Новая хронология «Грелки»
ru_grelka — 15.10.2010 Во фрэнд-ленте моей прелестной соавторши, писателя со стажем и женщины с третьим размером бюста, стоит вселенский плач и скрежет зубовный. Бывалые грелочники страдают из-за унылости комментаторов, неразделенной любви, отсутствия у «школоты» остроумия и прочего в ассортименте.Все это уже было, было неоднократно, и все это можно об'яснить неумолимостью исторического процэсса. Следуй же за мной, читатель, и тебе откроется истина.
Историю «Рваной Грелки» можно разделить на несколько периодов. Границы между ними не слишком четкиэ, но при взгляде с вершины Фудзи все же различимы.
1. «Классическая Грелка». Основные участники: действующие писатели и т.н. «шпана» – квалифицированные читатели с приличным багажом знаний, образованные и остроумные. Многие с большими писательскими амбициями (ныне в 70-80% случаев реализованными). Игра является именно игрой. Часто обсуждения рассказов, розыгрыши и т.д. важнее занятых в итоге мест. Атмосфера дружеская, тем более что многие участники знакомы. Играть на классических грелках было удовольствием. Последней условно можно считать Шеклиевскую.
2. «Самиздатовская Грелка». Первой можно считать также Шеклиевскую. Контингент конкурсантов активно насыщается пришельцами с «Самиздата» и параллельных конкурсов, например, московского КЛФ. Народец тоже с амбициями и с приличным чувством юмора. В то же время уровень писательского мастерства у новичков пониже (недостаток реального печатного опыта и знакомства с настоящими, а не сетевыми редакторами), зато уровень «стадности» выше. В моду входят «слезодавилки» и прочие «искренние» рассказы, которые за счет стадности голосующих возносятся все выше. Взамен пусть дажэ не слишком серьезной литературности «классического» периода приходит эрзац-литературность a-la «Я читал (-а) Кафку, Маркеса, Эко и напишу не хужэ!». Важнее игры становится победа, набранные баллы. Не столько желание написать крутой рассказ, сколько умение попасть текстом в целевую аудиторию. Часто звучат идиотские об'явления: «Я пришел сюда научиться писать, поэтому требую серьезного разбора моего рассказа, а не этого вашего балагана с хиханьками и издевательствами!». В то же время искусство настоящей грелочной критики, читать которую интереснее, чем половину рассказов, слабеет. Количество розыгрышей тожэ уменьшается, т.к. они не приносят баллов, значит, не имеют практической ценности.
Максимального насыщения раствор «профессиональных конкурсантов» достигает на провальной Крапивинской грелке. Вообще, заход с Витькиной рогаткой – законченная клиника, самый глубокий отрицательный экстремум. После нее многие писатели и заматеревшая «шпана» просто уходят с загаженной площадки.
3. «Смутное время». Смутное – оно и есть смутное. «Самиздатовцы» по-прежнему в большинстве, но набираются ума-разума, устают вариться в собственном соку и заниматься взаимными восхвалениями. И дажэ вслух мечтают о том, «чтоб Лукьяненко вернулся», надеясь сразиться с настоящим писателем, а не с выученными до последней запятой одностадниками. Многие из них неожиданно для себя занимают место старой «шпаны» и начинают сетовать на нашествие МТА. «Грелки» в этот период не слишком удаются и похожи одна на другую. За исключением внесерийных - Сказочной и Расписной. Во время последних, кстати, в игру нет-нет, да и вступают соскучившиеся по адреналину старички «классического» периода. Среди критиков наконец-то появляются новые интересные лица. Впрочэм, при вялой собственно игре, средний уровень рассказов финала достаточно высок. Кажется, дело идет на лад. Однако вместо этого наступает…
3. «Новейшее время», пора инноваций. Из-за близости определить границу перехода сложно. Рискну предположить, что началось оно на прошлой «Грелке». Характеризуется массовым прибытием хомячков – школоты и блоготы. У этих в активе уже вообще ничего нет – кроме журнальчиков друг друга, топовых видео с Ютьюб да еще, может, высеров от Темы. Они привыкли к короткому чтению и односложному комментированию. О литературности текста, дажэ грелочной, они не имеют представления, не видят ее и не узнают. Зато отлично клюют на «взрыв чувств». Неудивительно, ведь их основное чтение – блоги, где главный принцип популярности автора – умение нанести точный удар по больному месту. Они и голосуют, реагируя только на спинномозговое раздражение, все остальное отбрасывая как ненужное, несущественное или вовсе чужое. В общем-то, это эволюционное продолжение наиболее стадной части «самиздатовцев». Но опрощенное до предела и отдраенное до блеска, как старинное серебро, отчищенное напильником от никчемной патины и бесполезных узоров. Хомячки тоже как бы играют, но не в «Грелку», а в привычные игры, повторяющие выведение записей в топ Яндекса, анонимное комментирование тысячников или просто троллинг. Они безлики, безынициативны и, увы, глуповаты. Не знаю, многие ли из этих мотыльков появятся на следующем конкурсе, но их место все равно займут другие, точно такие же.
4. Кто придет им на смену через пяток «Грелок»? Я дажэ фантазировать на эту тему побаиваюсь :)