишь, а ты…». Выглядит как классический вариант двух вцепившихся в волосы, дерущихся баб, только тут дело кончается смехом и разрядкой обстановки. Первая в результате выходит из состояния, в котором она странно себя вела, а вторая не дала накопиться раздражению. В итоге похихикали, кровообращение в коже головы усилили, встряхнулись и можно общаться дальше. А ведь могла бы и ссора произойти.
Ну, вот теперь можно написать о моих индивидуальных уроках.
Я ездила на семинар с Гошкой, мы жили в пионерском лагере в одном из корпусов, дети тусили в комнатах, а мы занимались в холле. У Гошки нашелся друг-ровесник Ваня.
Начиналась мастерская порки, мы как раз разговаривали о насилии, о состоянии зверя, что это состояние опасно как для того, кто в нем, так и для окружающих. Я сижу в задних рядах у двери, за которой мальчишки, и слышу, что Гошка достает Ваню словесно, а Ваня в ответ его щипает, а Гошка просит, чтобы Ваня прекратил. Так как делегация ко мне не пришла, я не считаю нужным вмешиваться в это дело. Как раз закончили говорить о звере, в холл заходит всхлипывающий Гоша, забирается ко мне на колени: «Ваня меня щипает». Следом заходит Ваня и протягивает руку, чтобы ущипнуть Гошку, который уже в моих объятиях. Я привычным жестом перехватываю Ванину руку в полете и строго говорю: «Я не разрешаю щипать моего мальчика» (в полном соответствии с Рожановской школой). В этот момент Ольга, руководительница Училища в Новосибирске прерывает работу и обращает всеобщее внимание на нашу троицу: «Что там происходит? Аня, мы только что говорили о звере, и ты тут же его выпустила».
Бли-ин, она не зря возглавляет Училище, она действительно примечает многие вещи, и у меня возникает ощущение, что меня застукали на месте преступления, потому что Зверь действительно присутствовал и в данном случае отпираться глупо. И я для защиты цепляю на себя образ Елены Павловны и аргументировано объясняю, что я не вмешивалась, но раз ребенок пришел ко мне за защитой, я обязана его защитить и как я могу позволить его щипать, если он сидит у меня на коленях, я тогда буду ненадежной…. Видимо образ сказал все красиво и убедительно, потому что часть присутствующих, в частности мои ровесницы и девушки помладше взялись меня защищать перед Ольгой, в том числе и мама Вани. Но номер не прошел и отвлекающий маневр не удался. «Аня, зверь был?» - «Был» - «Ты понимаешь, что ты подвергла опасности другого ребенка?» - «Да» - «Ты поднимешь, что это неадекватная реакция на действия мальчишки, что в этом состоянии ты могла нанести увечье мальчику, что ты могла бы получить конфликт с родителями ребенка, так как они имели полное право в этой ситуации его защищать?» - «Да, но …» (далее опять включилась защита образа Елены Павловны).
Ольга попросила кого-то стать Ваней. Один из мужчин подошел к нам с Гошей и стал протягивать руку к Гошке: «Вот я Ваня, перехвати мою руку так, как ты это сделала с Ваниной рукой», я перехватила, и там тоже был зверь, потому что было ощущение, что меня поймали, загнали в угол и это меня бесило. «Ого, ничего себе хватка!».
Ольга: «Кто там, кого ты так держишь, возраст?» (я знаю правила, мне надо отвечать быстро и первое, что придет в голову, идет работа) и у меня всплывает… лошадь. Мне 12 лет и я держу вырывающуюся лошадь под уздцы, я тогда занималась верховой ездой, и лошадь не моя, это один из молодых жеребцов, и мне страшно, он опасен, и я знаю, что мне его надо удержать и я держу, крепко держу.
Я: «Там лошадь, мне 12» - Ольга: «Это твой образ или чей-то?» - «Мой»
Ольга оглядела присутствующих: «Посмотрите. Отзывается? Она действительно держит лошадь. Ань, ты понимаешь, что усилия для удержания лошади и для удержания руки мальчика разные? Когда-то этот образ помог тебе, сберег твою жизнь, но он уместен в ситуации с другой лошадью, а не с маленьким мальчиком, ты это осознаешь, что тут это образ не подходит?» - «Да» - ответила я и внутри удивилась: как образ защиты моего ребенка от…, даже не важно от кого, взятый от Е.П. наложился на образ с лошадью, я и не подозревала о таком, совершенно неожиданно.
