Необыкновенная история, стоящая за наследством Маргарет Гревилл - Tatler

топ 100 блогов euro_royals02.04.2025 Необыкновенная история, стоящая за наследством Маргарет Гревилл - Tatler

Маргарет Гревилл в костюме Мэри Ситон (фрейлины Марии Стюарт, королевы Шотландии) в елизаветинской процессии на костюмированном балу в Девоншир-хаусе, 1897 г.

От дочери служанки до «коллекционера королей» — не было никого, похожего на Маргарет Гревилл, родившейся 20 декабря 1863 года, — и без нее было бы меньше блеска у королевских драгоценностей.

Имя «Миссис Ронни Гревилл» вызывает дрожь восторга у ценителей королевских драгоценностей. Почему? Потому что некоторые из самых впечатляющих украшений в хранилище Дома Виндзоров когда-то принадлежали этой женщине, родившейся в Сент-Джонс-Вуде в 1863 году под именем Маргарет Хелен Андерсон. Дочь шотландской прислуги из рабочего класса, она обманом пробралась во внутренний круг британской аристократии, став уважаемой политиками и государями. С помощью обаяния и хитрости она поднялась из незаконнорожденной безвестности в высшие эшелоны эдвардианского общества; ее невообразимое богатство могло сравниться только с властью и влиянием, которыми она обладала в отношении самых выдающихся деятелей начала 20-го века.

Необыкновенная история, стоящая за наследством Маргарет Гревилл - Tatler

Маргарет Гревилл с двумя своими собаками

Жизнь Маргарет с самого начала была пронизана скандалами. Ее официальными родителями были Хелен и Уильям Андерсон, служанка и носильщик, которые носили одну и ту же фамилию, но не были женаты. На самом деле, настоящим отцом Маргарет был холостяк Уильям Макьюэн, миллионер, основатель пивоварни Fountain Brewery в Эдинбурге, и хозяин Уильяма Андерсона. Когда Хелен забеременела, Макьюэн привлек этого доверенного сотрудника с удобным именем к плану, который избавил бы его дочь от клейма так называемой «незаконнорожденности». Псевдо-мистер и миссис Андерсон переехали в Лондон, где родилась Маргарет, прежде чем вскоре вернуться в Шотландию. Хелен, теперь уже предполагаемая вдова, впоследствии стала домовладелицей в Эдинбурге; Уильям вернулся к своей семье — в тот же город — и получил щедрую компенсацию за этот трюк.

В ноябре 1885 года хозяйка пансиона Андерсон и сказочно богатый Макьюэн тайно поженились в Пимлико, и многолетние слухи об их интимной связи стали неопровержимыми. Маргарет стала «падчерицей» Макьюэна, и он дал понять, что она унаследует его огромное состояние. (К моменту его смерти в 1913 году его состояние оценивалось в более чем 1,5 миллиона фунтов стерлингов; сегодня это 140 миллионов фунтов стерлингов.) Каким бы ни было ее происхождение, это сделало ее по-настоящему выгодной партией для достопочтенного Рональда Гревилла, сына 2-го барона Гревилла: представителя поколения неимущих джентри, которые искали брака с наследницами нуворишей.

Необыкновенная история, стоящая за наследством Маргарет Гревилл - Tatler

Королева Камилла с брошами Гревилл в виде листьев плюща в Сандрингеме на Рождество

