Новости про В-21 или "по секрету всему свету"
afirsov — 23.03.2018На очередной конференции в Вашингтоне член комитета конгресса по вооруженным силам Роб Виттман неожиданно много рассказал о В-21, учитывая секретность программы. Виттман отметил, что программа идет по плану (в настоящее время изготовлен стенд-аналог для наземных испытаний – возможно именно "железную птицу" имел ввиду командир 412-го авиакрыла, отвечающий за испытания В-21 на авиабазе Эдвардс). Но существует ряд серьезных проблем в первую очередь с силовой установкой:
«Этот самолет является уникальным и чрезвычайно сложным... То, что там есть проблемы – не удивительно. Главное, как мы их будем решать. Есть несколько вариантов решения проблемы воздухозаборника и канала двигателя и их проектирование – серьезная проблема».
Виттман отметил, что получаемый сейчас поток воздуха в канале воздухозаборника не устраивает производителя двигателей «Пратт-Уитни»: «Наф, нам нужен конкретный воздушный напор перед двигателем».
Виттман отметил, что воздухозаборник – основная проблема при проектировании самолета «стелс», так как необходимо, чтобы он отвечал требованиям малозаметности и в то же время отвечал требованиям двигателистов.
Концепция бомбардировщика В-21 предусматривает снижение заметности самолета со всех ракурсов при полете на больших высотах – требование, которое до сих пор к «стелсам» не предъявлялось (планируют, типа, свободно действовать в зонах, прикрытых ЗРК С-300 и С-400). То есть должна быть обеспечена скрытность как для воздухозаборника, так и сопла двигателя. Учитывая, что самолет по всем данным будет двухмоторным, то для достижения заданных характеристик требуется обеспечить эффективную работу его двигателей. Кстати, низкая тяговооруженность предшественника В-2 – одна из главных проблем самолета, недобор его характеристик, и это не в последнюю очередь связано с особенностью компоновки.
Единственное, как полагают, более менее достоверное изображения В-21
На представленных изображениях В-21 воздухозаборник гораздо меньше выступает за контур фюзеляжа, чем у В-2. То есть однозначно будут проблемы с турбулентностью пограничного слоя и другие возможные «осложнения» (типа установки блокираторов на ЭМ-излучение), снижающих эффективность воздузаборника. Чересчур изогнутый профиль каналов также ведет к потерям на входе двигателя.
Самая большая загадка – сопло В-21. Сейчас специалисты даже не могут предположить, что там проектируется на «Нортропе». Полагают, что вариант В-2 с двумя плоскими соплами по задней кромке тут не будет принят. Для летающего крыла существует серьезная проблема обеспечения продольной устойчивости, особенно в случае отключения одного из двигателей. Так что более вероятно размещение сопла сверху, не доходя до задней кромки "изолированного" крыла, и единого для обоих двигателей.
Так же Виттман упомянул, что ключевым этапом работ является разработка крыла. Что он имел ввиду не понятно, предполагают, что речь идет о новой технологии «морфинга крыла» (изменения формы, возможно, отказ от управляющих плоскостей), которая резко усложняет проектные работы и поднимет стоимость производства, но обещает эффективное снижение заметности самолета.
В целом можно отметить, что В-21 явно не будет являться «уменьшенной копией» В-2.
Под конец Виттман отметил, что «Нортроп» испытывает серьезные проблемы с кадрами, – неудивительно, учитывая сжатые сроки разработки.
Специалисты отмечают необычность того, что такая подробная информация исходит из конгресса, а не от ВВС США или Пентагона, что позволяет предположить, что речь идет о уже решенных проблемах, так как 412-го крыла заявляет, что испытания уже начнутся в скором времени. Собственно военные рассчитывают принять самолет на вооружение уже в 2025 г. – то есть по нынешним временам довольно скоро. Стоимость разработки оценивается весьма оптимистично в 10 млрд долл., всей программы производства не менее 100 самолетов – в 100 млрд. долл.
|
</> |