Ольга: «Давай попробуем еще раз. Вот Гоша пришел к тебе за защитой, вот Ваня протягивает к нему руку, чтобы ущипнуть, ты понимаешь, что тот образ действия в данной ситуации не подходит, что ты будешь делать?» Мужчина играет за Ваню и протягивает к Гошке руку, а я сижу в прострации, образа нет никакого, в голове чистый белый лист. «Я сейчас его ущипну» - говорит мужчина. «Аня, что делать-то будешь?» - говорит Ольга – «Что, только один образ с лошадью на все случаи жизни?» И я понимаю, что да, я защищаю Гошку как часть себя, вернее сказать как себя, а у меня на все случаи защиты – лошадь. Приехали.
Ольга видит мое замешательство и предлагает подсказку: «А Ваню ущипнуть?» остатки образа Е.П. у меня в голове пытаются что-то говорить о том, что тогда мы покажем нашему ребенку, что щипаться можно… но я понимаю, что это не мое и отмахиваюсь. Мое больше и сильнее, это Аня лет 5-6 образцово-показательный ребенок, самая умная девочка, и уже из образа этой умной, не по годам мудрой девочки я возмущенно говорю: «Хорошие девочки не щипаются». – «Так вот в чём дело! Ты это откуда знаешь? Это тебя наказали, за то, что щипалась?» - при этом я, т.е. Умная Аня, вспыхиваю праведным гневом от такой несправедливости: как кто-то мог подумать, что я могу заниматься такими глупостями, разве не видно, что я не из таких, я же пушистая и вся в белом!? «Или ты видела, как кого-то за это наказывают?» - возмущенно: «Конечно видела, и сделала выводы, сама я такого не могла сделать!». – «Ха-ха, посмотрите, она щипаться не умеет!» И тут же на меня набросилось человек 5 начав щипать, все остальные начали со смехом щипать соседей, народ явно получал удовольствие, но я сидела в образ правильной хорошей девочки, которая «Никогда!… Да вы что!...Совсем с ума посходили! Взрослые люди, возьмите себя в руки! Куда я попала! Отстаньте от меня! Драпать отсюда надо, ноги в руки и вперед!». Одна из щипающих мне шепчет: «Ну ущипни, ущипни в ответ». Понимая, что от меня не отстанут, я сделала усилие и слегка ущипнула кого-то. «Все! Она ущипнула!». Тут же этот вертеп прекратился, все расселись по местам и продолжили работу. А я так и сидела в образе Самой умной, а все кругом дураки. И первая часть работы мастерской прошла мимо меня, надутой и обиженной.
Потом был перерыв, и соседкам по комнате я излила всю желчь, предварительно предупредив, что я буду вещать из образа, благо народ в теме. Спасибо им большое, что выслушали. После чего я смогла вернуться в нормальное состояние и опять участвовать в работе.
Второй важный урок – это про Человека-паука. Пока мы занимались, мальчишки на улице в него играли, и я высказала свое недовольство. На что мне сказали, а почему нет? Ведь Гошка сейчас учится побеждать, он выстраивает образ мира, где он победитель, а образ Человека-Паука привлек его непросто так, он же обладает сверхвозможностями и при этом положительный герой. Что у сыновей учеников Училища есть и карточки, и комиксы, и костюмы. Что ему надо помочь переболеть этим образом, чтобы он взял из него нужное, а остальное само отвалится. Не загонять внутрь, а поинтересоваться, хотя бы сесть и посмотреть, кто это такой, а то получается, что «Человека-Паука не смотрела, но осуждаю». А почему осуждаю? Потому что чужая культура. Чужая не чужая, но дети, живущие здесь и сейчас, берут эти образы лучше, чем Иванов Царевичей, значит, они более подходят для решения их дальнейших задач.
Потому что там агрессия – Ага, почитай русские сказки, где братья разрубают на части своего брата и т.п.
Потому что на этом наживаются взрослые дядьки и я не хочу платить за какие-то прибамбасы уйму денег. – Сшей костюм сама или одолжи у тех, кто уже переболел, услышь своего ребенка, помоги ему, на это мне экономят.