Ронни и Маргарет поженились в церкви Святого Марка в Мейфэре 25 апреля 1891 года; невеста была одета в белый атлас и брюссельские кружева, а также в бриллиантовую тиару стоимостью 50 000 фунтов стерлингов, подаренную ее «отчимом». Так началась новая жизнь Мэгги Андерсон в качестве миссис Ронни Гревилл, настоящего представителя голубокровной элиты. Благодаря ее дружбе с Элис Кеппел — любимой любовницей «Берти», принца Уэльского — пара оказалась в окружении будущего короля. В 1906 году они купили Полсден-Лейси, большое загородное поместье недалеко от Грейт-Букхэма, Суррей. Они наняли знаменитых архитекторов Чарльза Мьюза и Артура Дэвиса, которые недавно спроектировали лондонский отель Ritz, чтобы отремонтировать его; и они не пожалели средств на создание салона, «подходящего для развлечения махараджей», а также роскошного личного люкса для их королевского приятеля (на тот момент уже Эдуарда VII). Но прежде чем государь смог приехать с визитом, у Рональда Гревилла диагностировали рак; он умер от пневмонии в 1908 году в возрасте 43 лет, и Маргарет была вынуждена принять неожиданный новый образ светской вдовы.

Необыкновенная история, стоящая за наследством Маргарет Гревилл - Tatler

Герцог и герцогиня Йоркские во время своего медового месяца в поместье Гревилл, Полсден-Лейси, 1923 г.

Она собралась с силой воли, обозначив свое возвращение в светский календарь, приняв печально известного своей проблематичностью монарха в Полсден-Лейси — он заметил, что она была «положительно гениальна» по части гостеприимства — и таким образом сохранила свой статус среди самых близких доверенных лиц Его Величества. После его смерти в 1910 году она подружилась с новой королевой Марией, женой Георга V, с которой разделяла любовь к драгоценностям. Обе женщины покупали с жадностью, заказывали и переустанавливали драгоценности с энтузиазмом. Миссис Гревилл часто посещала такие магазины, как Cartier, Fabergé и Garrard, ежегодно перенизывала свои жемчуга и четыре раза переделывала свою тиару Boucheron.

По словам биографа Шан Эванс, автора книги Mrs Ronnie: The Society Hostess Who Collected Kings, драгоценности Маргарет Гревилл могли похвастаться благородным происхождением, которого ей не хватало: «Она приобрела бриллиантовое ожерелье Марии Антуанетты, изумруды и бриллианты императрицы Жозефины и бриллиантовое кольцо, которое когда-то принадлежало Екатерине Великой». Когда американский гость уронил бриллиант, а другие засуетились в его поисках, миссис Гревилл достала увеличительное стекло и сухо заметила: «Возможно, это поможет». Когда ее спросили ее мнение о жемчуге леди Гранард, пишет Эванс, она ответила «с содроганием: «Я подумала, что лучше не смотреть»».

Необыкновенная история, стоящая за наследством Маргарет Гревилл - Tatler

Современная репродукция изображения миссис Гревилл, пьющей чай с Ага-Ханом III.

Согласно одному отчету — сэра Конрана Корфилда, который встретил миссис Гревилл во время поездки по Индии в 1921 году — она владела драгоценностями, которым «позавидовал бы махараджа», включая «изумруды, которые… казалось, покрывали ее от головы до пят», и «бриллианты равного великолепия и размера». В обмен на снижение страховых взносов она путешествовала с копиями всех из них — тайно меняя поддельные на настоящие и настоящие на поддельные, так что никто не знал, что есть что. «Она была не только богата, но и благоразумна; она также была очень хорошей компанией», — заключил Корфилд.

В 1914 году бездетная миссис Гревилл дала знать, что она намерена завещать Полсден-Лейси принцу Альберту, позже известному как Георг VI, и обеспечила себе положение при дворе. После Первой мировой войны она взяла на себя неофициальную роль аристократической свахи, помогая организовать брак своей крестницы Сони Кеппел и достопочтенного Роланда Кьюбитта, а также брак принца Альберта и миниатюрной, симпатичной леди Элизабет Боуз-Лайон (будущей королевы-консорт). В 1920 году Альберт стал герцогом Йоркским. В апреле 1923 года он привез свою новобрачную герцогиню на медовый месяц в Полсден-Лейси, остановившись в частных апартаментах, которые миссис Гревилл, к тому времени уже дама, спроектировала для его деда.

