Не эллины лукавы, а мы не умеем их слышать
diak-kuraev — 26.09.2014 В УПЦ классикой анти-филаретовской публицистики считаются труды митрополита Александра (Драбинко).Читаем внимательно:
"В 1990 году "Собор" УАПЦ обратился телеграммой к Константинопольскому Патриарху Димитрию с прошением "благословить именем Наивысшего Небесного Предстателя" и принять их в "лоно Святой Вселенской Апостольской Церкви", однако тот автокефалистов не поддержал. Наоборот, в письме к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II от 10 января 1991 года он заявил:
"Вселенская Патриархия признает только одну каноническую Православную Церковь в установленных Патриаршим и Синодальным синодом в 1593г. границах Вашей Святейшей Церкви, т.е. Святейшую Русскую Церковь, которую все поместные канонические Святые Божие Православные Церкви признают, уважают и в священных диптихах поминают"."
http://vira.in.ua/texts/drabynko__diser__ru.htm
В другой работе того же автора:
"Патриарх Димитрий свое отношение к расколу выразил в письме к Патриарху Московскому и всея Руси: “Вселенская Патриархия признает только одну каноническую Православную Церковь в установленных Патриаршим и Священным Синодом в 1593 г. границах Вашей Святой Церкви”.
http://archiv.orthodox.org.ua/page-1520.html
Неужели это можно счесть защитой прав Московской патриархии на Киев?
На самом деле было сказано ровно обратное. Ибо границы 1593 оставляли Киевскую митрополию в рамках Кпльской патриархии. Москве она будет временно, в наместничество передана лишь сто лет спустя. И это письмо Димитрия означало, что по мнению Кпля время аренды истекло...
Это к вопросу о том, в самом ли деле в 1593 году восточные патриархи передали под власть патриарха московского все территории, находящиеся севернее границ давно к тому времени исчезнувшей Византийской империи (см. http://diak-kuraev.livejournal.com/688407.html#comments ).
Возьмем, к примеру Эстонию. Вроде бы вполне очевидно: православие в Эстонии возвещалось именно русскими миссионерами, купцами, крестьянами, переселенцами священниками, в конце концов - пленными. Казалось бы - при чем тут Кпль?
Но все станет выглядеть иначе, если посмотреть на глобус, раскрашенный по каноническим юрисдикциям. Ну как недавно предложил Патриарх Кирилл: каждый патриарх строго по компасу отвечает за "часть света".
И Псков и Новгород с 10 по 15 века входят в юрисдикцию Кпльского патриарха, и по этой причине на помянутом глобусе пространство псковской миссии окрашивается в цвета Кпльской патриархии. То есть успехи их миссионеров Кпльская патриархия имеет право фиксировать в своих отчетах как собственные победы.
Во время кратковременных успехов войск Ивана Грозного в Ливонской войне в 1570 г. в Юрьеве (Тарту) основывается Православная епископская кафедра, на которую был поставлен приехавший из Москвы епископ Корнилий. Но уже в 1582 году он вынужден бежать оттуда, и кафедра упраздняется (на соборе 1589 года ее уже нет в перечне русских епархий). В 17 веке мы видим в Эстонии лишь один православный храм св. Николая в Ревеле. В 1688 году этот храм, долгие годы не имевший священника и вообще причта, был заново освящен по благословению московского патриарха Иоакима. Но Эстония и в самом деле в те времена - пустыня с точки зрения распространения православия. А вот Латвия и Литва в 16-17 веках более насыщены православной жизнью - но православная Рига вполне отчетливо в это время зависит от Полоцкого епископа, а, значит, от Киевского митрополита, а, значит, от Кпльского патриарха...
Да, "северными народами в Византии называли абхазов, аланов, даков" http://www.sedmitza.ru/data/2011/08/29/1236466570/13_balashov_prekup.pdf
Но разве Дакию (Румынию) или Абхазию кпльский собор 1593 года передал под власть московского патриарха?
Авторы только что цитированной статьи полагают, что Литва, Латвия и Польша с момента учреждения патриаршества в Москве входили в юрисдикцию Московского Патриархата. При этом они напрочь, но очень кстати для своих полемических тезисов забывают о параллельном существовании Киевской русской митрополии Кпльского патриархата.
"Территория Польши под юрисдикцией Кпля никогда не находилась", - пишут эти священники (один из которых - зам. главы ОВЦС, отвечающий именно за межправославные связи). Но отчего же Кпльский патриарх Иеремия по дороге в Москву в 1588 году во Львове лично утвердил устав Львовского братства и вообще действовал в Польше с полным сознанием своего канонического права? «Иеремия поступал резко, необдуманно, не очень разбираясь в делах; распекал владык, угрожал запрещение, проклятиями. После выезда опять посылал разные распоряжения, менял и переменял, ставил своих наблюдателей (экзархов) над епископами и снова устранял, и не всегда можно было разобрать, кого слушать, так как появилась бездна разных греческих пройдох, выманивавших деньги, называясь архиепископами, патриаршими послами и пр.» (Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. Киев, 1997, сс. 229-234).
Наш ОВЦС это забыл.
Но Кпль помнит...
|
</> |