Немного о пиратстве

топ 100 блогов navlasov31.07.2019 В обсуждениях моих прошлых записей сама собой всплыла такая тема, как книжное пиратство. Я хотел написать на эту тему уже давно, а тут как раз появился повод. Итак, как я отношусь к книжному пиратству?

Конечно, проще всего было бы гневно осудить воровство, убивающее книжный рынок, либо не менее пламенно выступить за свободу информации и всеобщий доступ к культурным ценностям и научным достижениям. Но реальность, как это обычно бывает, намного сложнее и многограннее.

Начнем с того, что в случае с книгой должны быть максимально соблюдены интересы трех сторон: автора, который создает контент и без которого книга не появится; читателя, без которого все это также не имеет смысла; и издателя, который является необходимым передаточным звеном между автором и читателем. Понимаю, что последний тезис вызовет споры. Однако, на мой взгляд, все существующие механизмы сетевого "самиздата" могут являться лишь дополнением к существующей системе, и то в отдельных сегментах (таких, к примеру, как поэзия). Все рассуждения о смерти издателя и бумажной книги в самом скором будущем не имеют под собой реальной основы.

Интересы этих трех игроков частично противоречат друг другу, что очевидно. Автор заинтересован в том, чтобы его читали, а рукописи приносили хоть какой-нибудь доход. Издатель - в том, чтобы процесс приносил прибыль. Читатель - в том, чтобы получать качественную литературу по минимальной цене (в идеале бесплатно). Однако у всех троих есть один общий интерес: чтобы хорошие, годные книги все-таки появлялись на свет.

И вот тут начинаются нюансы. Потому что баланс интересов будет сильно отличаться в зависимости от того, о какого рода книгах идет речь.

Художественная литература, безусловно, должна быть полноценно защищена авторским правом. Писатель - это профессия, и львиная доля классических литературных произведений была создана людьми, для которых писательство было основным занятием. Поэтому писатель должен иметь возможность жить со своих гонораров (или, по меньшей мере, они должны составлять значительную часть его дохода). Поэтому в данной сфере пиратство наносит, на мой взгляд, большой ущерб. Ту немногочисленную (увы) беллетристику, которую я читаю, я поэтому покупаю или беру в библиотеке.

Кардинально другая ситуация - с научной литературой. Начнем с того, что значительная доля научных работ создается в рамках грантовых проектов. Авторы получают деньги на исследование, по итогам которого и выпускают книгу. Собственно, труд автора уже оплачен грантодателем. Часто грант покрывает и издание рукописи, то есть интересы издателя тоже соблюдены. После этого распространенная ситуация, когда книжка продается по вполне себе средней для рынка цене (хотя ее себестоимость - ноль!), мне кажется абсолютной дикостью.

Даже если автор научной работы пишет ее не в рамках гранта, он, как правило, является сотрудником исследовательского института или вуза. Где ему, по идее, платят в том числе и за научные разработки. Если человек три года занимается разработкой определенной темы за зарплату, то свой гонорар он, собственно, уже получил. Да, к сожалению, сегодня научная литература нередко пишется в свободное от работы время, и фундаментальная монография котируется ниже никому не нужной проплаченной статьи в "хищном" журнале из базы Scopus. Но в современных реалиях и гонорары носят настолько символический характер, что с финансовой точки зрения затрат автора никак не компенсируют. В максимально широком распространении своей работы автор обычно заинтересован гораздо сильнее.

И здесь нередко издательство вступает в прямой конфликт с интересами как автора, так и читателей. О попытках дважды снять сливки с одного проекта я уже рассказал. Есть и другие приемы. Немецкий коллега недавно рассказывал о своем опыте работы с одним из ведущих мировых издательств: книжка вышла совершенно смешным тиражом по заоблачной цене. Вся бизнес-модель строилась на том, что определенный набор богатых библиотек купят ее за любые деньги, а на остальных можно махнуть рукой. Авторский гонорар, соответственно, тоже оказался мизерным.

Поэтому пиратство научной литературы не вызывает у меня в нынешних условиях какого-либо серьезного осуждения. Думаю, трудно найти среди моих коллег человека, который принципиально отказался бы от использования пиратских версий зарубежных научных работ, тем более что их зачастую практически нереально достать другим путем (по крайней мере, без больших финансовых затрат).

Проблема, однако, заключается в том, что поделить пиратов на "агнцев" и "козлищ", на "бандитов" и "благородных разбойников" не получится. Особенно если речь идет о борьбе с ними. Поэтому изменения следует вносить на уровне авторского права. Если для художественной литературы действующая система выглядит более или менее адекватной (хотя сроки я бы существенно сократил), то в отношении научных монографий она представляет собой полную дичь. Понадобилась мне, например, забытая немецкая книжка середины 1970-х. Ее автор давно умер, издательства уже нет, как нет и шансов на то, что ее кто-нибудь когда-нибудь захочет переиздать. Она оцифрована в Гугл.Букс, но... доступ к ней закрыт! Потому что сроки не вышли! Иначе как маразмом я это назвать не могу.

Лично я бы установил правила, по которым:
- Книги, изданные целиком на средства грантодателей, немедленно выкладывались бы в открытый доступ.
- Срок действия авторских прав на научную литературу составлял бы максимум пять лет. После этого книга также может быть выложена в открытый доступ. Это даже не особенно задевало бы финансовые интересы издательств, потому что 95% всей научной литературы не переиздается.

Самый сложный вариант - это, пожалуй, научно-популярная литература, которая находится как бы посередине между научной и художественной. Я уже писал о том, что качественный научпоп стоит дорого, и труд автора должен быть соответствующим образом вознагражден. Ведь даже если автор работает в академической сфере и пишет по своей проблематике, работа с широкой аудиторией не входит в его должностные обязанности и никем не финансируется. Здесь единственный выход - это масштабная финансовая поддержка подготовки и издания научно-популярной литературы со стороны третьих лиц (в первую очередь государства). А сроки действия авторских прав в этом случае можно установить такие же, как и для научных монографий.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
до "октября" *** + 8 фотокарточек ....> > > Митинг на Пасху Агитаторы Черноморского флота на позициях Северного фронта. Приехали уговаривать солдатов продолжать войну до победного конца. Комитеты митинг Гельсингфорс( ныне Хельсинки). Март 1917 ...
Две тысячи лет назад Рейн стал границей Римской империи, на которой римляне основали вдоль реки кучу крепостей, позже разросшихся до городов (Кельн, Майн, Бонн, Страсбург, Трир, Базель и др.). Они попробовали было сунуться за Рейн, но оставили эту идею. После религиозных войн 17-го века ...
О репрессиях, том кто в них виноват и доведении дел до логического конца. Начну с себя - дед мой при Сталине был приговоренк году исправработ за "вредительство". Местный чекист был человеком обидчивым, и увидев компанию гогочущих мужиков решил, что смеются именно над ним. К юмористам ...
Upd в комментах Альбина выложила свою фотку в купальнике!) Пришли с девочками, пофотались, наградили победителей конкурса ритуалов. Я уговариваю красотку Альбину завести ЖЖ , обещаю блага ( смотрите  под катом, что было дальше) reginashtyagina была в розовом пальто ...
Российская пятая колонна получила удар в спину оттуда, откуда не ждала: правозащитная организация Amnesty International лишила Алексея Навального статуса «узника совести», присвоенного ему ею же 17 января. Да это просто уму непостижимо! «Узник совести» - это же не рыцарский титул и не ...