небольшой фотоурок
fotoforge — 10.02.2010
— Фото
Последний день отдыха так сладок, что хочется растянуть его чем-то
приятным и полезным одновременно. Думая о том, как свести это
воедино, я решил написать небольшой фотоурок без определённой темы,
но с парой интересных приёмов, которые использую. Надеюсь, кому-то
из вас эти хитрости придутся полезными. Для иллюстрации я взял
снимок, сделанный в начале этого года, результат обработки которого
мне самому так понравился, что захотелось поделиться ей с
другими.
В списке действий использование потенциала RAW формата, псевдо-HDR
изображения, поканальные маски, а также плагины Portraiture и
LensFlare. Приступим? ;)
01.
02.
Сперва пару слов о том, что и зачем мы делаем. Исходный материал -
классический неправильно снятый снимок, против солнца, практически
попадающего в кадр. Спасти его могла бы вспышка, выездной комплект
осветительных приборов или хотя бы пара отражателей. Однако за
неимением всех этих предметов, я покажу, что и такой снимок,
сделанный в RAW, может быть спасён путём несложных манипуляций.
Более того, именно так и никак иначе, я снял его специально,
подогнав небо к самой границе пересвета, за которой оно бы
превратилось в белое пятно. Особенностью RAW формата, отличающей
его от формата JPEG, является гораздо большее количество
информации, которое камера сохраняет в создаваемых файлах. Именно
этим мы и воспользуемся, чтобы привести яркость сцены в
соответствии со снятым сюжетом.
03.
Задав в RAW-конверторе поправку экспозиции +1.5 EV мы видим, что
лица и одежда ребят на снимке достаточно проработаны, грубых
провалов в тенях нет. Значит, каким-то образом, совместив разные
области с разной экспозицией, мы можем получить качественный кадр
без пересветов (небо) и недосветов (люди). Способов этому есть
несчисленное множество. Начиная с версий 5.* конвертор Camera RAW
предлагает пользователям кисти и градиенты, с помощью которым
параметры отдельных областей кадра можно корректировать
непосредственно перед конвертацией. Однако в нашем случае результат
их работы будет слишком груб при больших время затратах. Можно
воспользоваться масками Photoshop на основе канала яркости,
простейший вариант применения которых
прекрасно
проиллюстрирован у Елены Петровой. Можно. Я же предлагаю вам
возложить эти действия на плечи программы, притом самой что ни на
есть распространённой - Photomatix. Для этого нам понадобятся 3
слепка RAW-файла (-1.5 EV, 0 EV, +1.5 EV).
04.
Дополнительно высветлим наиболее тёмные места кадра для того, чтобы
на этапе конвертации вытащить максимум деталей.
05.
Создадим вариант снимка в поправкой экспозиции -1.5 EV для
сохранения фактуры облаков и силуэта дерева в ЛВУ.
06.
Представляю, как недоверчиво пожали плечами старожили сообщества
ru_hdr, прочитав мой план по использования Photomatix'a. Спокойно,
уважаемые, в данной программе есть один единственный достойный
инструмент, обеспечивающий качественный результат - это блендинг по
экспозиции. Им мы и воспользуемся. В отличии от тонмаппинга,
дающего в 99% случаев в неумелых руках плохой результат, в
блендинге по экспозиции с помощью масок берутся тёмные детали с
яркого снимка, а светлые детали с тёмного, и объединияются в одном
изображении за счёт наложения слоёв. Это позволяет избежать ужасных
ореолов и кислотных цветов, ставших синонимами аббревиатуры "HDR" в
рунете.
07.
Выбираем 3 наших JPEG файла, получившиеся из 1 RAW и отправляем их
на обработку. (Важное дополнение. Если вы гонитесь за максимальным
качеством результата, то строго рекомендуется постоянное
использование форматов с поддержкой 16-битного цвета. Например, tif
вместо jpeg.)
08.
Крайне советую пользоваться режимом смешивания Adjust - именно он
даёт наиболее правдивый результат, приближенный к тому, что мы
можем видеть в жизни. Давать же советы по передвижению ползунков
бессмысленно - в каждом случае их положение индивидуально.
09.
Сохраняем после обработки наш уже довольно правдивый и
натуралистичный результат, однако, всё ещё нуждающийся в обработке.
Открываем его в Photoshop для дальнейших телодвижений.
10.
Теперь я хочу показать вам ещё один довольно изящный инструмент -
кисточку, используемую в режиме Color, то есть наложения цвета.
Работа её при таком методе сводится к закраске обрабатываемых
областей выбранным цветом. В нашем примере это может быть полезно,
чтобы убрать следы сильного мороза с лиц ребят. Затрём их замёрзшие
носы и щёки телесным цветом, попутно сделав Healing Brush лёгкую
ретушь.
11.
Помимо этого для мягкости тона лиц воспользуемся крайне удобным
плагином Portraiture, дабы ещё больше выгладить кожу и убрать
мелкие недостатки. Настроек у плагина немного и конкретные
параметры для этого случая не столь важны. Главное - знать
меру.
12.
Теперь на фото (смотрим скриншот №9) остался только один
существенный для меня недостаток - это пробитое в ЛВУ небо. Самый
простой способ сделать его более приятным глазу - это опять же
закрасить кисточкой в режиме Color естественным синим цветом. Но
при этом возникает проблема: как сделать это так, чтобы попутно не
закрасить чего лишнего, например волосы или края одежды? Поможет
нам в этом маска на основе каналов - очень сильное средство,
которое может использоваться для любых задач, требующих сложного и
точного выделения. За науку о том, что это за маска и как её
создавать, стоит сказать спасибо сообществу fotoforge и лично Павлу
Косенко,
описавшему
метод ещё во времена появления сообщества на свет.
13.
Создадим копию слоя с текущим результатом и применим к ней маску,
нажав на прямоугольник с белым кругом внизу вкладки слоёв.
14.
Перейдём с вкладки слоёв на вкладку каналов и выберем тот канал, в
котором контраст людей и неба максимален. В моём случае это синий
канал, который наряду с маской мы и оставим активным, погасив
остальные.
15.
Выделим всё (Ctrl+A), скопируем синий канал (Ctrl+C), перейдём с
него на маску и вставим туда содержимое канала (Ctrl+V). C помощью
кривой (Ctrl+M) доведём маску до такого вида, в котором белые
области на небе соответствуют белому, а всё кроме них абсолютно
чёрное.
16.
В результате, вернувшись к слоям, мы обнаружим необходимую нам
маску, применённую к обрабатываемому слою.
17.
Теперь за несколько проходов кисточкой по небу мы вернём ему
естественный синий цвет, не потревожив обработкой всё, что к небу
не относится.
18.
Оставшиеся действия, которые я выполнил, чистой воды вкусовщина.
Захотелось чуть уравновесить композицию кадра, добавив в ПНУ блик
солнца. Для этого я использовал плагин из коллекции KPT под
названием LensFlare. А, раз уж появился блик, то захотелось и
дорисовать солнце, эффектно убавившее контраст в ЛВУ. Последующие
действия банальны: ресайз, шарпинг, рамка, подпись.
Друзья, я прекрасно понимаю, что можно было изначально снять всё
правильно и гармонично и не сидеть с обработкой. Но у меня чисто
технически нет такой возможности, поэтому давайте рассматривать
этот пример не в качестве руководства "как снимать", а в качестве
подсказки "как можно обрабатывать, если вдруг".
Всем спасибо за внимание.
P.S. Да, пожалуй, то же самое, что я делал первую половину поста,
можно получить с помощью банального Fill Light и кривых. Я
перемудрил и признаю это. Простите, что отнял ваше время.