«Не может быть!» и вольные нравы 1920-х годов
zina_korzina — 12.02.2021- Кадры из фильма «Не может быть!» (1975). Скриншот.
Источник - https://www.kino-teatr.ru/
Ибо не всем это казалось прогрессивным и даже …нормальным. Тому ближайший пример – молниеносная лав-стори мадам Грицацуевой и Остапа Бендера. Там комбинатор женился, чтобы, как он признался Воробьянинову: «…спокойно покопаться в стуле». И всё. У Зощенко в «Свадебном происшествии» ровно так же: «Или она сразу согласилась, или нет, но только на третий день пошли они в гражданский подотдел и записались».
Что это за мораль? После Революции и приблизительно до 1934 года в Советской России была такая вольница нравов, что никогда ни до, ни после не наблюдалось, причём, как мне помнится, нигде. Молодая республика спешила жить! И любить. Церковный брак отменили, на его место пришла обычная роспись, причём каноническое венчание теперь не считалось основанием для официального семейного союза. Церковь же отделена от государства.
- Нравы и типы эпохи НЭПа. Графика Владимира Лебедева.
(1891-1967). Источник - https://www.pinterest.ru/
В тогдашних фельетонах высмеивали «барышень», которых обвенчал батюшка-поп (непременно пьяненький), а жених-авантюрист на следующий день убегал, прихватив серебряные ложки и шкатулочку «жены», которая не и не жена вовсе. В гражданский подотдел приходили без свидетелей, просто оплачивали немудрёную процедуру и – расписывались безо всяких церемоний. Играть свадьбу считалось «мещанством».
- В литературе 1920-х все эти белые платья, фату и угощения приписывали махровым частникам и нэпманам. Таким, как в третьей части фильма «Не может быть!» Перед нами какие-то небогатые, но всё же крепкие хозяйчики. Так вот насчёт любви!
|
</> |