А я вспомнила, как Гошка одно время болел Ассасином, закутывался в простынь, требовал себе майку с капюшоном и обвешивался оружием. Нас с мужем это умиляло, и оно быстро прошло. А Человек-Паук меня категорически не устраивал, и я загнала Гошкину болезнь в хронику, еще с ноября. В итоге джин выпущен из бутылки. Гошка с утра встает с лозунгом «Я человек –паук», обращает внимание на паутины, ждет, когда его укусит паук, требует костюм, мы посмотрели все три фильма, и он смотрит мульты. И я сейчас понимаю, какая силища уходила у Гошки на сдержанность по поводу ЧП, потому что я этого не одобряла.
Через пару дней после семинара меня пригласили во вновь открывшийся детский сад в гости, мамы рожановские, но прошедшие Аридины тренинги. Увидела я там то, что и ожидалось: сын хозяйки сада ведет себя по-хозяйски и задирает других деток. С одной стороны: если моя мама главная, то я второй после нее, с другой жили-были мама и сын, а тут вдруг мама занята хозяйством, соблюдением ритмов, другими детьми и вроде вот она, видно ее, но доступа к ней нет, прежнего внимания она не может уделять. Все как было у нас. Маме в такой ситуации нельзя давить на своего ребенка и строжится, иначе будет только усиление проблемы. Помнится, Гошке пришлось после закрытия сада месяца три реабилитироваться, он никого не хотел видеть у нас в гостях, особенно детей и сидел на мне как обезьяна на пальме: «Моя мама».
Я быстро въехала в обстановку сада, где преобладают рожановские нравы, мамы серьезны, защищают своих вводимых в сад детей и строят хозяйского сына, когда он задирает их детей, такой привычный образ мыслей, я стала на полном серьезе обсуждать как лучше другим мама построить хозяйского ребенка. Потом все ушли укладывать детей, я осталась одна на кухне и только тогда поймала себя на том, какие мамы все суровые, серьезные, пальцами грозят, все серьезно обсуждают с умными лицами. А ведь мне недавно показали, что может быть совсем иначе, легко и весело. Мы это позднее обсудили с хозяйкой, потом с другой мамой. Хозяйке предложенный вариант понравился, другая мама напоминала меня в ситуации на семинаре, ушла в глухую оборону: «О чем таком вы говорите, это возмутительно и нарушает все правила!», т.е. она этого не говорила, но это чувствовалось, и я о-очень хорошо ее понимала.
В итоге мы все же попробовали этот способ. Когда к нам на кухню пришел Гошка, который на голову выше хозяйского сорванца, и сказал: «А он меня толкает», я предложила ему толкнуть его тоже, прибежал сорванец, и мы устроили веселую толкотню, в которой участвовали все, кроме непринявшей это мамы. Через 5 минут такой возни вопрос был снят с повестки дня и дети пошли играть, а мы вернулись к нашим беседам.
Кстати о серьезной маме. С самого начала чувствовалось ее напряжение, она постоянно нависала над своим почти 3-летним сыном, сын не отходил от нее, почти не говорил, потому что мама реагировала на каждый жест, хотя говорить он умеет. Я сначала думала, «что тут не так?», а потом, когда осталась одна, стала думать, где-то я это видела, и вроде все правильно, но что-то тут сильно не то. Это правильное материнское поведение (защищать своего ребенка – первейшая мамина задача) какое-то неправильное. Потом я поняла, что она ведет себя как мама ребенка до года, который не в состоянии прийти о сообщить о своих потребностях и потому мама старается предвосхитить каждое ребенкино желание. Но откуда у нее этот образ действия? Да все оттуда, она брала возрастные консультации до года, где консультант приезжал показывал как и что делать с ребенком. Потом были лекции «Мама+малыш. От года до трех», но это были лекции, у нее не было возможности увидеть, как в реале ведет себя опытная мама с трехлеткой. Ребенок вырос, а образ действия остался тот же, на все возрасты, прям как у меня с лошадью.
Через несколько дней у меня была возможность обсудить полученные уроки с бывшей инструктором по уходу, которая тоже была на курсах у Ариды.
Она рассказала еще интересную вещь про образы. Во время беременности она консультировала и ей сильно запали две не очень умелых мамы, с одинаковыми сложностями. А потом со своим вторым ребенком она регулярно попадала в образы этих мам и делала те же глупости. В итоге второй ребенок ей дался тяжелее первого. Это еще одно подтверждение тому, что беременной надо постараться жить спокойно, как можно меньше бывать на людях и не цеплять всяких непотребств.
