Непочтовые марки
volynko — 27.11.2022Непочтовые марки и все, что с ними связано, находится на пересечении двух мощных ветвей человеческих увлечений - бонистики и филатели.
Непочтовые марки: что это
Согласно классификации, под непочтовыми марками и знаками следует понимать такие марки и знаки, которые не предназначены и не используются для платы почтовые сборов всех имеющихся видов. Однако это вовсе не означает, что такие марки ничего не стоили и не были использованы в обиходе.
Непочтовые марки – это своеобразное общее значение для знаков, которые не привязывались в почтовому обращению и были использованы в других целях, например, с их помощью осуществляли добровольные или принудительные сборы денежных сумм от юридических представителей или от населения , изымали от дохода рекламы услуг и товаров, с их помощью производили контроль учета по обороту денежных средств.
Хоть таким видом марок и невозможно расплатиться, однако их ценность заключается совсем в другом аспекте – они отожествляют собой исторические эпохи, являются свидетелями своего времени, раскрывают нам особенности политики тех времен.
Марки сбора с филателистических посылок
Постановлением ВЦИК и Совета народных комиссаров от 21 сентября 1922 года для коллекционеров устанавливался специальный сбор при заграничном обмене филателистическим материалом.
ЦК Последгола при ВЦИК разрешался в связи с этим выпуск марок контрольного сбора.
ЦК Последгол начал готовить к выпуску марки трёх номиналов, которыми должны были франкироваться сверх тарифа почтовые отправления с вложенными в них филателистическими материалами.
Чтобы организовать заграничный обмен, не ожидая изготовления специальных марок, по соглашению с Народным комиссариатом почт и телеграфов, для этих целей решили использовать первые марки РСФСР, номиналами в 35 и 70 копеек. Согласно инструкции, эти марки передавались в распоряжение уполномоченного ЦК Последгол при ВЦИК по марочным пожертвованиям.
Коллекционеры, желающие вести заграничный обмен, должны были предварительно зарегистрировать свои коллекции у уполномоченного ЦК Последгол при ВЦИК по марочным пожертвованиям. Все почтовые отправления с вложенными в них филателистическими материалами для заграничного обмена поступали на просмотр уполномоченному или в соответствующие местные органы и франкировались за счёт отправителя или получателя (по соглашению) почтовыми марками и марками контрольного сбора.
Во избежание задержки в отсылке обменных отправлений каждым коллекционером вносился аванс. Без наклеек марок контрольного сбора письма не доставлялись.
1922 году при заграничном обмене коллекционерами
филателистическим материалом устанавливались следующие тарифы
специального сбора:
до 500 франков - 250 рублей
от 500 до 1000 франков - 500 рублей
от 1000 до 2000 франков - 1000 рублей. Пересылка на сумму свыше
2000 франков не разрешалась. Оценка производилась по каталогу
"Ивер" текущего года.
В 1922 году по заказу уполномоченного ЦКПГ при ВНИК по марочным пожертвованиям в России и за границей по соглашению с Наркомпочтелем на марках в 35 к. и 70 к. выпуска 1918 г. были сделаны типографские надпечатки красной краской "РСФСР ЦКПГ - обмен" и сумма сбора соответственно - 250 р. и 500 р.
С 1 декабря 1923 года устанавливались новые тарифы в золотой валюте для заграничного обмена филателистическим материалом и бонами.
Филателистические вложения обкладывались следующим сбором:
до 500 франков — 3 копейки золотом
от 500 до 1000 франков — 6 коп. золотом
от 1000 до 2000 франков — 12 коп. золотом.
Пересылка на сумму свыше 2000 франков не разрешалась. Цены на марки устанавливались по каталогу «Ивер» текущего года.
Вложения бон: до 25 рублей золотом — 3 коп. золотом
от 25 до 50 руб. золотом — 6 коп. золотом
от 50 до 100 руб. золотом — 12 коп. золотом.
Вложения свыше 100 рублей золотом не разрешались.
Оплата производилась по курсу Котировальной Комиссии Госбанка СССР в день уплаты сбора.
В связи с этим 1 декабря 1923 года вышли новые марки контрольного сбора для заграничного обмена. На марках страхового сбора Российской империи была сделана надпечатка: «СССР. Уполномоченный по филателии и бонам. Заграничный обмен 10 копеек золотом» и сумма сбора. Бывшие до этого времени в обращении марки контрольного сбора аннулировались. В это же время был введён в употребление новый штемпель гашения марок контрольного сбора.
Непочтовые марки можно посмотреть на сайте https://zagorsky-stamps.ru/shop/nepochtovye-marki/
Гербовые марки Российской империи
Первые три гербовые марки Российской империи были изданы в 1875 году. Они печатались на белой бумаге с водяным знаком «соты». На них был изображён государственный герб Российской империи, ниже — текст «Гербовая марка» и номинал (5, 15 и 40 копеек).
Гербовые марки печатались Экспедицией заготовления государственных бумаг и продавались в казначействах, таможнях, в городских и земских управах, думах, волостных правлениях, у нотариусов, биржевых маклеров, частных лиц и т. д.
В 1879 году вышли ещё две марки оригинальных рисунков, которые позднее использовались и для выпусков в 1882 и 1900 годах. С 1905 года по 1917 были изготовлены марки с фоном из многоцветной гильошированной сетки на белой бумаге без водяного знака, с зубцами и без зубцов.
Всего с 1875 по 1917 год в России было эмитировано 38 марок в шести выпусках, из которых пять выпусков пришлось на период Российской империи и один, вспомогательный беззубцовый, был сделан Временным правительством. Марки издания 1905—1917 годов применялись до 1923 года.
Агитационные марки и виньетки по целевой направленности подразделяются на:
1. Политической и экономической пропаганды
2. Пропаганды культуры, медицины, санитарии и гигиены.
3. Экологической пропаганды и охраны природы.
4. Религиозные.
5. Служб безопасности.
6. Диверсионные.
Виньетки пропаганды культуры, охраны здоровья и гигиены
Советское правительство уделяло огромное внимание вопросам просвещения народных масс о вопросах гигиены, здоровья и предотвращения распространения инфекционных заболеваний.
В дореволюционной России смертность от туберкулеза была значительной — в конце 19го века каждый десятый умирал от туберкулеза, чахотки, как его тогда называли.
Советское правительство, уже имеющее богатый опыт, хоть и другого рода, пропагандистской работы начали внедрять в массовое сознание в то время малообразованных крестьян и рабочих правила гигиены и борьбы с распространением инфекций.
Так же, особое внимание уделялось просвещению людей касательно ухода за детьми и снижению детской смертности.
Непочтовая марка "Материнское молоко — лучшая пища для маленького ребенка"
В статье использованы непочтовые марки из коллекции volynko