Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы.

топ 100 блогов olly_ru13.12.2021Природа Глядя на фотографию второго лагеря, притулившегося на каком-то обломке скалы, большинство людей задаёт один и тот же вопрос:
- А в туалет-то как?

И это, знаете ли, обидно. Ты рассказываешь про высокие горы, а людей вместо твоих возвышенных стенаний интересуют вещи какие-то, прямо скажем, приземлённые.

Поэтому, чтобы не потакать низменным инстинктам читателей, которые заглушая тягу к прекрасному, заставляют задавать этот нелепый вопрос, я вам так скажу.

- Как-как? Да никак. На улице температура давно упала за отметку минус, люди в пуховых штанах ходят, обломок скалы какой-то из горы торчит... Какой уж тут туалет.

А всё остальное пусть останется на долю вашей фантазии.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0478

Я же вам опять буду рассказывать про прекрасную гору. И немного про то, как мы с Мингмой из первого лагеря во второй ходили.

Переход из первого лагеря на высоте 5600 во второй лагерь, который находится где-то около 5900, как вы можете догадаться - не очень долгая история.

То есть, конечно, в каких-то случаях набор высоты ни о чём не скажет. Вы можете километр за километром идти по равнине. Но это совсем не тот случай. Дорога до лагеря идёт стремительно вверх по скале с небольшими горизонтальными отклонениями.

Чтобы вам было легче расшевелить полёт своей фантазии и представить, как это всё выглядит, покажу вам фотографию, на которой видны все три лагеря. То есть на фотографии их не видно, но, поверьте, они там есть.

Жёлтые палатки первого лагеря, разбросанные на скалах вам видны.
Переводим взгляд выше - видите чёрную скалу, выделяющуюся на фоне серых скал? Это лагерь два.
Скользим взглядом по скалам выше и выше. И вот вы уже на снежной перемычке. Здесь располагается третий лагерь.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0484

Вам всё ещё кажется, что идти на Ама-Даблам - хорошая идея?
Тогда пойдёмте.

Переход нам, как я уже сказала, предстоял недолгий. По словам Мингмы - часа два.
Поэтому утром мы никуда не торопились.
Я сидела в своей палатке и пила чай. Чаепитие было украшено приятными глазу видами.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0388

Ночь я провела, прямо скажем, так себе - в попытках более-менее удобно устроиться между камнями, выпирающими из дна палатки. И лишь осознание того, что дальше будет ещё хуже, заставляло меня убеждать себя, что это был замечательный ночлег.

Где-то в десять утра, когда все мои коллеги уже покинули лагерь - ну, им же надо было до третьего идти - мы собрались и пошли.

"Лагерь наша большая семья. Мы боды, веселы..."

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0393

На всякий случай покажу ещё раз масштаб предстоящего поля деятельности.
Здесь, если присмотреться, уже можно разглядеть жёлтые точечки палаток на верхушке чёрной скалы.
Нам предстояло пройти весь забор слева направо.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. DSCF4934

- Как же здесь идти-то? - спросите вы.
Да, всё просто. Берём и идём.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. DSCF4925

Только одна маленькая деталь - от первого лагеря закреплены верёвки, которые идут уже до самой вершины. Поэтому весь дальнейший путь происходит при помощи верёвок.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0395

- Фу, как не спортивно, - скажет кто-то.
Ну, да. Мы не спортсмены. По этому маршруту поднимаются не те, кто хочет проложить свой путь на вершину, не те, кто пришёл за какими-то рекордами, даже не те, кто хочет попрактиковаться в техническом альпинизме.
Здесь те, кто просто хочет подняться на вершину горы.

Оглядываюсь на, уже кажущийся не таким уж неуютным, первый лагерь.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0397

Мингма встегивал в верёвку скользящий карабин и шёл на руках.
Для тех, кто не очень понял половину слов из предыдущей фразы, попробую объяснить.
Верёвка закреплена на скалах. Расстояние от одной точки закрепления до другой 20-40 метров в зависимости от сложности рельефа.
Свободный карабин - это карабин, который ездит свободно туда-сюда по верёвке. То есть если вы споткнётесь и упадёте, вы не полетите в пропасть, но можете про лететь по скалам те самые 20 метров вниз.

