Неделя 6 о безногом, Дне победы, и слепом

топ 100 блогов ortodox_dn — 16.05.2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос Воскресе!
Перед тем, как начать Евангельскую проповедь, возлюбленные мои чада, дорогие братья и сестры, я хочу рассказать вам одну небольшую притчу. О том, как шел учитель со своим учеником по дороге и увидели калеку безногого, который сидел при дороге и просил милостыню. И вот ученик спрашивает наставника: «скажи, пожалуйста, отче, чем провинился этот человек? Почему такая несправедливость? Почему он безногий, калека, инвалид? Почему он родился таким?» А этот учитель – наставник говорит: «если бы у него были ноги, тот он бы этими ногами огнем и мечом прошел бы пол мира».

Хорошая притча? (народ: «да, хорошая») Объясняет, почему одни люди рождаются больными, другие люди рождаются здоровыми… Но если подумать логически и рассудить, то эта притча не стоит и выеденного яйца. Эта притча бессмысленна и безумна. Если так рассуждать, тогда почему не родился безногим Гитлер?

Сегодня День Победы. Сколько миллионов людей погибло, причем не только солдат на поле боя, но детей, женщин. Совершенно мирных невинных людей, которых уничтожила эта нацистская машина просто так, без всякой причины. У нас в Донецке есть шахта, в которой было сброшено фашистами более 75 тысяч человек. Ствол шахты шириною в 3,5 м и глубиной в 380 м – это более 10 девятитиэтажных домов! был полностью под самый верх заполнен трупами. И это были трупы в большинстве своем мирного населения, в основном, стариков, женщин и детей, которые оставались здесь во время немецко-фашистской оккупации. Почему же в таком случае Гитлер не родился безногим, или слепым, или хромым?

И вот эти попытки криво объяснить промысел Божий при помощи каких-то там притч, каких-то объяснений, каких-то примеров в конечном итоге приводят к тому, что те же безбожники и атеисты хулят веру и говорят: «вот какие они безбожники, вот какие они верующие! Вот какой их Бог. Они пытаются дать ответ на такие сложные вопросы и думают, что знают ответ, а ответы эти глупы и бессмысленны…».

Иное дело – учение Евангельское. Насколько бывает бездумна и бесплодна мудрость человеческая, философия… И насколько мудро и прекрасно Слово Божие! Как Оно отвечает на эти вопросы: мы знаем, что ко Христу не раз подходили люди и спрашивали о том, почему зло существует в мире, почему невинные страдают, почему одни наказываются, а другие – нет? И Господь все время отвечал на тот вопрос прямо. Когда подошли к Нему и спросили: «почему башня упала и избила несколько десятков людей? Они что, были грешнее других, которые остались живы? Почему Ирод убил галилеян и смешал кровь их с их жертвами? Они что, были грешнее других, живущих в Галилее?»… «Почему упал самолет с польским правительством?» Они что, согрешили и чем-то прогневали Бога? На это Христос прямо и без всяких выкручиваний отвечает: «не ваше дело. Не грешнее и не хуже других, но смотрите за собой: если не покаетесь, то будет вам что похуже». Евангелие нам прямо запрещает подобную логику, подобный ход мыслей. Запрещает нам рассуждать о том, когда другой человек страдает, когда другой человек мучается, запрещает рассуждать о том, в чем же он согрешил, в чем же он виноват или за что такая несправедливость.

Человеческому уму безусловно вредно пытаться проникнуть в эти тайны, потому что не зная всего того, что знает Бог, и невозможно понять всего того, что делает Бог. И вот в сегодняшнем Евангелии описывается подобный же случай. Когда Христос шел по дороге и увидел человека, слепого от рождения. Трудно себе представить, насколько это тяжелый крест: полная, абсолютная слепота от самого рождения. И естественно, что у окружающих Его людей возник вполне справедливый вопрос: а почему он таким родился? Кто согрешил: он ли согрешил или родители его? Но в этом вопросе уже содержится некая несуразность: как он мог согрешить, если он уже родился таким? То есть явно вопрос искушающий, вопрос который вызван желанием поставить Христа в некое неудобное положение. Но Христос, тем не менее, таких вопросов не боится, Он не уклоняется от них и отвечает. И вот какие слова говорит Господь в ответ на это вопрошание. Иисус отвечал: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». И если мы почитаем внимательно (откроете дома Библию – Евангелие от Иоанна, 9 глава), посмотрим внимательно на эти слова, то мы увидим, что в нашей русской, православной Библии слова «это для того» написаны курсивом. Что это обозначает? А только то, что в греческом оригинале эти слова отсутствуют, они добавлены переводчиками с древнегреческого на русский язык для ясности текста, как эти переводчики считали. Но вместо ясности они внесли здесь еще большую путаницу.

