Немецкий киноэкспрессионизм. «Das Cabinet des Dr. Caligari»
pasha_popolam — 15.02.2022Все эти тенденции собрались в клубок в знаменитом «Докторе Калигари» (1920), в этом варварском празднике самоуничтожения здорового человеческого начала в искусстве, в этой братской могиле здоровых кинематографических начал, в этом сочетании немой истории действия, ассортименте раскрашенных холстов, намалёванных декораций, расписанных улиц, противоестественных изломов и поступков, чудовищных химер.
— Сергей Эйзенштейн
Этот фильм по влиянию сравнивают с «Броненосцем Потемкин» Эйзенштейна и в этом определенно есть некоторая объективность. «Доктор Калигари» породил собой целое направление которое не исчерпало себя и через сто лет. Даже без учета оригинальной экспрессионистской стилистики фильм пожалуй можно считать вообще первым серьезным триллером и хоррором в кинематографе. Практически все что мы знаем о голливудском жанровом кино, нуаре, Хичкоке вплоть до Линча берет свое начало именно с «Доктора Калигари». Кроме того, похоже что картина первый в истории опыт авторского кино. Бергман хоть и отрицал это, но многие его фильмы определенно сделаны под влиянием «Доктора Калигари». Сюжет с рамочной историей, где финал переворачивает все предыдущее повествование был впервые применен именно в этом фильме, этот прием до сих пор используют тысячи авторов.
История о том как создавался и прокатывался фильм сама по себе может послужить сюжетом триллера. Яновиц и Майер написали оригинальный сценарий в 1919 году, при этом Яновиц имел опыт службы в чине офицера, а Майер пытался откосить и имел тесный контакт с немецкими психиатрами. Оба были пацифистски настроены и выступали резко против милитаристской германской политики. Именно свои политические взгляды чуваки заложили в сценарий в метафорической форме. Доктор Калигари здесь как образ подавляющей агрессивной власти, внешне персонаж имеет черты Артура Шопенгауэра. Сомнамбула Чезаре как образ народа пребывающего в анабиозе, и используемый властью для убийства. Яновиц утверждал что одной из идей к написанию послужил случай в Гамбурге, когда он стал косвенным свидетелем убийства молодой девушки. Кроме того имеется еще одна история о том как Яновиц и Гильда Лангер, известная актриса, пошли к гадалке и та предсказала скорую смерть Гильды. Лангер действительно скончалась в 1920 году в возрасте 23 лет. Говорят что именно Лангер вдохновила Яновица и Майера на написание сценария.
Яновиц и Майер пребывали в крайне стесненном состоянии и продали сценарий на студию Декла-Биоскоп на тот момент крупнейшую европейскую киностудию. Один из самых влиятельных европейских продюсеров Эрих Поммер, купил права за 5000 марок не задумываясь, как только ознакомился с содержанием. Яновиц-Майер вышли на Поммера с помощью Ланга и тот с ними даже разговаривать не хотел. Однако настырные сценаристы взяли продюсера на измор и полночи зачитывали ему свою писанину. Вторую половину Поммер торговался за гонорар ибо Яновиц-Майер хотели 10000.
Дальнейшее от сценаристов уже не зависело. Фильм приобрел свое экспрессионистское оформление и фреймовую форму, это несколько изменило политический посыл, но усилило художественную составляющую. Однако даже в своей окончательной форме фильм остался довольно неоднозначным в плане интерпретаций и дает повод развернуться фантазии. Лучше всех на мой взгляд прочухал тему Дэвид Линч, наснимав целую кучу фильмов на основе сюжета об измененном сознании, при этом оставив зрителям максимально возможный запас пространства для собственной трактовки. Известный американский искусствовед, журналист и писатель С. С. Ван Дайн еще тогда приметил фильм и дал прозорливую рекомендацию: «Кабинет доктора Калигари» представляет ту неизбежную линию, по которой будет развиваться кино… Первый же американский продюсер, который поймёт это и, набравшись ума и храбрости, двинется в этом направлении… не только финансово преуспеет, но и войдёт в историю как по-настоящему значительная фигура американской кинопромышленности».
Картина однако с большим скрипом получила свой прокат в мире и особенно в США. Американцы, англичане и французы устроили широкомасштабную анти-германскую компанию, исключительно с целью избавится от конкурентов. Наибольшего размаха акция достигла в США, в Лос Анжелесе на демонстрацию вывели ветеранов и премьера была отменена. Тем не менее мировая премьера все таки состоялась и фильм произвел неизгладимое впечатление на публику. Публика падала в обморок от одного только взгляда сомнамбулы. Говорят Протазанов и Козинцев тайно вдохновлялись эстетикой «Калигари» делая свои «Аэлиту» и «Шинель», а Масленников даже влепил кадр из фильма в эпизод своего «Шерлока Холмса».