Новая (старая?) тема для пятницы

топ 100 блогов naritsyna15.04.2016 Я наивно надеялась, что сумею, может быть, с помощью супруга, написать на эту тему по мелькнувшим идеям отдельный полноценный материал. Но пока – увы: супруг работает над планом-тезисом очередной скайп-конференции, а я работаю над дипломом. Но чтобы не упустить продуктивную идею – выложу хотя бы наброски.

Вот такой комментарий написала мне френдесса в одной из дискуссий (использую с ее разрешения):

"ты ищешь лёгкий путь" - это ж жуткое оскорбление для советского человека=) Я помню, как-то с мужем говорили про то, надо ли заставлять гипотетических детей ходить в гипотетическую музыкалку, если им не нравится. Он сказал, "ну тогда они заниматься только тем, что им нравится!" И замолчал=) Понял, что сказал. О ужас, дети будут делать, что хотят!"

В связи с тем, что не так давно в Мастер-классе мы снова подняли тему проблемы с испытанием удовольствий, я подумала: интересно, почему "ты ищешь лёгкий путь" стало на наших просторах оскорблением? Нет ли здесь практически поголовной контаминации Родителем, который по факту, прикрываясь красивыми лозунгами, требует не чтобы вы что-то реально сделали и куда-то пришли, а чтобы вы задолбались? И зачем это ему надо, не затем ли, что, во-первых, задолбавшимся человеком легче управлять и его легче контролировать, а во-вторых, опять же – удовольствие нужно заслужить, а если человек задолбается, ему уже и не нужно тех удовольствий?

В любом случае, тенденция "не задолбался – не поработал качественно" имеется в разных направлениях. Фраза "облегчить себе жизнь" – звучит презрительно, а заниматься сексом стоя на лыжах в гамаке приравнивается к наибольшему успеху в жизни.

Мы в прошлом курсе скайп-конференций как-то говорили о том, что тот же перфекционизм пошёл от требования "постоянно работать, работать все больше, ещё больше, ещё, ещё больше" – а как это мерить? Опять вспоминается хрестоматийное "тут мерилом работы считают усталость", и так далее. Да, в той же психотерапии есть признак – если движение в каком-то направлении вызывает сопротивление, то, скорее всего, в том направлении решение проблемы и находится. Но это хотя бы можно обосновать, а вот вопрос к цензуре "Почему искать лёгкие пути – это плохо" – вызывает у цензуры обычно выраженную агрессию.

Это первое. А второе – почему же плохо заниматься только тем, что нравится?

Да, иногда важно преодолевать какие-то преграды и трудности, но – см. первую часть – человеку важно самому для себя, для своего внутреннего Ребёнка, представлять – зачем он это делает. Точнее – для чего. Вот я могу, конечно, целый день скакать на одной ножке, пусть мне это и не нравится. Но зачем? Что лично я, мой внутренний Ребёнок, получит от этого? То есть преодоление попутных трудностей не нужно тренировать насильно, оно складывается само по себе, если есть мотив.

Мотив – это главное. Внутренний Ребёнок по Берну – главный движитель жизни, драйвер. И те, кто считает "нужно приучить этого Ребёнка знать своё место и высовываться только на праздник и, да и то не сильно" – глубоко неправы. Это чаще всего свойственно, кстати, контаминирующему Родителю. Ребёнок выступает первым заказчиком: "Я хочу".

Вот я сейчас сижу и представляю себе, как это будет здорово: я поеду в Питер! На сапсане, первый раз в жизни! Я там получу диплом! Ура! Вернусь дипломированным психоаналитиком! Три года работы увенчаются таким праздником, ура! Я уже примерно представляю, какой шикарный букет цветов я подарю на защите своей дипломной руководительнице. Ребёнок видит цель, ему радостно, он скачет и говорит "хочу-хочу!"

Ок, говорит Взрослый. Но для того, чтобы дали диплом, его нужно А – написать, Б – защитить. А для этого нужно писать и готовиться к защите. Причём распределить эти задачи равномерно, чтобы не надрываться, не уставать от однообразных занятий: опять же помимо этого есть и ещё работа, и прочие задачи, и отдых (рекреация). Родитель, организуйте нагрузку так, чтобы Ребёнок не уставал и попутно получал удовольствие маленькими порциями.

И маленькие порции понеслись.

Составила опросник, запустила в работу – шаг к цели! Ребёнок радуется!
Написала введение к диплому – Ребёнок радуется!
Сделала хотя бы теоретические вопросы к госам – Ребёнок радуется! Да, там остались ещё практические задания и задачи, но Родитель говорит – ничего страшного, вот внутренний срок для задач, вот – для заданий, всё успеваем, потом будет ещё два повода порадоваться, когда и это доделаешь!
Ребёнок весь в радости. Он не знает, куда ее девать.

