Немного о пиратстве

топ 100 блогов navlasov31.07.2019 В обсуждениях моих прошлых записей сама собой всплыла такая тема, как книжное пиратство. Я хотел написать на эту тему уже давно, а тут как раз появился повод. Итак, как я отношусь к книжному пиратству?

Конечно, проще всего было бы гневно осудить воровство, убивающее книжный рынок, либо не менее пламенно выступить за свободу информации и всеобщий доступ к культурным ценностям и научным достижениям. Но реальность, как это обычно бывает, намного сложнее и многограннее.

Начнем с того, что в случае с книгой должны быть максимально соблюдены интересы трех сторон: автора, который создает контент и без которого книга не появится; читателя, без которого все это также не имеет смысла; и издателя, который является необходимым передаточным звеном между автором и читателем. Понимаю, что последний тезис вызовет споры. Однако, на мой взгляд, все существующие механизмы сетевого "самиздата" могут являться лишь дополнением к существующей системе, и то в отдельных сегментах (таких, к примеру, как поэзия). Все рассуждения о смерти издателя и бумажной книги в самом скором будущем не имеют под собой реальной основы.

Интересы этих трех игроков частично противоречат друг другу, что очевидно. Автор заинтересован в том, чтобы его читали, а рукописи приносили хоть какой-нибудь доход. Издатель - в том, чтобы процесс приносил прибыль. Читатель - в том, чтобы получать качественную литературу по минимальной цене (в идеале бесплатно). Однако у всех троих есть один общий интерес: чтобы хорошие, годные книги все-таки появлялись на свет.

И вот тут начинаются нюансы. Потому что баланс интересов будет сильно отличаться в зависимости от того, о какого рода книгах идет речь.

Художественная литература, безусловно, должна быть полноценно защищена авторским правом. Писатель - это профессия, и львиная доля классических литературных произведений была создана людьми, для которых писательство было основным занятием. Поэтому писатель должен иметь возможность жить со своих гонораров (или, по меньшей мере, они должны составлять значительную часть его дохода). Поэтому в данной сфере пиратство наносит, на мой взгляд, большой ущерб. Ту немногочисленную (увы) беллетристику, которую я читаю, я поэтому покупаю или беру в библиотеке.

Кардинально другая ситуация - с научной литературой. Начнем с того, что значительная доля научных работ создается в рамках грантовых проектов. Авторы получают деньги на исследование, по итогам которого и выпускают книгу. Собственно, труд автора уже оплачен грантодателем. Часто грант покрывает и издание рукописи, то есть интересы издателя тоже соблюдены. После этого распространенная ситуация, когда книжка продается по вполне себе средней для рынка цене (хотя ее себестоимость - ноль!), мне кажется абсолютной дикостью.

Даже если автор научной работы пишет ее не в рамках гранта, он, как правило, является сотрудником исследовательского института или вуза. Где ему, по идее, платят в том числе и за научные разработки. Если человек три года занимается разработкой определенной темы за зарплату, то свой гонорар он, собственно, уже получил. Да, к сожалению, сегодня научная литература нередко пишется в свободное от работы время, и фундаментальная монография котируется ниже никому не нужной проплаченной статьи в "хищном" журнале из базы Scopus. Но в современных реалиях и гонорары носят настолько символический характер, что с финансовой точки зрения затрат автора никак не компенсируют. В максимально широком распространении своей работы автор обычно заинтересован гораздо сильнее.

И здесь нередко издательство вступает в прямой конфликт с интересами как автора, так и читателей. О попытках дважды снять сливки с одного проекта я уже рассказал. Есть и другие приемы. Немецкий коллега недавно рассказывал о своем опыте работы с одним из ведущих мировых издательств: книжка вышла совершенно смешным тиражом по заоблачной цене. Вся бизнес-модель строилась на том, что определенный набор богатых библиотек купят ее за любые деньги, а на остальных можно махнуть рукой. Авторский гонорар, соответственно, тоже оказался мизерным.

Поэтому пиратство научной литературы не вызывает у меня в нынешних условиях какого-либо серьезного осуждения. Думаю, трудно найти среди моих коллег человека, который принципиально отказался бы от использования пиратских версий зарубежных научных работ, тем более что их зачастую практически нереально достать другим путем (по крайней мере, без больших финансовых затрат).

Проблема, однако, заключается в том, что поделить пиратов на "агнцев" и "козлищ", на "бандитов" и "благородных разбойников" не получится. Особенно если речь идет о борьбе с ними. Поэтому изменения следует вносить на уровне авторского права. Если для художественной литературы действующая система выглядит более или менее адекватной (хотя сроки я бы существенно сократил), то в отношении научных монографий она представляет собой полную дичь. Понадобилась мне, например, забытая немецкая книжка середины 1970-х. Ее автор давно умер, издательства уже нет, как нет и шансов на то, что ее кто-нибудь когда-нибудь захочет переиздать. Она оцифрована в Гугл.Букс, но... доступ к ней закрыт! Потому что сроки не вышли! Иначе как маразмом я это назвать не могу.

Лично я бы установил правила, по которым:
- Книги, изданные целиком на средства грантодателей, немедленно выкладывались бы в открытый доступ.
- Срок действия авторских прав на научную литературу составлял бы максимум пять лет. После этого книга также может быть выложена в открытый доступ. Это даже не особенно задевало бы финансовые интересы издательств, потому что 95% всей научной литературы не переиздается.

Самый сложный вариант - это, пожалуй, научно-популярная литература, которая находится как бы посередине между научной и художественной. Я уже писал о том, что качественный научпоп стоит дорого, и труд автора должен быть соответствующим образом вознагражден. Ведь даже если автор работает в академической сфере и пишет по своей проблематике, работа с широкой аудиторией не входит в его должностные обязанности и никем не финансируется. Здесь единственный выход - это масштабная финансовая поддержка подготовки и издания научно-популярной литературы со стороны третьих лиц (в первую очередь государства). А сроки действия авторских прав в этом случае можно установить такие же, как и для научных монографий.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
11 кинопроектов 2014 года которые я ужасно жду: что, кто, почему, когда и зачем что Jane's Got a Gun кто режиссер - Гэвин О'Коннор, в ролях - Натали Портман, Эван МакГрегор, Джоэл Эджертон когда в 2014, сроки неизвестны что будет жена пострадавшего от бандитов мужа обращается ...
В грядущем 2016 году 366 дней, а это значит, что он будет високосным. Такое случается с периодичностью один раз в четыре года и вызывает множество опасений со стороны человечество, особенно учитывая существующее количество различных примет. Многие видят прямую угрозу в високосном го ...
Не могу такой красотой не поделиться с вами. Давненько мечтал запечатлеть молнию, но всё время не получалось, то не везло с ракурсом, то с локацией, так чтобы разложить штатив, да прицелиться в нужном направлении, в общем сплошные разочарования, а тут прям подвезло... 1. 2. 3. ...
Помните экс-депутата Пехтина , который занимался вопросами этики , а сам прятал хаты в Майами ? Так вот хаты нашли, депутата размандатили, а процесс разоблачения российских чиновников получил меткое название пехтинг . Предлагаю отпехтинговать еще одного крупного чиновника, который ...
Type 2 Ho-I — танк огневой поддержки, созданный с целью качественного усиления бронетанковых подразделений. Серьёзное 75-мм орудие с полубронебойными снарядами, под завязку набитыми взрывчаткой, установили на шасси резвого и маневренного среднего танка. Что же получилось в ...