Нищенская психология: кто с нами?

топ 100 блогов olga_srb07.10.2021 В начале декабря 1888 года в журнале «Новое время» была опубликована статья без подписи. Автор предпочел остаться неизвестным, и даже не прибегнул к компромиссному варианту, гарантирующему сохранение конфиденциальности и удовлетворение тщеславия одновременно – псевдониму.

Мы с вами знаем, что строки, обличающие всех русских людей, включая нас с вами, написал 28-летний Антон Чехов. Речь шла о нищенстве - нашем, отечественном. Собственно, заметка так и называлась: «Наше нищенство».


Важно напомнить тот социальный контекст, в котором появились эти строки.

Москва всегда притягивала к себе всякий сброд, включая людей с низкой социальной ответственностью. Тысячи попрошаек заполняли московские улицы, но было совершенно очевидно, что причина их несчастий – отсутствие желания и привычки работать и зарабатывать свой хлеб. Первым предельно ясно об этом заявил Лев Толстой, понявший бесплодность благотворительности.

Чем яснее становилось, что подавляющее большинство нищенствующих это люди, отвыкшие от труда, тем громче раздавался призыв «Ради блага человечества не подавайте ни копейки!».

Этот призыв носит частный характер, так как касается только видимой части проблемы – попрошайничества.

И вот анонимный автор (Чехов) вскрывает ее суть - «страсть получать незаслуженно и даром». Страсть, охватившую не только бедняков, но разные слои общества.

Прошло более 120 лет, но все, что написал Чехов не только не утратило актуальности, но и существенно обострилось. Нищенская психология стала официальной частью общественной жизни.

Что стоит за неизменным и постоянным желанием получать услуги даром?

Неуважение к чужим усилиям, к чужому времени.

Я не говорю о ситуациях, когда человек не желает доплачивать за «пафос» или не позволяет маркетологам принудить себя купить простой товар по «эксклюзивной» цене.

Если в одном супермаркете килограмм репы продается за сто рублей, а в соседнем за восемьдесят, совершенно нормально выйти из первого и совершить покупку во втором.

Однако не нормально публично жаловаться на дороговизну репы, рассчитывая на то, что кто-то проявит сочувствие и подаст на корнеплод.

Я думаю, что Чехов очень точно замечает, что любовь русских просить и брать характерна в одинаковой степени для всех слоев.

«В низших слоях развита и веками воспитана страсть к нищенству, попрошайничеству, приживальству, а в средних и высших - ко всякого рода одолжениям, любезностям, пособиям, заимствованиям, уступкам, скидкам, льготам...»

А ведь так и есть!

Постоянное брюзжание по поводу размера зарплаты (при нежелании работать больше), «зайцы» в общественном транспорте, «даровые посетители» всевозможных мероприятий, статусные граждане, претендующие на обслуживание «по блату», бездельники, живущие на пособия, липовые инвалидности и прочая, прочая… Это было и есть.

«Трактирный официант презирает того, кто не дает ему на чай», - пишет Чехов. Что-то изменилось? Нет!

Многие норовят по максимуму использовать любую возможность, схватить любой шанс, урвать, нажиться, пролезть к лучшему куску, присоседиться к чужим льготам на правах «сопровождающего лица», продать свои примитивные «гайды» по цене достойной услуги - все это отвратительное поведение считается нормой.

Послушаем Чехова:

«Красть безнравственно, но брать можно. Адвокат берет за свое участие в бракоразводном процессе minimum четыре тысячи не потому, что это должно, а потому что можно. Художник за свою картину, написанную в пять дней, просит десять тысяч, артист просит за сезон двадцать две тысячи, и никто за это не называет их дурными людьми. Можно брать - и они в глазах общества правы».

Добавлю от себя: сейчас неприлично не продавать себя дорого. И то, что раньше считалось обычным обменом опытом, теперь подается как услуга, предполагающая немалую плату.

«Стыдно лгать, но не стыдно просить у доктора медицинского свидетельства, чтобы одурачить казну и содрать с нее ни за что ни про что 200-300-1000 рублей, не стыдно просить у влиятельной особы места для человека, заведомо неспособного».

Почему это возмущало Чехова и не может не вызывать протест у любого порядочного человека? Ответ очевиден, если мы ответим Антону Павловичу на простой вопрос: «Разве льгота, данная Ивану, не служит в ущерб Петру?».

Страсть получать незаслуженно и даром развита у нас до чрезвычайной степени. И я не думаю, что когда-нибудь эта страсть покинет русский (а, может быть, и не только русский?) характер.

За пять лет до появления анонимной заметки в «Новом времени» газета «Русские ведомости» (№ 330 от 1 января 1883 года) обличала раздачу милостыни копейками как способствующую размножению тунеядцев, и в противовес ей предлагала общественную благотворительность.

Вариант решения проблемы, предложенный Чеховым, сложнее, но эффективнее. Он предлагает воспитывать в людях честность, порядочность и чувство достоинства.

И теперь возникает вопрос: многочисленные «подати», ныне называемые социальными льготами, способствуют этому или препятствуют?

А страсть к извлечению выгоды может считаться пороком?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Наши политики растят себе преемников. В семье Дмитрия Медведева подрастает сын юриста.  Илья Медведев, который в этом году закончил школу,  на днях был зачислен  на юридический факультет МГУ. При этом Илье даже  не понадобилось ...
Честно говоря, я ошарашен. Это уже переходит все границы. Нет, я еще мог бы понять цифру 148 млрд. гривен на спасение "Привата", но она уже на сегодня перевыполнена... Сегодня вышло официальное сообщение: Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) в среду ...
...
В мире уличного искусства мало художников, которые рисуют, как Скаф (Skaf). Превращая забытые и заброшенные пространства в захватывающие дух произведения искусства, этот французский художник-самоучка поднял этот стрит-арт на новую высоту. От других уличных художников Скафа отличает ...
Это интервью известного  российского политолога отказались опубликовать украинские СМИ. ЧИТАТЬ: Евгений Гильбо: На Украине выживет не более восьми миллионов человек. ...