Но Мингма-то парень здоровый. Мне об этом ещё его шеф Таши говорил.
Да и сам он накануне гордо рассказал о том, что был 7 раз на вершине Эвереста и 4 раза на вершине Ама-Даблама.

Правда, наблюдая за его действиями, за тем, как мы шли, я всё больше и больше убеждалась в том, что опыта работы именно гидом - так чтобы человека вести, помогать ему, обеспечивать ему безопасность и даже какой-то комфорт - такого опыта у него, похоже, совсем нет.
Видимо, он ходил на вершины этих гор или как второй гид, или в качестве высотного носильщика.
Что не умоляет его достижений и выносливости, но слегка начинало напрягать меня.
Но я, как только чувствовала, что меня это напрягает, говорила себе:
- Оля, ты же сама сказала Таши, что ты горный гид и тебе нужен просто какой-нибудь шерпа, чтобы до вершины дойти.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0398

Я тоже сначала пошла гордо придерживаясь за верёвку руками. Потом на снегу поскользнулась, упала. Правда, только метра на три, да и то вбок. Но падать мне не понравилось.
Поэтому на перилах (так называют закреплённую на скалах верёвку), которые шли более-менее вверх, я стала пользоваться жумаром.
Жумар - это такой зажим кулачкового типа. Пристёгиваешь его к верёвке, и дальше эта хитрая штука вверх по верёвке едет, а вниз - нет. Жумар, соотвественно, прикрепляется к человеку верёвкой, длина которой где-то 70 сантиметров. То есть падать вы будете совсем недалеко. Хотя тоже бывают места, когда это делать как минимум неприятно - потом вылезать как-то придётся.
Вот такой краткий курс альпинизма в ста словах без картинок. Надо было, конечно, предупредить тех людей, кто знает, что такое жумар, самостраховка, спусковуха - пропустить этот абзац.
Но теперь уже поздно. Да и ладно. Вы сами попробуйте на пальцах объяснить всю технику подъёма по закреплённой верёвке в двух словах.

Мы же тем временем лезем наверх. Первый лагерь всё дальше, а под ногами, прямо скажем, уже страшно.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0402

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0404

Опять же, матёрые горовосходители сейчас скажут:
- Что страшно-то? Ты же на верёвке.

Но во-первых, никто не отменял бессознательный страх. Когда умом всё понимаешь, а всё равно страшно. И этот страх, если я не хожу на скалы регулярно (а я этого уже лет семь не делаю), накрывает меня по самую каску.
А во-вторых, верёвки-то они, конечно, верёвки... И выглядят хорошо. Видно - новые. И закреплены нормально. И вроде ушли в прошлое истории, когда люди разбивались, встегнувшись в одну из старых верёвок, которые гроздьями висели раньше. Но я-то эти истории помню. И людей этих знала.
Поэтому на каком-то глубинном уровне всё равно к этим закреплённым верёвкам испытывала какое-то недоверие.

Вертикальные перила, уходящие куда-то вверх - это ещё полбеды. Жумар встёгиваешь и лезешь.
Не так всё однозначно было с горизонтальными перилами. Тут всё-таки приходилось ограничиваться скользящими (куда-то в пропасть, ааааа!) карабинами.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0399

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0400

И ладно, если это было что-то типа тропинки или скала, по которой можно идти ногами, почти как по тропинке. Как на картинках выше.

Но были ещё моменты, когда надо было держаться за верёвку руками, надеясь только на них, потому что ноги надо было ставить или на трение или тянуться от одного уступчика до другого, что с коротенькими ножками сделать непросто.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0407

Так мы и шли - Мингма бодро передвигаясь, вцепляясь руками намертво в верёвку. Я - на дрожащих ногах и совсем не доверяющая силе своих рук.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0408

Периодически я порывалась напомнить ему, что вообще-то даже если он не гид, а клаймбинг шерпа, то всё равно он должен идти рядом и помогать мне, как это делают все клаймбинг шерпы.
Но потом думала:
- Ну, его. Всё равно он половину слов не поймёт.

