Новое эмбарго от России
trim_c — 21.10.2015 — ЭкономикаРоссия ограничила экспорт ДТ и автогаза в Украину
С начала октября Россия резко снизила экспорт сжиженного газа и дизельного топлива (ДТ) в Украину. А с прошлой недели российский "дизель" и вовсе перестал поступать в адрес украинских покупателей. Об этом ЛІГА.net рассказали менеджер, а также собственник компаний - импортеров топлива.
Если прекращение поставок ДТ в Украину российские поставщики аргументируют запретом властей РФ на экспорт нефтепродуктов, которые могут быть использованы украинской армией, то сокращение экспорта сжиженного газа не объясняется вообще никак.
Такие действия уже привели к удорожанию ДТ на альтернативных маршрутах поставки и серьезному росту стоимости автогаза на АЗС по всей стране. За последние две недели цены на газовых заправках выросли на 25% и продолжают стремительно расти.
Россия является вторым по объемам после Беларуси поставщиком дизельного топлива в Украину. По данным консалтинговой компании UPECO, в августе доля российских поставщиков в общем объеме импорта ДТ составила около 40% (180 000 тонн). Больше Украина импортирует только из Беларуси.
Российские продавцы начали запрашивать у своих украинских контрагентов справки о конечных потребителях продукта еще с августа этого года, объясняя это запретом на поставки нефтепродуктов, которые могут в дальнейшем быть использованы украинской армией.
Сначала это было формальностью, но уже с конца сентября без такой справки от трейдеров российские компании отказывались подписывать какие-либо договоры и контрактовать нефтепродукты. При этом непонятно, у кого украинские компании должны были брать эту справку.
Экспорт бензина и дизтоплива был ограничен по распоряжению Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, отмечает аналитик UPECO Александр Сиренко.
"Фактически это касается всех нефтепродуктов, которые могут быть использованы украинской армией. Но запрет коснулся в первую очередь дизельного топлива, - говорит он. - Дошло до того, что российские продавцы просто возвращали трейдерам предоплату за топливо".
Такие ограничения привели к резкому снижению объемов российского дизтоплива на рынке и его удорожанию у других поставщиков. За десять дней октября, по данным Государственной фискальной службы, Украина импортировала из России около 33 000 тонн дизельного топлива, или 18% всех поставок, против 40% в августе.
"С конца прошлой недели отгрузки дизтоплива из России вовсе остановились, - рассказывает собственник нефтетрейдера. - Мы просто перестали контрактовать ресурс до прояснения ситуации".
Если для ограничения поставок ДТ из России есть формальные причины, то резкое снижение поставок сжиженного газа в Украину российскими компаниями никак не аргументируется. В перечне ФСТЭК автогаз не значится как товар двойного назначения и не может быть использован ВСУ.
Тем не менее основной поставщик автогаза в Украину российская Роснефть в пять-шесть раз снизила отгрузку ресурса с конца сентября, сообщил ЛІГА.net менеджер компании-трейдера.
"Еще в сентябре из России в сутки поступало в среднем 1 500-3 000 тонн сжиженного газа, а сейчас отгрузка идет в объеме не более 500 тонн, - говорит Сиренко. - При этом какие-то разумные объяснения с российской стороны отсутствуют".
Российский сжиженный газ сейчас занимает около 70% в доле импорта, поэтому заместить его продуктом из других направлений в короткий период времени очень сложно. "Учитывая небольшие запасы топлива у продавцов и ограниченные поставки из России, в ближайшее время сжиженный газ в Украине продолжит дорожать", - считает Сиренко.
Россия верна себе - свои энергоресурсы она использует как политическое оружие. И это трудно назвать новостью для Украины. Это еще одна трудность для нас - и еще одно средство давления на переговорах - для них.
Но из этой проблемы для Украины есть только один выход - Украина должна этим переболеть. И перестать критически зависеть от России в чем бы то ни было. Просто иначе нами будут управлять всегда.
|
</> |