Невыносимая тяга к знаниям — II
alex_ishm — 18.08.2018 В продолжение позавчерашней темы.С 1993 по 2015 годы я не раз оказывался в экипаже, где большинство составляли индусы. Это для нас они индусы, а между собой много раз делятся на касты, нации, народности, этнические группы.
Однажды работал с капитаном, который принадлежал одному из индийских нацменьшинств. Уже не помню, как называется, меня другое заинтересовало. Их народность составляла более миллиона человек. По европейским меркам сравнимо с населением небольшого государства. Так вот, у них по сю пору нет своей письменности.
— Между собой мы говорим на родном языке и мало кто в Индии нас понимает. — Рассказывал капитан Манжешвар. — Но когда нужно написать письмо, даже внутри семьи, мы переходим либо на хинди, либо на английский. Хинди в основном предпочитает старшее поколение, английский — молодёжь.
Я тогда мысленно сравнил с "ленинской национальной политикой", когда для каждого народа в обязательном порядке составлялся алфавит, азбука, литературная письменность и воспитывались местные кадры, как руководящие, так и творческая интеллигенция. Ну, а там дальше свой театр, радио, телевидение, печатные издание, преподавание в школах родного языка.
Британские колонизаторы, в отличие от российских такими проблемами не заморачивались.
А ещё Манжешвар поведал, как бедняки из нищих деревень выбиваются в люди. Родится в семье толковый мальчишка, с младых лет показывающий опережающее развитие, и вся деревня начинает на него работать. Что-то типа "краудфандинга". В складчину дают хорошее образование, университетское, чтобы вышел из этой деревни дипломированный врач, адвокат, финансист или управленец. Потом на первых порах помощь не прекращается, пока молодой специалист не окрепнет и не получит стабильный доход с положением в обществе.
После этого наступает черёд "колхозного стипендиата". Часть заработка он переводит в деревню, а также помогает своим сельчанам устроиться в городе на хорошую работу. Так продолжается лет 40-50. Бывало, умирал такой человек и приходили его оплакивать десятки родственников и знакомых, которые через него поднялись в социальной иерархии и в свою очередь помогали следующему поколению.
Примерно такое наблюдал в Штатах, когда общался с нашими эмигрантами. Вся семья напрягалась, чтобы пристроить в США хотя бы одного домочадца. А он, натурализовавшись, потом перетаскивал остальных вместе с их мужьями, жёнами, друзьями и подругами, чтобы все продолжали жить тесным кланом.
В современной России, наверно, тоже, при желании, можно воспользоваться подобными схемами. Хотя в чистом виде не знаю ни одного подъёма по социальной лестнице, когда тебя дружно подталкивают снизу, а не тянут сверху.
|
</> |