И мы шли дальше.

Так как шли мы по гребню, то можно было смотреть то в одну сторону, где в долине было красивое бирюзовое озеро, то в другую - где на большой поляне расположился базовый лагерь, уже видна была дорожка, прорезающая склон, ведущая в Луклу. И даже, если присмотреться, на этой дорожке был виден посёлок Пангбоче - первый населённый пункт на пути от базового лагеря.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0409

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0414

Из-за того, что мы были на прямой видимости от населённого пункта, время от времени появлялась мобильная связь.Такая - не очень полноценная. На интернет её не хватало даже на мессенджеры, а вот старую добрую смс отправить можно было.
Только у меня стояла непальская симка, на которую мне никто не слал смс.

Мы уже почти дошли до второго лагеря. Осталось ещё пара верёвок. Одна - горизонтальная, где я встала, как вкопанный барашек.
Мне не хватало длины ног, чтобы сделать шаг и поставить ногу на уступ, как это ловко сделал Мингма.
Я примеривалась и так, и сяк. Под ногами была пропасть, и хоть я понимала, что если оступлюсь, просто повисну на верёвке, висеть совсем не хотелось.

Мингма по традиции учесал вперёд. И лишь минут через десять его, видимо, смутило моё отсутствие настолько, что он решил вернуться.
Я решила уже не стесняться и напомнить, что он здесь вообще-то за тем, чтобы мне помогать.
Он сильно удивился, но помог.
При этом сказал, что вот это - фигня. А дальше - совсем сложно.
То есть, звучало это так:
- Это немного техникал, а вот там - много техникал. Трудно.

Там была уходящая вверх по стене верёвка.
Шедшие впереди нас коллеги Мингмы, повесили ещё одну верёвку для подстраховки. Сначала помогли мне подняться, страхуя этой верёвкой, потом Мингму тоже вытащили.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0416

В общем, это more technical мы достаточно быстро проскочили.
А там уже и первые палатки второго лагеря показались.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0419

А сзади - малюсенькие палатки первого лагеря.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0417

Дошли мы за три часа - не очень быстро, скорее наоборот. Но я как бы никуда и не торопилась.
Час дня - времени было ещё вагон.
К тому же в это время только-только начали спускаться те, кто сходил на вершину ("всё-таки ходят люди из второго лагеря," - подумала я), и их вещи ещё лежали в палатках. Поэтому не оставалось ничего делать, как сидеть на улице, пить чай и смотреть по сторонам.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. DSCF4929

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. DSCF4930

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0420

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0429

Заодно (пока у нас были переводчики рядом), пришло время окончательно обсудить наш план восхождения.

Ещё в базовом лагере, когда мы его начали обсуждать, у нас возникли разногласия.
Тенцинг сказал, что выходят на восхождение часов в 11 вечера. Я сказала, что можно и в 12 ночи выйти (чувствуете, как уже по-другому звучит). Мингма говорил, что выходить надо в 9 вечера.

Сейчас мы возобновили тот спор.
Мингма по-прежнему уверял, что идти надо в 9 вечера, аргументируя тем, что я медленно хожу.
Я предлагала, остановиться всё-таки на одиннадцати - не то чтобы я надеялась поспать, но как-то хотелось уменьшить время хождения по ночи, а значит - по холоду. И главное, я не очень понимала, к чему так рано идти. В конце концов нам оставалось набрать меньше тысячи метров и быстренько по верёвкам скатиться обратно вниз.

Мингма становился всё мрачнее и упорствовал. И я решила, что видимо я чего-то не догоняю - он-то четыре раза уже был на вершине, а я и про то, что один раз побываю, уже была не уверен.
В итоге сторговались на том, что подъём в 9, а выходить будем в десять часов вечера.

Наконец палатка, где должна была жить я (целых семь часов жить, а-ха-ха), освободилась, и я смогла отметить новоселье чашечкой чая.

- Мингма, сфотографируй меня, пожалуйста, так, чтобы было видно, где палатка стоит.
- Пожалуйста.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0421

Пришлось вылезать из палатки и фотографировать её самой. Но уже без меня внутри.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0434

Дно палатки только где-то на две трети стояло на площадке, дальше площадка заканчивалась.

