Не стоит отождествлять Церковь с конкретными личностями.
avdeev_roman — 02.07.2012 Прошлая неделя была отмечена заявлениями представителей РПЦ, которые, на мой взгляд, напрямую влияют на имидж церкви. Каждое по-своему.Начну, пожалуй, с главного.
Патриарх Кирилл после литургии в день памяти первого предстоятеля Русской церкви с момента обретения ею автокефалии митрополита Московского и всея Руси Ионы обратился к верующим с проповедью, в которой сказал:
"Церковь воспринималась на протяжении всей истории России, как и сегодня большинством людей воспринимается, как то, что скрепляет наш народ. Это духовная скрепа, это линия самоидентификации нашей нации, это та общность, разрушив которую, мы с точностью разрушим свое Отечество".
Скажу сразу, я полностью согласен с этими словами и готов под ними подписаться, оставив за скобками свое личное отношение к патриарху. Церковь действительно сыграла значимую роль в образовании российского государства. Если говорить о пути «от Руси до России», то во многом он стал возможен именно благодаря ее духовным и организационным усилиям, направленным на объединение страны.
Об этом как-нибудь поговорим подробнее, но сейчас меня зацепило другое.
Высказывание патриарха Кирилла я услышал в репортаже одной популярной московской радиостанции, причем они прозвучали в явно негативном общем контексте. Но дело не в этом: я, полностью разделяя слова патриарха, почему-то тоже их воспринял в каком-то негативном ключе. Наверное, сказался общий тренд в обществе, связанный с делом Pussy Riot, «Серебряной калошей» и другими вещами.
Почему же даже справедливые слова предстоятеля РПЦ вызывают не очень дружелюбную первую реакцию?
Для меня лично, наверное, это все-таки связано с никак не заканчивающейся историей с содержанием в тюрьме активисток Pussy Riot. Я согласен с известным богословом протодиаконом Андреем Кураевым, что каждый дополнительный день, проведенный участницами группы в тюрьме, работает не на пользу Церкви и ослабляет ее позиции.
Я уже говорил и еще раз готов повторить: я не являюсь поклонником творчества этой группы и тем более не одобряю их акцию в Храме Христа Спасителя, но когда я вижу такую неадекватную, на мой взгляд, реакцию на их выходку со стороны властей и некоторой части верующих, то я с удивлением для себя становлюсь их защитником.
Для меня, безусловно, их панк-молебен является хулиганством чистой воды, но если бы за это их заставили 15 суток мести улицы, я бы это воспринял с удовлетворением и посчитал бы тему закрытой.
Но здесь встает еще один острый вопрос, который, как мне кажется, разделил церковный народ: прощать ли тех, кто не просит прощения и не кается?
В этом отношении меня искренне удивил протоиерей Всеволод Чаплин, который заявил, что у него, как у ветхозаветного пророка, было «божественное откровение» о том, что Бог осуждает участниц Pussy Riot и их грех «будет наказан и в этой жизни, и в будущей жизни». Здесь, как говорится, без комментариев, хотя границ для удивления у меня не остается.
Для меня краеугольной и истинно христианской позицией, пропитанной духовностью, является позиция Андрея Кураева, который сказал, что «для христианина вопрос прощения – это вопрос личной гигиены».
«Представьте, что мне плюнули в лицо, а я скажу: не буду мыть лицо свое, пока обидчик у меня не попросит прощения…Лелеять негативные ответные чувства вредно, прежде всего, мне самому. Когда Христос молился о палачах, распинавших его («Отче, прости им, ибо не ведают, что творят!»), те были еще далеки от того, чтобы попросить у Него прощения».
Мне представляется, что в последнее время РПЦ очень многое теряет в плане своего имиджа. Я думаю, что это происходит из-за того, что Церковь пропагандирует и пытается выстроить имидж прежде всего конкретных людей, а не Церкви как таковой. Безусловно, конкретные люди, пусть даже иерархи всегда могут и ошибаться, и в чем-то искренне заблуждаться, но это никак не должно влиять на общую роль Церкви в обществе. А отождествление Церкви с какими-то конкретными личностями – это всегда плохо.
И еще один момент. Так уж устроено наше общество (и это проявляется во всех областях), что мы все горазды критиковать, а вот сформулировать какую-то свою позитивную позицию, зачастую не очень способны. Я лично предпочитаю не критиковать, и ни в кого не бросать камни, а стараюсь мыслить в позитиве. Но если уж не получается, то лучше промолчать – критиковать-то всегда проще.
Предвосхищаю вопрос, а зачем я тогда все это пишу, и что предлагаю? Я ничего не предлагаю. У меня нет готовых рецептов, и я очень далек от мнения, что я могу что-то указывать или советовать иерархам церкви. Я просто высказываю свое личное мнение, потому что мне не безразлична ситуация, которая складывается сегодня в обществе.
Надеюсь, вам тоже?