НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ ГОСПОДНИ. Об ананасах и рябчиках.
eriklobakh — 22.06.2015 Этот вопрос меня серьёзно мучает последние лет пятнадцать, наверное - и нормального ответа на него нет.Те из вас, кто застал советский период, либо хотя бы люди, хорошо знакомые с советской литературой, - должны отлично помнить, какую истерическую отрицательную пропагандистскую реакцию в агитпропе вызывала спаржа. Вместе с устрицами, рябчиками, лимузинами, стриптизом и прочими элементами западного аристократическо-буржуазного разложения.
Почему?
Приведу вам два примера, хотя помню их с полсотни.
У моего любимого советского писателя для детей Виталия Губарева ("Королевство кривых зеркал" и т.д.) в повести, которую я тоже очень люблю, кажется называется в "Тридевятом царстве", точно не помню - сюжет в том, что советская школьница-спортсменка, катаясь на соревнованиях на лыжах - была случайно спутана с ихней королевичной, а по итогу - временно занимала трон и начала там коммунистические преобразования.
Все были в шоке, но дело не в этом. Там идёт противопоставление миров. Наша постоянно занимается спортом и любит печь картошку в костре, солёные огурцы и т.д., а ихняя, которая пропала-то потому, что влюбилась в своего парикмахера (ха-ха, гомосексуалиста, надо думать; явно Губарев просто не понимал - что такое парикмахеры) и с ним сбежала, помимо бесконечных перин, шелков, бриллиантов и французских духов, добавленных в ванную, - вечно жрёт спаржу. И устрицы. Не чёрную икру, та у нас не являлась ничем предосудительным, а вот устрицы и спаржа... Словом, всячески разлагалась.
Второй пример. У меня за жизнь, в т.ч. в школе - было несколько учителей литературы. Одна из них не любила Льва Толстого. Я его тоже не люблю, кстати (за то, что он моего друга детства - Петю Ростова - убил), но я я его не люблю за конкретные вещи, а она системно терпеть не могла - и всегда искала возможность уколоть (в рамках дозволенного, разумеется).
И вот как-то завела разговор о том, что Толстой стал вегетарианцем. Вы не подумайте, дети, - сказала она, - что это из скромности и для экономии, наоборот! Ну что там корову съесть, они всюду по его усадьбе бродили (это она так сказала), - и каждый крестьянин их ел. ВЕДЬ ЕГО СПАРЖА, - сказала она, - стоила в сто раз дороже. Так и сказала.
Тут символично два момента. Антисоветская моя учительница литературы (кстати, действительно нереально хороший знаток литературы, она в школе у нас была звездой, закончила не педВУЗ, а литературный, дружила со старшей Цветаевой и т.д.) не только по сути превознесла кусок мяса до небес, подчеркнув его малую стоимость в её любимой дореволюционной России, но, при этом, - сама же попалась на глупую советскую пропаганду, сочтя спаржу чем-то аховым.
Между тем, спаржа - это примитивный, довольно сытный и объёмный овощь. По вкусу похожий на горох. Даже не знаю с чем сравнить: примитивный, как картошка. Не сложный для выращивания - в 90-х я спаржу вырастил у себя на даче, когда у меня были не только цветы, но и грядка с зеленью.
В чём причина этой антиспаржевой советской пропагандистской истерии - я не понимаю. Почему именно она считалась чем-то "аристократическим" и разлагающим - ума не приложу.
Теоретически возможен "лёгкий ответ": просто потому, что у нас её не было. Типа - раз нет, то не наше, "западное" и вражеское. Так у нас и фенхеля не было - ну и что? Он истерики не вызывал, наоборот, во многих книгах его тяжёлым трудом выращивали германо-немецкие крестьянки (опять же в дестких сказках, кстати). И ничего. При том, между нами говоря, в плане полезности и т.д., - фенхель куда как более "аристократичен" и разлагающ, ибо вообще не еда, а по сути - приправа.
Почему так вышло со спаржей - кто-нибудь понимает?!
Ведь её в советские годы, я уверен, - и не разводили-то специально - потому что это "элемент разложения", хотя, вероятно, это делали всякие диссиденты на дачах (если б могли где-то семена добыть). Да, ещё спаржа была на базарах в рядах, где корейцы торговали своими салатами, но это шло как "экзотика", ибо маринованно и т.д., т.е. вообще не спаржа в нормальном виде.
Кстати, я также не очень понимаю - почему у нас массово не выращивали тогда устрицы те самые. Которые изначально-то, до того, как они стали можно в аристократических салонах Франции, - были просто обычной и крайне дешёвой крестьянской пищей. В Чёрном море, в Крыму - выращивать их мегатоннами - самое то.
С едой всегда так - ничего не поймёшь... Мода заставляет продукты исчезать. Раньше чёрную икру никто не ел, теперь она стоит немыслимые миллиарды. Прогнозирую скорое исчезновение щучьей икры, ибо она весьма тонка и во многом (не во всём) не уступает чёрной. Об этом скоро узнают даже буржуазные идиоты - ибо им это шепнёт кто-то типа меня и введёт в моду. И белые грузди исчезнут - ибо они, на мой взгляд, - даже превосходят чёрные трюфели по вкусовым показателям. Но это мода. А вот чтоб "мода наоборот" - вот как со спаржей в СССР - это я не понимаю. Это ж как сделать мега-дорогим и "буржуазно-разлагающим аристократическим блюдом" гороховый суп - такой же по себестоимости и простоте в выращивании.
Бред!
|
</> |