На улице светило солнышко, времени до вечера было ещё много, и я занялась созерцательным туризмом.
Направо посмотрю, налево посмотрю. Потом опять.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0427

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0428

А с вершины всё спускались и спускались люди.
По моим ощущениям в тот день человек двадцать сходило, если считать и туристов и их клаймбинг шерпов.

Я в очередной раз подумала, что если бы не осталась сидеть один день в базовом лагере, то тоже уже бы спускалась с вершины.

Спускавшиеся рассказывали (те, кто мог рассказывать) про сильный ледяной ветер, про холод.
Впрочем, это всё было заметно и так - по их лицам. Измученным и замороженным. Да что уж там - почти все шерпы и многие туристы, спускавшиеся с вершины были одеты в пуховые комбинезоны. В толстые огромные комбинезоны. В таких на Эверест ходят.

Тут я почувствовала себя немного не по сезону одетой. Особенно, когда и мой Мингма тоже достал пуховый комбинезон. До этого он ходил просто в пуховых штанах, и я думала, что он в них же и на вершину пойдёт.
А тут раз - и комбинезон. Я ещё всё думала, что у него там в рюкзаке такое лежит, что столько места занимает.

Часам к трём основной поток спускавшихся с вершины иссяк.

После четырех, когда стало ощутимо прохладно, я залезла в палатку, надеясь хоть немного поспать.
Или хотя бы полежать.

Однако, шум голосов не оставлял надежды на сон.
Потом шум перешёл в гам, и стало понятно, что на улице что-то происходит.

Несмотря на позднее время, с горы спускалась ещё одна группа людей (тут я снова подумала про то, что ну нафига мы в ночь идём).
И одному человеку в этой группе было явно нехорошо. Его привели под руки в лагерь, усадили и стали чего-то ждать.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0435

И вдруг появился вертолёт.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0438

- Здесь? Вертолёт? Ахренеть! - подумала я. - только как же он мужика заберёт.

Но скоро стало понятно как.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0440

На тросе, спускающемся из вертолёта была закреплена какая-то фиговина.
Вертолёт виртуозно подлетел этой штукой к больному, шерпы быстро посадили его в сидушку, закрепили и вертолёт тут же полетел.
Всё действо заняло какие-то секунды.

Непал. Ама-Даблам. Лагерь на вершине скалы. IMG_0444

Осознание того, что вот так можно, вселило в меня какой-то странный оптимизм.
Не, ну а что. Раз они так умеют. Могут ведь и ко мне прилететь.
На этой оптимистичной ноте я решила сделать очередную попытку немного поспать. До подъёма оставалось меньше четырёх часов.

"Поведение Москвы неприемлемо - они угрожают НАТО", - Салливан возмутился попыткой Путина выйти за рамки дозволенного... Советник Джо Байдена по нацбезопасности Джейк Салливан ...
Я пытаюсь понять причины феномена: Почему на Кавказе и в средней Азии так много едят, огромные порции, куча мяса, иногда еда жирная - тот же плов… и они при этом довольно худые? Ну от ожирения нации в среднем не страдают. Есть версии? Я реально вижу КАК тут едят! Если б я столько ела, я ...
Думаю тут о таком деле. Есть у меня хороший и оооочень давний приятель. Сейчас общаемся не так много, но в социальных сетях фоточки "лайкаем". И лет человеку, конечно, не 20, но и не 50. И вот у него растет живот, все больше прет из под майки и даже сиськи уже ... Я дама привыкшая к ...
(тема - мостик к понятию жизнь) А В -> 1 1 1 .... из истины следует (истинно) истина ... из истины следует истина 1 0 0 .... из истины следует (ложно) ложь ... из истины не следует ложь 0 0 1 .... из лжи следует (истинно) ложь ... из лжи следует ложь 0 1 1 .... из лжи следует (истинно) ...
Надеюсь читателям понравится. Я старалась)) см.по ссылке https://book24.ru/product/moya-russkaya-kukhnya-1609210/ ...