Необыкновенная история, стоящая за наследством Маргарет Гревилл - Tatler

Тиара Гревилл: королева-мать надела ее с изумрудным ожерельем Гревилл в Королевский оперный театр, 1963 г.

Необыкновенная история, стоящая за наследством Маргарет Гревилл - Tatler

Рубиновое и бриллиантовое колье Гревилл: на тогдашней принцессе Елизавете на государственном банкете в Оттаве, 1951 г.

Необыкновенная история, стоящая за наследством Маргарет Гревилл - Tatler

и тогдашней герцогине Кембриджской на государственном банкете для короля и королевы Испании, 2017 г.

На седьмом десятке миссис Гревилл продолжала принимать гостей и путешествовать с энтузиазмом женщины вдвое моложе себя. Хотя она успешно снискала расположение звездного общества, она оставалась противоречивой личностью. На каждый восторженный отзыв о ее «чудесной персоне… широкой терпимости и всеобъемлющей доброте» есть рассказы, описывающие ее как «старую кошелку» или «толстого слизняка, полного яда». Говорят, что некая леди Лесли воскликнула: «Мэгги Гревилл! Я бы предпочла иметь открытую канализацию в своей гостиной!» И нет никаких сомнений, что у нее была ядовитая жилка. «Нет никого на земле столь искусно ядовитого, как старая Мэгги», — писал политик Генри «Чипс» Ченнон.

После отречения Эдуарда VIII в 1936 году, благосклонность которого миссис Гревилл так и не удалось заслужить, ее любимый Альберт стал Георгом VI — и она сидела в королевской ложе на его коронации. Несмотря на ухудшающееся здоровье, прикованная к инвалидному креслу гранд-дама продолжала надевать свои лучшие драгоценности в течение всего десятилетия и во время Второй мировой войны. И вместо того, чтобы ретироваться в бомбоубежище, она пережидала Блиц, устраивая званые ужины в своем номере в отеле The Dorchester, украшенная своими лучшими изумрудами, «потому что с таким же успехом можно... выходить стильно», пишет Эванс.

Необыкновенная история, стоящая за наследством Маргарет Гревилл - Tatler

Висячие серьги Гревилл: на королеве Елизавете II на государственном банкете в Стокгольме, 1983 г.

Необыкновенная история, стоящая за наследством Маргарет Гревилл - Tatler

Висячие серьги Гревилл, которые принцесса Уэльская надела на королевский свадебный банкет наследного принца Иордании в 2023 году.

Миссис Гревилл в последний раз присоединилась к королю Георгу и королеве Елизавете в Балморале в августе 1942 года. 15 сентября того же года она умерла в Дорчестере от тромбоза сосудов головного мозга. Она была похоронена в Полсден-Лейси, и газеты опубликовали дань уважения ее остроумию, проницательности и щедрости. Но ее самым значительным наследием было наследство Гревилл, плоды которого до сих пор не полностью известны общественности.

В конце концов, миссис Гревилл оставила Полсден-Лейси и все его содержимое Национальному фонду, а не королю. Но она завещала «с моими любящими мыслями» более 60 ювелирных изделий королеве Елизавете, будущей королеве-матери. Последняя написала своей королевской свекрови: «Миссис Гревилл оставила мне свои драгоценности… милая старушка, и я очень тронута… Довольно волнительно, когда тебе что-то оставляют, и я восхищаюсь красивыми камнями всей душой». И в ответ она получила такой ответ: «Как мило со стороны миссис Гревилл оставить тебе свои драгоценности, а у нее также были прекрасные жемчуга и красивые изумруды, я думаю… Я понимаю твою радость… Мне никогда не везло так, но я на самом деле не завидую».

Необыкновенная история, стоящая за наследством Маргарет Гревилл - Tatler

Ожерелье Greville Festoon: на королеве-матери в Королевском оперном театре в 2000 году, с жемчужными серьгами-капельками и брошью Greville Scroll

Необыкновенная история, стоящая за наследством Маргарет Гревилл - Tatler

и вновь надето герцогиней Корнуольской вместе с тиарой Гревилл на королевский банкет для глав правительств Содружества в Уганде в 2007 году.

