немножко Джотто из Падуи
mmekourdukova — 17.10.2011У френдессы давеча заговорили о Джотто, дай-ка запощу у себя мысль с картинками для наглядности.
По Джотто проходит водораздел – на нём христианская живопись Запада размежевалась с греками.
И прежде всего в
композиции. Смотрим, как поступил Джотто с традиционными
византийскими схемами праздников и других евангельских сцен (я
сначала хотела пустить в пандан к каждой традиционную византийскую
икону, а потом раздумала - чай, неграмотные тут у меня не ходят,
сами вспомнят).
У греков композиционный центр любого сюжета совпадает со
смысловым. А у Джотто?
Тайная Вечеря - Христа не сразу и найдёшь. Во втором ряду сбоку, почти в профиль. Рядовой застольщик.
Брак в Кане - святые затерялись среди гостей, через одного. Главная тут - невеста, затем обращаешь внимание на брюхо архитриклина и прислугу на переднем плане, а уж потом дело доходит до Христа и Богородицы. Балкончик ещё этот сюрреалистически пустой сверху присобачен - для кого?
Тут и вовсе середина клейма - пустая, зато по бокам недостало места ни для пастырской попы, ни для скотины и повитухи, даже Богородица и Младенец едва поместились.
Опять - по центру композиции "очередь на поклонение", включая караван.
И снова на переднем плане - пОпы второстепенных персонажей, а в центре - неизвестный, у которого вид дирижёра всей мизансцены.
Неизвестный мясник выглядит главным героем. Всё действие раскручивается вокруг него, начинаешь себя спрашивать - нет ли какого специального апокрифа про этого участника известной акции?
А здесь Христос-подросток хотя и в центре, но зато практически все персонажи поместились ниже середины клейма, предоставив скучной и приблизительной архитектурной декорации больше половины пространства картинки.
То же самое - всё существенное поместилось на нижней половинке клейма. Только десница Господня белеет одинокой чайкой в здоровенном синем лоскуте неба.
Здесь, правда, ангел небушко слегка заполнил. Зато весь центр - пустой, персонажей отбросило по бокам клейма.
И так далее.
То есть понятно, конечно, что хотел сделать, "как в жизни". Вроде документальных фот. Но для этого ему не хватает умения рисовать в академической манере. Подход к форме и пространству ещё средневековый, а средневекового бесстрашия и прямоты в композиции уже нет, уже стыдится он этой древней невинности. Вот и получается то, что мы видим.
А вообще, надо сказать, капеллу Скровеньи надо обязательно видеть не по кусочкам на репродукциях, а в натуре. Как декоративный ансамбль это очень и очень красиво, на мой вкус - лучше Ассизи и Флоренции. Шедевр, вопчем. Прощаешь и эти "кинокадры", и ужасный рисунок, и безобразные личики.
|
</> |