Немного экономики -- а нужна ли России индустриализация
torin_kr — 11.08.2020 Одной из самых обсуждаемых современного проблем российского социума является т.н. "проблема деиндустриализации России", в просторечьи выражаемая фразой -- "все заводы закрыты, одни боулинги и торговые центры в стране...". И хоть заводы закрыты далеко не все, но общая тенденция этой фразой выражена довольно точно -- действительно, количество боулингов и торговых центров увеличивается намного быстрей, чем количество заводов в России. И не только в России. Но вот плохо ли это?90% моих знакомых, в том числе и далеко не глупых людей с высшим образованием, считают что конечно же плохо. Потому как "Заводы реальную продукцию производят, а эти ваши боулинги кроме развлечения группы идиотов больше ни зачем не нужны". Но вот вопрос -- а что такое "реальная продукция"? Думаю никто не будет спорить с тем, что РЕАЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ -- это то, что удовлетворяет РЕАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ людей. Реальные -- то есть реально существующие, а вовсе не "нужные" или "полезные". Потому как "нужность" и "полезность" вещи настолько релятивистские, что человечество никогда не сможет прийти по их поводу к единой точке зрения. С точки зрения ислама производство свинины не является ни нужным, ни полезным (про алкоголь я уж и не говорю), а с точки зрения католицизма таковым не является например производство презервативов. С моей личной точки зрения любое производство вооружения бесполезно и вредно -- ну может кроме охотничьего оружия. Да и то... Поэтому повторюсь -- не существует и не может существовать единых для всего человечества критериев нужности и полезности. И значит нам остается только РЕАЛЬНОСТЬ существования потребности.
Но вот в чем дело -- структура реальных потребностей людей меняется с течением времени. И меняется очень и очень сильно. Где-нить в каменном веке основной потребностью человека была потребность в еде, потом в безопасности от диких зверей, потом -- в продолжении рода. И все. На этом у 99% первобытных людей все потребности и кончались. Сейчас эти потребности конечно же остались (ибо билогическая основа человека не так уж сильно измениласть за последние 100 тысяч лет), но во-первых к ним добавилась масса новых потребностей, а во-вторых, значимость этих трех базовых сильно упала. Точнее -- резко выросла их доступность. В нормальном обществе "западного цивилизационного проекта" никто не умирает с голода, не мерзнет, не живет на помойке, кроме тех, кто этого сам хочет. Потребность в безопасности для основной массы населения удовлетворяется как бы сама собой, незаметно для этой самой массы, удовлетворение потребности в продожении рода тоже особых сложностей не вызывает.
А то, что дается само собой, не может иметь особой ценности. Поэтому на первое место выходят потребности более высокого (по пирамиде Маслоу) уровня -- потребности в признании, в социальном статусе, в любви и уважении со стороны других членов социума. И вот именно эти потребности и призваны удовлетворять многочисленные "боулинги"... Как вы думаете, когда человек покупает самую последнюю модель смартфона -- что он покупает НА САМОМ ДЕЛЕ? -- Правильно, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС. Как мне некогда говорил один знакомый "почти-олигарх" -- "Андрей, да я бы и на "Запорожце" нормально ездил, мне пофиг. Но если я к своим партнерам приеду не на "Бентли", как они поймут, что я серьезный человек и мне можно доверять?"
Или вот например, в Москве, как многие знают, существуют сети ритейла различных ценовых характеристик -- проще говоря "магазины для богатых" и "магазины для бедных". Вы думаете в магазинах для богатых настолько уж выше качество товаров? Нет, там выше УРОВЕНЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ. Тебе не нахамят, тебе все покажут, объяснят, ответят в двадцатый раз на один и тот же вопрос со всё той же вежливой улыбкой как и в первый раз... В общем -- "любой каприз за ваши деньги". И вот за это -- "любой каприз" -- люди переплачивают иногда в два-три раза. Прекрасно зная, что сам товар практически того же самого качества (а иногда и хуже). Но ПОМИМО товара они покупают еще и все тот же СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС. Пусть хотя бы на время нахождения в магазине они ощущают себя более значимыми, более уважаемыми и более любимыми. И это -- тоже РЕАЛЬНАЯ потребность.
Поэтому РЕАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО это давно уже в основном не производство ВЕЩЕЙ, а производство УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ. Удовлетворяется реально существующая потребность людей -- реальное производство, не удовлетворяется -- не реальное, а имитационное. И в этом смысле закрывшиеся заводы были намного МЕНЕЕ РЕАЛЬНЫМ производством чем открывшиеся на их месте боулинги и торговые центры, ибо продукция большинства этих заводов годами валялась на складах, а боулинги и торговые центры ВСЕГДА заполнены людьми. Людьми, которым нужны их услуги, у которых в этих услугах есть РЕАЛЬНАЯ потребность. Конечно, можно было на месте "имитационных производств" построить реальные производства, продукция которых была бы востребована не меньше, чем боулинги, но для этого мало призывать к индустриализации, надо хоть немного понимать как в современном мире устроено крупное индустриальное производство -- а иначе вероятность выживания этих вновь построенных заводов будет нулевой.
Как оно и происходит в реальности...
|
</> |