Не смеют крылья черные над Косовом летать
vikond65 — 18.07.2021
Вчера решил посмотреть "Балканский рубеж", почти не сомневаясь, что
это очередной посредственный тыщ-пыщ боевичок на тему "как мы
вставали с колен". И был приятно удивлен: фильм внезапно оказался
весьма неплох. Несмотря на гигантский для односерийки 2,5-часовой
хронометраж, он это время отрабатывает по полной, постоянно держа
зрителя в напряжении.
Да, фильм действительно пропагандистский, но это один из лучших,
если не лучший образец российской военно-патриотической
кинопропаганды, производящий куда более сильное впечатление, чем
предыдущие поделки, вроде "Крыма".
Как и положено военной пропаганде, фильм очень четко расставляет
акценты, в нем нет никаких рассусоливаний "с одной стороны, с
другой стороны...", "их тоже надо понять...", "у каждого своя
правда..." и т.д. В "Балканском рубеже" всё однозначно: враги
показаны так, что после просмотра фильма возникает желание взяться
за автомат. А враги это американцы и их "миньоны" - албанские
боевики, поскольку действие происходит в Косово.
Американцы - подлые, циничные и бесчеловечные. Они бомбят больницы
и роддома, в которых гибнут беременные женщины, врачи и младенцы.
Они покровительствуют террористам, крышуют наркотрафик и отпускают
на свободу явных военных преступников, если это "их сукины
дети".
Ну а боевики это и вовсе нечто инфернальное - накачанные
наркотиками биороботы, умеющие только убивать и запрограммированные
на массовые убийства. Они хладнокровно и поголовно вырезают
сербские деревни, истребляя всех, вплоть до грудных детей. Именно
так и надо показывать потенциальных противников, если страна
готовится к серьезной войне.
Кстати, одна из ошибок советских киноагиток 30-х годов на тему
"если завтра война" состояла в том, что враги в них выглядели как
некие комические балбесы, вызывавшие не ненависть, а иронию.
Впрочем, ненависти неоткуда было взяться, ведь война в этих фильмах
шла по сталинской формуле - "малой кровью на чужой территории".
Отсюда - психологический шок 1941 года, когда люди, насмотревшиеся
таких фильмов, встретились с реальной военной машиной Вермахта,
оказавшейся отнюдь не комичной, а чудовищной. Видно, что авторы
"Балканского рубежа" усвоили этот урок. Показанные ими враги -
реально страшны и очень опасны, но, что тоже важно, они вполне
уязвимы для русского оружия.
Герои картины - интернациональная "сборная" спецназовцев (двое
русских, узбечка, татарин и белорус под командованием ингуша,
сыгранного Гошей Куценко), а также - двое примкнувших к ним
сербских полицейских - в решающей битве за аэропорт Слатина валят
албанских боевиков десятками, пока не заканчиваются боеприпасы.
Но в последний момент, как классический Deus ex machina, в аэропорт
въезжает колонна БТР под российскими флагами и спасает уцелевших, а
остатки боевиков в панике бегут. И в финальной сцене командир
колонны несет на руках сербскую девочку, явно намекая всем своим
видом на известный монумент Вучетича в Трептов-парке, только без
меча. В общем, хэппи энд, хотя, половина спецназовцев и один
из сербов до него не доживают, но - на то война.
В художественном отношении фильм сделан вполне достойно,
спецэффекты - на уровне, артисты играют неплохо и даже лысая будка
Куценко не вызывает усмешки. Одна из "изюминок" картины - 77-летний
"Чингачгук" Гойко Митич, сыгравший пожилого офицера сербской
полиции. Причем - сыгравший не менее лихо, чем полвека назад он
играл индейцев в ГДР-овских фильмах, которыми мое поколение
засматривалось в детстве. И еще сюрпризик: в одной из
эпизодических ролей снялся Эмир Кустурица, который, я думаю, тоже в
представлениях не нуждается.
В общем, "Балканский рубеж" не вызывает сожаления о потраченном на
него времени, это очень качественный пропагандистский продукт, что
в наши дни - большая редкость. Однако то, что пропаганда,
основанная на противостоянии не каким-то условно-выдуманным злодеям
или природным катаклизмам, а вполне конкретным "душманам и
пендосам", вновь оказалась востребованной, конечно, слегка
настораживает.
Все еще большой змей.
|
</> |