Неизвестный Жданов: бывший зять Сталина о расправах над людьми, репрессиях и

топ 100 блогов vvm195522.08.2018 Неизвестный Жданов: бывший зять Сталина о расправах над людьми, репрессиях и


Отец и сын

– Ваш отец, Андрей Александрович Жданов, фактически являлся вторым человек в партии и государстве, одним из ближайших соратников Сталина. Многие возлагают на него вину за массовые репрессии 1930-х годов.


– Отца сейчас полощут как хотят. Но он всегда выступал против необоснованных политических притеснений. В мае 1935 года отец выступил на совещании руководящих работников водного транспорта в ЦК партии. Расправа над людьми под прикрытием фальшивых речей о бдительности может привести к гибели многих честных коммунистов, предупреждал Жданов.



В журнале «Политическое самообразование» за 1936 год вышла его большая статья, в которой говорилось о недопустимости массовых репрессий. Тезис о том, что «мы – принципиальные противники массовых чисток» подчеркивается на 3–4 страницах одного из наиболее авторитетных изданий того времени.


В том же году в сборнике «В помощь пропагандисту» опубликована статья А.А.Жданова, в которой прямо говорилось: массовые репрессии дискредитируют руководство страны. «Как можно заменить воспитательную работу репрессиями? Такого рода садистскими методами можно лишь оттолкнуть и озлобить людей» – считал отец.

– Какова подоплека политических гонений тех лет?

– Репрессии отчасти стали реакцией на внутриполитическое положение в СССР. Ситуация и в стране, и в мире была очень тяжелая. Поводом для чисток обычно становились подозрения в неблагонадежности. Зачастую такие подозрения было трудно проверить, поэтому возникали перехлесты.

Есть еще одно обстоятельство. В 1930-х годах появились настроения массового психоза, насилия, грубости. Особенно сильно они дали о себе знать в 1937 году. Возникли они почти ниоткуда, но стремительно разрослись и захлестнули всех и вся. Когда развязываются подобные страсти, с ними очень трудно потом сладить.

Кстати, это очень опасное явление и для сегодняшнего дня. В современном обществе сильны настроения толпы. Стоит только дать толчок, поджечь бикфордов шнур, все мгновенно вспыхивает, разрастается пожар.

– Но для того и существует власть, чтобы утихомирить подобные настроения.

– Совладать с ними очень трудно. Ведь это разгорается, как степной пожар. Более того, сейчас таких пожаров вспыхивает в стране немало. Боюсь, что их станет больше. Особенно в национальных республиках. Я опасаюсь, как бы у нас не проявились элементы гражданской войны. И в 1937 году было так же.

Тему массовых репрессий воспринимают эмоционально. Что понятно – многие потеряли своих родных и близких. Но подобные неоднозначные явления требуют серьезного подхода. Ученый, анализирующий самые сложные периоды истории, должен сохранять меру объективности.

У меня вызывает озабоченность, что тема массовых репрессий зачастую используется для решения сиюминутных политических задач. Пытаются погреть руки на огне.

– Руки можно и спалить.

– Можно. Барух Спиноза в трактате «Этика» сформулировал свою жизненную позицию следующим образом: «Не плакать, не смеяться, только понимать». Мое кредо звучит так: «И плакать, и смеяться, но понимать». Наш народ единственное от чего может пострадать – от деградации мышления. Мы не понимаем, где живем, не понимаем, какая у нас экономика.

– И где же выход?

– Все, кто правил нашим государством, все хотели хорошего. Опыт истории показал, что этого мало. Надо уметь добиваться поставленных целей. У Ленина есть ядовитое замечание: о любых правительствах судят вовсе не по тому, что они собираются сделать, а по тому, что они вынуждены делать.

– Мне кажется, он обращал это и к себе.