Несмотря на свои заверения, королева Мария, несомненно, позавидовала, когда увидела содержимое сундука с надписью «MHG, Polesden Lacey». В наследство Гревилл входило впечатляющее пятирядное бриллиантовое ожерелье, набор изумрудов, которые, как сообщается, принадлежали императрице Жозефине, несколько пар бриллиантовых сережек, брошей и колец. Затем была тиара Boucheron Honeycomb: любимая тиара жены Георга VI, королевы Елизаветы, ее часто носила королева Камилла, которая приходится правнучкой Элис Кеппел. Некоторые считают, что пятикаратный бриллиант изумрудной огранки, кольцом с которым король Карл сделал предложение Камилле, также когда-то принадлежал миссис Гревилл.

Необыкновенная история, стоящая за наследством Маргарет Гревилл - Tatler

Королева Елизавета с большим удовольствием носила драгоценности миссис Гревилл, как и ее дочь принцесса Елизавета (позже Елизавета II), которой на 21-й день рождения в 1947 году подарили броши от Cartier в виде листьев плюща, а на свадьбу в том же году преподнесли ей потрясающие висячие серьги Cartier. (Эти серьги в последний раз можно было увидеть на принцессе Уэльской на свадьбе наследного принца и принцессы Иордании.) Еще одним любимым украшением королевы-матери и ее дочери была пара серег Cartier с двумя бриллиантами грушевидной огранки, каждый из которых весил более 20 карат.

Необыкновенная история, стоящая за наследством Маргарет Гревилл - Tatler

Изумрудная тиара-кокошник: принцесса Евгения надевала ее на свою свадьбу с Джеком Бруксбэнком в 2018 году.

Когда королева-мать умерла в 2002 году, драгоценности Гревилл унаследовала королева Елизавета II, и они по-прежнему регулярно используются работающими королевскими особами. Изумрудно-бриллиантовая тиара Boucheron, которую носила принцесса Евгения в день своей свадьбы, начала свою жизнь как тиара Маргарет Гревилл; как и рубиновое и бриллиантовое ожерелье Boucheron, которое носила тогдашняя герцогиня Кембриджская на испанском государственном банкете в 2017 году. Драгоценности миссис Ронни излучают великолепие ушедшей эпохи; той, в которой дочь скромной служанки могла успешно переосмыслить себя как «коллекционер королей». После ее смерти тогдашняя королева, ее бенефициар, написала: «Мне будет ее очень не хватать... Она была такой проницательной, такой доброй и такой забавно злой, такой резкой, такой веселой, такой озорной... в общем, реальный человек, характер». Любите ее или ненавидьте, другой Маргарет Гревилл уже не будет.

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Вслед за Данией http://samolet73.livejournal.com/109206.html Нидерланды подтверждают провал теории мультикультурализма и ужесточают законодательство в отношение мусульманских мигрантов. Правительство разделяет общественное недовольство мультикультурной ...
Пример 1. Представим себе молодого Бегемота, живущего с мамой в советском частном доме. В доме 4 комнаты, из них 1 крохотная спаленка. 2 комнаты проходные. В 1994 году Бегемот сочетается браком с Бегемотихой и приводит её в свой дом. Имеем Бегемота, маму Бегемота и Бегемотиху. В 1996 ...
Смотреть это видео Оно-то, конечно, смешно, - только не ...
Чужая женщина всегда Красивее твоей. Её не портят ни еда, Ни зеркало в фойе. Её стремишься обаять, Любить и украшать. Чужая дама – не твоя, А значит – хороша. ...
Молодые лягушки Сколько лягушек попало в кадр? Я вижу семь, но там были ещё. Они пока молодые, не квакают. И с этом году коричневые, травяные. В прошлые годы у меня в прудике ...