Новинки патриотического кино: "ХОЛОП" Овертона
potsreotizm_new — 31.12.2019 Как из мажора сделать человека? Отдать его в крепостные!Главная комедия этого Нового года "ХОЛОП" — во всех кинотеатрах с 26 декабря!
Кровь и Почва
Рецензия от Егорки: Мажор в типично Псковских далях
Лидером российского кинопроката на прошлых выходных внезапно стал не дорогостоящий исторический эпос о декабристах и Николае I «Союз Спасения», а «Холоп» – непритязательная комедия о перевоспитании мажора помещением в крепостную деревню. Фильм полностью окупился за первые выходные.
«Холоп» и в самом деле великолепное, бесспорно удавшееся кино. Там просто не над чем и некогда дискутировать – там надо хохотать до надорванного животика.
Унижения, которым подвергают героя в обществе без права и закона, ничуть не меняют его природу. Создатели фильма тут отменно смеются над собой, подчёркивая, что показывают не реальную крепостную Россию, а представления о ней современного троечника, не знающего, что дворянина пристав сечь не может, которого спасает от палева только то, что имеет он дело с двоечником.
Гриша меняется не потому, что он столкнулся с жёсткими правилами иерархического общества, в котором он внизу.
Главным средством терапии в этом фильме оказываются Дали. Какие Дали? Типично Псковские.
Половина успеха «Холопа» – это фантастически удачный выбор натуры – Пушкинские горы. Один из немногих неизгаженных застройщиками, не убитых высотками, не заражённых «похорошеллой» уголков настоящей русской природы и культурного ландшафта. К тому же связанный с Нашим Всем. За умопомрачительные виды с Савкиной горки, пролёты коршуна-дрона над рекой Соротью или проскок на коне по сказочному лесу, в котором, раз оказавшись, хочется поселиться навсегда, можно отдать всё.
Строго говоря, вправляет мозги герою не столько довольно беспомощная клоунада, которую из лучших побуждений устраивают ему перевоспитатели, сколько этот настоящий русский воздух, эта зелень, эта синева, это золото лучей, пробивающихся сквозь сосновые заслоны, чтобы упасть на мох или на пригорки с земляникой.
Возрождение происходит потому, что дитя асфальта дотронулось до настоящей русской жизни, ощутило то, что Глеб Успенский называл «властью земли».
Власть земли, это она давала нашему народу терпение, кротость, мощь и молодость; отнимите её у народа – и нет этого народа, нет народного миросозерцания, наступает душевная пустота. 200 лет татарщины, 300 лет крепостничества народ перенёс только потому, что сохранял свой земледельческий тип. Это власть земли держала крестьянина в повиновении, развила в нём строгую семейную и общественную дисциплину, – замечательно выразил эту идею Успенского Александр Солженицын.
И, разумеется, связью для героя с этой настоящей землёй могли быть не актёры, не циркачи, а только ветеринар Лиза, которая имеет дело не с лицедейством, а с важнейшей частью этой земли: животными, конями.
Настоящая «работающая» история начинается тогда, когда герой ломает написанный для него сценарий и у него начинается всё по-настоящему – белокурая девушка белорусских кровей, которую надо защищать от нашествия татаро-монголов. Это не сатира на то, что русскому Ваньке нужен кнут, а сказка про то, что настоящему русскому человеку для самореализации нужна Белоруссия и вооружённая борьба с азиатским игом. И ведь не поспоришь.
Мажор становится человеком, прикоснувшись к русской почве, к духу русской природы, истории, сказке и напитавшись ими.