Проливает свет на это изречение церковно-славянский текст, который, конечно, сейчас многими людьми, может быть, трудно воспринимается, но он намного точнее. Вернее и точнее по своему смыслу, чем синодальный русский перевод. И вот там сказано просто: «да явятся на нем дела Божьи». Если кто знает греческий язык, откроет греческую Библию, то там еще проще сказано, дословно так: «не он согрешил, не родители его, но вследствие этого на нем явятся дела Божии». Не для того Господь наказал его слепотой, чтобы он столько лет промучился, а потом его исцелить, так ведь? Вы понимаете, что за радость, что за любовь такая: взять человека замучить, а потом вылечить и сказать: «как хорошо», чтоб этот человек был благодарен. Какая же это любовь? Странное представление о Боге возникает в результате таких вот истолкований. Что это за Бог такой, Который нас целенаправленно мучает, ставит нас в неудобные положения различные, потом мы начинаем там, каяться-молиться, и Господь нас освобождает от этого и мы радуемся и будем благодарны… А Господь говорит нам: «вследствие этого явились на нем дела Божьи». Мы не знаем причину, почему он родился слепым, эта причина остается скрытой. И если мы верим в Бога, мы должны смирить свои главы и сказать: «да, мы этого не знаем и рассуждать об этом не будем».
Есть несколько вещей, о которых человеку не надо рассуждать. Не надо рассуждать, когда будет конец света и не надо рассуждать о том, почему другие страдают. Господь нам открывает здесь другую истину. Страдаем мы по разным причинам, эти причины нам самим, а тем более, окружающим могут быть непонятны. Но Господь открывает нам то, что какими бы ни были наши страдания, чем бы они ни были вызваны – нашими ли грехами или еще какими-нибудь тайными путями промысла Божьего, мы всегда имеем возможность прийти к Богу, мы всегда имеем возможность обратиться ко Христу и получить исцеление. Получить исцеление не только телесных немощей, потому что тело наше смертно и сколько бы ты не исцелялся, все равно придет время оставить этот земной мир и тело это наше будет подвержено тлению. Но мы можем самое главное – получить исцеление своей души, которая болит и страдает даже тогда, когда все тело, казалось бы, здорово. Именно эти душевные муки и скорби часто приводят людей к храму, и приводят людей к молитве, к духовной жизни, но не всегда человек получает исцеление своих душевных немощей. Не всегда человек получает облегчение именно потому, что в его сознании продолжает пребывать эта огромная масса разных человеческих заблуждений, ложных рассуждений и ложных мыслей, которые не дают человеку со всей простотой сердца, со всем смирением и со всей любовью обратиться ко Христу как к нашему Спасителю, предать свою жизнь к Нему последовать за Ним, взяв свой крест, который каждый из нас несет и не взирая на крест, который несет другой человек «почему, да за что и как».

И что мы видим, происходит дальше? Дальше происходят очень интересные вещи. Господь исцеляет этого слепого. Но исцеляет его не одним только словом: Господь плюет на землю, делает (в русском переводе используется церковно-славянское слово, переводчики все-таки не решились перевести дословно) брение. Дословно «брение» переводится как «грязь». Та грязь, которая бывает при дороге, когда дождь пройдет. Господь делает грязь и мажет этой грязью лицо этого слепого человека. И говорит: «пойди в купальню Силоам, пойди и умойся». А вот тут уже возникает вопрос веры. Что бы мог этот слепой подумать и сказать? – «Да что Он издевается надо мной! Он еще плюет, Он еще мажет грязью меня! Еще куда-то пойти?!» Но тот человек подымается и идет.
И вот так и нам кажется, что нам для того, чтобы получить исцеление, иногда приходится смириться, унизиться. Нам кажется, что с нами Господь делает? В какое Он нас ставит положение? Что Он над нами издевается? Мне плохо то, что никто мне не поможет, а Он мне вот что-то еще заставляет тут… Да, действительно так получается, так бывает в жизни, нужно смириться. Иногда действие Божье бывает нестандартным, бывает непонятным. Бывает со стороны кажущимся чем-то унизительным и даже, может быть, неприемлемым для нас. Но это действие Божие ведет к исцелению. И этот слепой пройдя это испытание, он проявил твердость веры. Он пошел, он умылся, он прозрел и увидел свет Божий, и вслед за этим подвергся еще одному испытанию. Иудеи начали терзать его, допрашивать и требовать оклеветать Христа, что Христос совершил это чудо в субботу, что Он грешник, что Он не чтит Закон Моисеев. Но этот исцеленный человек и здесь выдержал испытание, он выдержал достойно и он исповедал Христа Господом.

