Не боги горшки обжигают
vita_colorata — 27.04.2016Я долго сопротивлялась желанию заняться керамикой.
Дело в том, что я давно дала зарок не учиться больше ничему
рукодельному, поскольку есть время собирать камни, а есть время их
разбрасывать, как мудро уточнено у Екклесиаста.
Но тут сломалась. Надо сказать, что керамическая мастерская
гонялась за мной не один год. Сначала она появилась у меня под
боком прямо во дворе, где у нас мастерская и я постоянно видела в
окна, как люди там что-то увлекательное лепят. В тот момент у нас
был разгар ремонта в квартире, поэтому удержаться от соблазна
открыть туда дверь было легко.Потом мастерская исчезла, я стала
жалеть, что не успела туда зайти. Но через некоторое время
обнаружила, что она переехала рядом с нашим домом.
Тут я поняла, что это уже судьба, не
отвертеться. Но еще какое-то время сопротивлялась, пока дети
не решили, что хватит и купили мне абонемент на несколько уроков. И
вот, в середине марта, улучив время между очередными сериями
кино, пока в работе было недолгое затишье, я пошла учиться делать
горшки. С некоторым волнением, потому что лепить у меня в детстве
не очень получалось, гораздо хуже, чем рисовать, а с тех пор я
вообще ничего не лепила кроме пирожков.
Оказалось, что процесс в общем-то в чем-то похож, а на пирожках я
за свою жизнь уже натренировалась.
Итак, через месяц получился результат в виде трех изделий. Почему
через месяц ?
А думаете, все так просто ?
На самом деле оказалось, что достаточно просто. Конечно, учиться можно долго, всю жизнь и добиваться серьезных результатов, заниматься керамической скульптурой даже, но в керамике есть своя прелесть, даже если она кривенькая. Потому, что составляет конкуренцию с фабричной гладкой посудой, уже лишенной тепла человеческих рук. А тут все самолепное, единственное в своем роде. И обжиг придает изделию вид серьёзной вещи, ведь ей можно уже пользоваться: поставить цветы в вазу, налить кофе в кружку. Это успокаивает и придает силы ваять дальше.
Перед первым уроком я решила подковаться теоретически
и решить, что же я буду лепить.
Для этого я просмотрела 6 серий канала Би-Би-Си конкурса английских
горшечников и прикинула какие приспособы и фишки можно
использовать. Увлекательное зрелище. Кстати, я сразу вычислила того
мастера, который потом победил. Почему ? Мне кажется, что у него
было определенно самоуважение, он единственный приходил в костюме,
всегда стильно одетый.
Дальше я решила замахнуться сразу на кувшин, если уж учиться с
преподавателем, так делать что-то посложнее, простое можешь и сам
налепить. Я вспомнила фильм Вуди Аллена "Сенсация" и горшочек, с
которым ходил по саду Вуди, очаровательный, с зеленым листом на
боку, предмет моей зависти. У меня тоже будет такой !
И вот я на месте. Сложнее всего фотографировать
процесс, потому, что руки в глине.
Для начала на меня одевают фартук, я изучаю дислокацию, что где
находится. Берем в одном месте глину, белый шамот. Можно взять
красный. В другом наливаем в тазик воду, берем губку, стек, ножик,
салфетку.
Для начала глина жестко отбивается: лепишь шарик, кидаешь об стол,
чтобы вышел кубик,потом снова превращаешь в шарик и опять его об
стол, это делается для того, чтобы из глины вышел лишний воздух и
она при обжиге не растрескалась.
Когда материал готов, отрываешь кусочки и катаешь колбаски. Процесс
знакомый по тому, как делаются перемычки на ватрушках, но катать
нужно ровно, чтобы не было заломов, перегибов и прочих
дефектов. За этим следит учитель, а я цитирую из "Котлована"
Андрея Платонова:"...В лежащей директиве отмечались маложелательные
явления перегибщины, забеговшества, переусердщины и всякого
сползания по правому и левому откосу с отточенной остроты четкой
линии." Цитата как нельзя кстати.
Когда запас колбасок готов, чтобы они не сохли их лучше завернуть в мокрую салфетку, можно раскатать донышко, обрезать ровно виде круга и начать пристраивать к нему колбаски. Вместо клея у нас будет глиняный шликер - жидкая глина. Колбаска надсекается для лучшего скрепления и укладывается одна поверх другой. Одновременно делается некоторое расширение.