– Безусловно. Такие руководители оправдываются: мол, нас берут за горло, мы хотели бы делать это, а вынуждены делать то. Некоторые ученые-экономисты в нашей стране стали жертвами придуманных ими схем. Они придумали идеальные модели, а в действительности, когда дело дошло до реализации, оказалось, что модели не срабатывают.

– Появились публикации, в которых утверждается, что смерть А.А. Жданова была неслучайной. Якобы Сталин приказал убить Жданова, опасаясь, что ваш отец как глава влиятельной парторганизации Ленинграда сможет сместить его с поста руководителя партии.

– Подобные инсинуации пусть остаются на совести их авторов. Сталин, насколько я понимаю, рассматривал Жданова как возможного преемника, но в отдаленной перспективе. Отец избегал говорить на эту тему. Он скончался от инфаркта в санатории на Валдае, где проходил лечение.



От Глинки до Хейердала

– Говоря о А.А. Жданове, нельзя не сказать, что он запретил произведения М. Зощенко и А. Ахматовой.

– Отец отвечал за идеологию, и критика тех или иных авторов была в порядке вещей. Но вот что интересно. Андрей Александрович спас от забвения немало других произведений. Часто более значимых, на мой взгляд.

– Что вы имеет в виду?


– В 1930-е годы Главлит (государственная цензура) запретил оперу Глинки «Жизнь за царя». Отец просто ахнул, когда узнал об этом. Он очень любил русские оперы, играл на гармошке, рояле. В доме у нас постоянно звучали отрывки из опер. А тут вдруг запрещен Глинка!

Либретто оперы было написано бароном Розеном – довольно невзрачным, средним поэтом, к тому же плохо владевшим и не любившим русский язык. Текст был корявым, верноподданническим. В первоначальном варианте опера называлась «Иван Сусанин», однако царь собственноручно перечеркнул название и начертал: «Жизнь за царя». Только это и послужило основанием для запрета.

Отец попросил поэта Сергея Городецкого переписать либретто и распорядился снять запрет. Так что Андрей Александрович вернул нашему народу жемчужину русской музыки. Об этом тоже надо помнить, а не только о том, что Жданов запретил Зощенко, который просто несопоставим по уровню с такими гигантами, как Глинка.

Возьмите список деятелей литературы и искусства, которые по инициативе Жданова были представлены к Сталинским премиям: писатели Константин Симонов и Александр Корнейчук, поэты Самуил Маршак и Эммануил Казакевич (его смерть действительно стала невосполнимой утратой для литературы), архитектор Алексей Щусев, скульптор Евгений Вучетич, композиторы Дмитрий Шостакович и Сергей Прокофьев, кинорежиссер Михаил Ромм, актеры Николай Черкасов и Борис Чирков, художники Кукрыниксы. Это что, гонения на литературу? При том что писатель Валентин Каверин, получивший награду, потом топтал отца в «Известиях».

– В 1949 году вы женились на дочери Сталина Светлане Аллилуевой. Некоторые считают, что это был политический брак.

– Нет, это был обычный брак. У нас со Светланой было точно так же, как у всех молодых людей на земле.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
pryanik предложил опубликовать какое-нибудь любимое стихотворение о весне. И сегодня, во Всемирный день поэзии как раз подходящее время для этого. Выбрать сложно, у меня много лбимых стихов о весне. Пусть будет не самое известное. Очень люблю поэзию К. Бальмонта ВЕСНА Вот и ...
Синхрон «Не стыдно показать». Редакторы: Илья КукУшкин, Максим МерзлякОв и Евгений ПоловОй. Редакторы выражают благодарность за помощь в работе над пакетом и ценные советы ИдЕлии АйзятУловой, Александру Верёвкину, Галине ВолОвник, АрмЕну ГамбарЯну, СадИгу ГамИдову, Алек ...
И чтоб хазаро-фашистская хунта не вякала, что никто не пришел. Видео под катом: . ...
  [оригинал] ...
В Тегеране прошла встреча министра обороны России Сергея Шойгу и президента Ирана Хасана Рухани. Фото IRNA ...