Но здесь есть одно "но". Нет, даже два. Первое: здесь нет внешнего Родителя, который бубнит "дело надо доделывать сразу и до конца, пока не доешь - из-за стола не выйдешь, и чего радоваться, когда сделан кусочек, не закончено – значит, не сделано, это повод для угрызений совести, а не для радости".

И второе "но" - Ребёнку изначально хочется этот диплом.
А если не хочется? Если вместо этого у человека возникает что-то вроде ненавистной музыкалки? И – например! - "если хочешь покататься на поезде, сделай диплом, который тебе нафиг не нужен, но нужен мне, твоей цензуре, и таким образом, сделав для меня то, что тебе не нужно и от чего тебе тошно, ты получишь возможность порадовать и своего Ребёнка".
Вот это как раз и есть основная профанация и вред контаминирующих установок.

И если "дети будут делать то, что хотят " – это жупел и страх родителей, то первое, что разучится делать их реальный ребёнок – это хотеть. Потому что за это – ругают. Делать то, что хочешь – нельзя. Нужно делать то, что надо, - говорит контаминант. не конкретизируя при этом – кому надо. (Помечаю себе – где-то отсюда растут ноги и у понятия "сила воли". Но это будет уже другая отдельная история).

То есть опять установка: надо приучать личность делать что-то ненавистное, чтобы она ни в коей мере не задумывалась "а зачем мне лично это надо и если надо – как это сделать без лишних трудозатрат". Чтобы потом эта личность более эффективно подчинялась Родителю-контаминанту.

А в конце озвучу ещё одно частое опасение: мол, если предоставить ребёнку возможность делать то, что он хочет, он пойдёт вразнос и будет делать только то, что вредно. Конечно, будет, если под внешним давлением у него к этому времени даже в зачаточном состоянии нет внутреннего Взрослого, а внешнее Родительское давление такое, что вырвавшись из-под него, внутренний Ребёнок начинает реально беситься, потому что знает – дадут немножко погулять и тут же погонят обратно в клетку. Так пока дали погулять – нужно наудовлетворяться по самое не могу безо всяких сдерживающих моментов (пока контролёр-Родитель в отключке), можно всё, что в голову взбредёт, даже совершенно асоциальные вещи. Потому что потом долгое время будет все нельзя, а внутренний гомеостаз требует соразмерной по силе давления компенсации.

Кстати, это довольно частое промежуточное терапевтическое состояние, когда человек начинает терапию в состоянии забитого внутреннего Взрослого, в процессе постепенно избавляется от давления контаминанта-Родителя. и пока Взрослый ещё не сформировался и не обучился регуляции личности – на какое-то время во главе встаёт внутренний Ребёнок – "анфан террибль". Очень важно этот момент корректировать в той же группе. Но – не ругать человека за это.

Так что психотерапия – это реальный способ поиска "лёгких путей". Точнее – способ не создавать себе трудности там, где они излишни, а возникающие преодолевать осмысленно и даже с удовольствием.

Завершая этот поток сознания, ещё раз напомню: пока это именно поток, чувствую, что многое тут упустила, но – идея пущена в народ на обкатку, а к структурированной статье на эту тему мы с супругом ещё планируем вернуться со временем.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Все ингредиенты растут на ваших грядках. Попробуйте, очень вкусно и выгодно. Ничего не пропадает - все в дело идет! При засолке овощей и зелени они сохраняют много витаминов до весн ...
Нашей Компании выпала огромная честь оказывать помощь в проведении выборов президента РФ :) Нам поручено вести поддержку обслуживающего персонала камер по трансляции выборов. В связи с этим был создан call-центр 2 линии. Мне требуются сервисные ...
Общепризнано, что чета Геббельс перед самоубийством умертвила своих детей, - а я всегда сомневался. Без фактов, без аргументов, просто потому, что даже самое жуткое чудовище на такое не способно, а фрау Магда была очень любящей матерью. Опять же, фанатичные супруга Гиммлера или вдова ...
Тут один испанский летчик удивлялся - хуле у него 3к+ друзей, а комментариев максимум от 6 человек. У меня 666+ друзей, так что проверка связи! ...
Сразу скажу, «информационная война» - это реальность. Это очень серьёзная вещь. Вот только многие люди вкладывают в это понятие несколько диковинный для меня смысл. В их представлении «информационная война» - это состязание аппаратов пропаганды, когда широким народным массам ...