Вы понимаете, что происходит? Получив исцеление (конечно, прежде всего, речь идет о духовном исцелении, но и физическое тоже сюда относится), очень важно именно после этого устоять в вере. Как часто бывает так, что нам становится легче, проходят какие-то болезни, какие-то скорби, какие-то душевные страдания, и мы расслабляемся, отходим от Бога, уклоняемся в какие-то мирские дела, мирские блага. Вот так же и тот человек: получил исцеление, и вот тут его мирское благополучие, которое он только что получил, было поставлено под вопрос. Что такое в древности отлучить от синагоги? Это не так, как у нас сейчас отлучить от Церкви: сейчас можно отлучить от Церкви и человек будет себе жить и, вроде бы, радоваться. В то время отлучить от синагоги – это означало сделать изгоем в своем обществе, в котором он живет, потому что общество было религиозным. Религиозная жизнь была основной ячейкой, главной частью жизни общества. Это сейчас у нас только маленькая группа людей – христиан, или каких-нибудь сектантов сделали религию основным делом жизни, для остальных – нет, это так, какая-то небольшая часть жизнь, которую можно в праздник исполнить, «по традиции». А тогда был поставлен под вопрос его социальный статус как члена этого общества, и он выбирает Христа. Он выбирает Бога, не боясь лишиться тех мирских благ, которые он теперь уже мог получить, обладая зрением. Он, будучи слепым, был изгоем, нищим, бомжем, никому не нужным. Даже родители и то к нему так относились, поскольку совершенно не видно, чтобы они как-то порадовались об этом исцелении. И вот теперь он может наконец-то жить полноценной жизнью, но он выбирает Христа. И что делает Христос? Христос не оставляет его наедине с этими проблемами, Господь находит его, является к нему, Господь приходит лично к нему и говорит: «веруешь ли ты в Сына Божьего?». Господь являет ему Свое лицо, которое он до этого не видел, будучи слепым и общаясь со Христом только словами. Господь открывает ему Себя. Господь дает ему величайшее утешение, которое много раз восполнило все то, что он мог потерять и что мог претерпеть от злочестивых иудеев, которые пытались поднять гонения на него так же, как и на Христа.

Также бывает и в нашей жизни. Прозрев духовно и последовав за Христом, нам иногда кажется, что если мы будем исполнять Заповеди Христовы, мирская жизнь обделит нас какими-то своими радостями, удовольствиями, материальными благами… Нам иногда кажется, что нас не поймут, что нас осудят, что над нами будут смеяться, но мы не должны этого бояться. Мы можем всегда помнить о том, что Господь Сам придет в нашу жизнь, Господь Сам изменит ее, Господь Сам нам даст то утешение, ту радость, о которой мы просто не мечтали, которая нам и не снилась! Мы пришли ко Христу, может быть, просить какое-то исцеление чего-то временного, тела, а Господь дает нам вечное. Господь дает нам намного большее, и Господь всегда дает нам утешение, поэтому мы можем не бояться. Не бояться ни насмешек, ни непонимания, ни потери каких-то благ и удовольствий, потому что Господь даст нам намного больше. И то все покажется нам таким мелким, ради которого не стоит терять свое вечное спасение и променивать мелочные житейские удовольствия, ту величайшую радость жизни с Богом, которую Господь дарует верующему.
Но первый этап, первый шаг, – конечно, это духовное прозрение, которое заключается в том, чтобы человек смог посмотреть на себя, на свою жизнь с позиции Евангелия. Поэтому давайте же будем внимательно и с рассуждением читать Святое Евангелие, будем ежедневно напитываться Божественными Словами Этой Величайшей Книги, Которая содержит в Себе Слово Истины. И глаза наши душевные откроются, и Господь придет в нашу жизнь и изменит ее, и дарует нам ту радость и ту благодать, которая уже никогда не отнимется у нас. Аминь.?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Главной заботой женщины является уход за волосами, которому она часто отдает непозволительно много времени и денег. С каким тщанием мать ухаживает за головным убором еще у своих маленьких дочерей! Какую роль играет парикмахер! Вылезание волос повергает молодую женщину в страшное отчаяние. ...
Этот пост был опубликован 6 лет назад. Вспоминаю его сегодня не потому, что считаю каким-то особенно глубоким или интересным, а просто потому, что из всего моего ЖЖ он был, пожалуй, самым резонансным. Почитатели Ефремова набижали тогда ко мне со своими возмущёнными комментариями (это ...
Originally posted by lenkao at Петербургские (и не только) парфюмеры. Часть следующая: Наталья Светлая и Евгения Балицкая (Сочи) Начало экспозиции Второй парфюмер "из посылки" - Наталья Светлая. С ней я знакома лично, она очень приятный в общении человек - и ее духи переняли ...
Ищется б.у. (5-летний плюс минус) седан/универсал с полным приводом и едущим мотором (150+ л.с.). Жор масла 1л на тысячу не пугает, лишь бы не влияло на динамику. Замена турбины не пугает. Пугает ремонт ДСГ. View Poll: #2063455 ...
Меня упорно выводят все факты из реальной, а не декларированной истории в то что самым лютым, лучшим, последовательным русским националистом был Иосиф Виссарионович Сталин. Можно конечно возразить что он репрессировал много людей, но даже при самых жутких подсчётах, убирая ...