Через несколько рядом заглаживаем пальцами то, что
получилось до гладкости.
А рядом тоже лепят и попивают воду с лимоном из готовой
чашки. С другой стороны лепят большую белку по скаченной с
инета картинке.
Пока я мучаюсь с кувшином, учитель таким же образом лепит небольшую вазочку. Колбаски укладывает художественно.
Потом ей можно будет прокрасить по швам и получить вот такую феньку. Но мы будем стараться сделать гладко для начала, не будем давать себе слабину.
За два часа я делаю полкувшина и оставляю на следующий день под пакетом на таргетке.
На следующий день делаем верхнюю часть, заглаживаю как могу и делаю носик. Ручка делается из такой же колбаски, подсушивается феном, чтобы не поплыла.
И вот, учитель показывает, как покрепче прилепить. Все тот же шликер, насечка, и потом пальцем и стеком заглаживаем место прикрепления, чтобы не треснула при обжиге.
Дальше кувшин будет сохнуть,через несколько дней я забегу и еще поглажу его для пущей красоты. Да, сверху я налепила лист. Раскатала скалкой глину, вырезала ножом лист и так же шликером и насечками прилепила. И еще сделала лиану вокруг ручки, гулять так гулять. Народ в мастерской поощряет, говоря, что для первого раза отлично вышло.
Рядом сохнут расписанные чашки.
А я смотрю по сторонам и приглядываю что бы сделать потом. Вот эта ваза красивая.
Выбирай не хочу !
Итак, кувшин сохнет и ждет обжига, а я прихожу теперь на гончарный круг. Белка уже готова и сидит на окне, я думала, что она будет рыжей, но автор видит ее серой.
Теперь совсем будет сложно снимать, руки будут по
локоть в глине. Перед началом зафиксирую необходимый инструмент
горшечника. Гарри не случайно Поттер, есть в этом какое-то
волшебство, когда включают круг и сам по себе появляется
горшок.
У нас тут опять губка, ножик, чтобы зарезать тех, кто
назовет горшок кривым , правильные штуки, стек и
проволока, чтобы срезать края горшка ровно и его отделить от
круга.
Сначала мне показывают что и как, потом я пробую сама.
Оказывается, что придание нужной формы занимает мало времени по
сравнению с подготовительным процессом. Опять швыряем кусок глины,
потом начинаем переминать ее на круге, поднимая вниз и опуская
вверх. Самый сложный момент - центровка, говорят, что некоторые на
этом ломаются и отступаются от производства горшков. Я видела в
конкурсе горшечников, как горшки вдруг слетали на сторону.
Почувствовать руками, что глина отцентрована - это умение.
И вот сделаны две небольшие штучки немного разной формы. Из одной я
решаю сделать кружку, поскольку ручки уже делаю лихо ( аж вторую),
то будет штучка с ручкой.
Рядом сушат феном.
Ждать обжига страшновато, а вдруг все треснет. Но вот
они, красавцы, высохли и обожжены. Звенят, когда щелкнешь пальцем
по боку.
Будем наводить красоту.
Учитель расписала чашки.
В помощь расписанные глазурью керамические бляшки, они помогают определить, как будет выглядеть после обжига краска.
То есть нужно представить результат в воображении.
В фильме горшок коричневый с зеленым, но мне это
сочетание как-то не очень и я буду делать сиреневый с зеленый. А
вазочки голубые. Горшок я стараюсь закрасить ровно, что не так
просто. Крашу в два слоя. Проще всего окунуть посуду в тазик с
краской, но где ж его взять. Но можно вылить краску внутрь,
поболтать и вылить, поворачивая, чтобы окрасилось все.
Мелкие горшки тыкаю от души, чтобы получить фактуру, способов
получить фактуру много, все секреты рассказывать не буду ( сама еще
не пробовала)
Проходит еще время и я получаю из обжига всех своих глиняных деток. Теперь они будут участниками новых натюрмортов.
А вот и кувшин
Он появился дома как раз на день рождения бабушки, почти подарок и цветы ему по цвету нашлись.
Продолжение явно последует...
|
</> |