Еще оказалось, что у нее при защите ребенка тоже включается зверь, а под образом удержания руки проявляющего агрессию ребенка кроется своя «лошадь». И что недавно она беседовала на эту тему с другой мамой, которая так же защищая ребенка удерживая руку другого, проявляет зверя и потому получила конфликт с родителями на площадке.
И что рожановская мама действительно получается все время такая взрослая, серьезная, просчитывающая каждый шаг, и это требует большого напряжения и самоконтроля, а ее внутренний ребенок остается забытым и заброшенным, да и наружному ребенку с такой серьезной мамой непросто.
Опять же поговорили о том, о чем шла речь в прошлом посте, что как бы ни была хороша методика Рожаны, она несет свои несовершенства, просто в силу того, что ее создательница – живой человек со своими несовершенствами. И что надо создавать свой образ материнства, взяв из методики то, что проверено и работает (ГВ, СС, ношение и т.п. технические момент), но аккуратно относится к моментам связанным с социализацией. В конце концов, дети разные, семьи разные и представления о социализации тоже разные. Что дети сами выбирают себе родителей и у них свои уроки и свои задачи, потому надо сосредотачиваться не на том, чтобы все делать правильно, а на том, чтобы самим жить в счастье и радости.
А потом были посты про три поколения
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/52399.html
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/52649.html
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/53418.html
О, это было сильно и очень дополнило общую картину. Особенно описание поколения дядей Федоров, которые в частности растят своих детей так, что бы все было образцово и правильно и если уж естественное родительство, то самое максимально естественное, и как важно для нас быть серьезными. Как же замечательно сюда вписывается Рожана, прям в нужном месте в нужное время. :)
Кстати недавно меня занесло на сайт Рожаны, как раз после той веселой недели и отпускания Человека-Паука и новый курс «Безопасное родительство» меня умилил.
«В современном городе, переполненном новинками прогресса трудно вырастить полноценного ребенка. Техногенная городская среда наполнена множеством опасностей, о которых родители даже не подозревают. Эти опасности могут сильно повлиять на формирование личности ребенка, на статус его здоровья. Но для того, чтобы уберечь своих детей от разрушительных воздействий - надо знать: что для них опасно, а что полезно и почему.
Для того, чтобы уберечь ребенка от опасных внешних воздействий, надо располагать методами защиты. Поэтому мы решили создать просветительский курс для ответственных родителей, чтобы познакомить их не только с опасностями, но и с методами защиты от них». Да уж прям то, что надо для дядей Федоров – ответственных родителей.
Нет, пожалуй, я выбираю версию, где ребенок приходит в мир для решения своих задач и получения своих уроков, и именно поэтому он выбрал вот такую несовершенную меня, вот такой несовершенный мир вокруг. Я выбираю быть безответственным родителей и жить в свое удовольствие, и буду учиться жить легко и счастливо, что для меня, типичного Дяди Федора гораздо сложнее, чем быть серьезной и ответственной. *Однако, если подойти к делу основательно, серьезно, методично и последовательно, то можно всему научиться, даже жить легко ;)*

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Снято 28го мая На пруду я хотел оказаться на рассвете — на рассвет собирались брат и Наташа Г. Но в 3:30 я не встал, забыл будильник. Проснулся в половине шестого от скрежета ...
Это какой-то позор! В самом центре Европы распоясался очередной совковый ватник!?! Президент Чехии выматерился на радио, похвалил Путина и назвал Ходорковского вором. Чешские СМИ оживленно обсуждают скандальное выступление главы страны по радио, в котором Милош Земан неоднократно употреб ...
Сегодня была очередная НЕНАСИЛЬСТВЕННАЯ, мирная акция #2206v1900. Фоторепортаж - ниже. Эмоциональным(беларусам) людям смотреть не рекомендуется. Еще за 10 минут до начала акции задержали журналиста Радио-Свобода. И в этот раз всех сразу стали ...
И еще немного реальности из Харькова -- от народной репортера-волонтера Валерии, которую, надеюсь, тоже многие помнят по видео, в том числе ее видео просто о том, с чем они сталкивались, как помогающие нуждающемуся и сугубо гражданскому населению волонтеры, за которые однако, как за ...
Мы с Витей родились в один день, 8 августа. Играли на одной сцене в театре на Юго-Западе, дружили. Это был уникальный актер, самоучка, самородок. Без театрального образования, без какой-либо базы. В театр его затащил одноклассник, брат режиссера Валерия Беляковича, Сергей. Теперь ...