Наташа А. Сальникова -

топ 100 блогов asanat04.01.2010 Психологический триллер мой любимый жанр. От таких книг я получаю самое большое наслаждение. Они позволяют не только следить за развитием интригующего (в лучшем случае) сюжета, но и дают шанс проследить за мыслительным процессом, как преступника, так и (во многих случаях) положительного персонажа. Психологический триллер часто путают с детективами, хотя на самом деле между двумя этими жанрами пропасть. Например, в психологическом триллере не нужно угадывать, кто убийца, потому как главное условие такого жанра не искать преступника, а ... впрочем по порядку.

Психологический триллер

Часто включает в себя
элементы, как детектива, так и драмы, в добавок к типичным приёмам триллера. Некоторые из психологических триллеров граничат с жанром ужасов. Как, например, книги мною любимого Стивена Кинга. Многие из них названы ужасами для усиления эффекта, хотя на самом деле психологические (либо мистические) триллеры.

Обычно триллеры фокусируют внимание на сюжете, а не на характерах персонажей. Физическая сила преобладает над ментальными играми. В психологическом же триллере акценты смещаются. Характеру персонажа уделяется тоже внимание, что и сюжету, если не большее.

Саспенз (напряжение, неизвестность, тревожное ожидание) в психологическом триллере появляется не из розыска преступника и попытки установить причины убийства, а из ментальных состязаний двух или большего количества персонажей. Из их игр с сознанием друг друга. Часто попытка одного персонажа свести с ума другого. (например "Молчание ягнят") Иногда саспенз возникает благодаря только одному герою или антигерою, пытающемуся разобраться в конфликте собственного сознания. (например "Осиная фабрика") Иногда герои пытаются выяснить, что происходит с ними. (Мизери)

В психологическом триллере карты открыты почти всегда. То есть мы знаем, кто отрицательный персонаж и предположительно, что он задумал. Дополнительный интерес создается за счет того, что читатель знает больше, чем главный герой, знает, что тому угрожает и надеется, что тот победит плохого парня.

Саспенз-триллер

Отличается от психологического тем, что автор не раскрывает личность главного злодея, но, между тем, показывает изнанку его сознания. Обращения в данном случае к главному злодею происходит, как ОН или ОНА. А его личность открывается либо в самом конце, либо ближе к нему, когда еще есть время у главных персонажей постоять на краю скалы и поколотить друг-друга, чтобы читатель, кусая ногти, ждал, когда один из них свалится вниз. Наибольшего успеха в этой категории добилась Мери Хиггинс Кларк, заявив о себе, как о королеве саспенз-триллера после романа "Где же дети?".

Статья не была бы полной без еще двух жанров в этой категории.

Психологический ужас Основывается на страхах, вине, вере персонажа. Он отличается от основного жанра ужаса тем, что сюжет не строится на жестокости, а скорее на человеческих инстинктах. Например Молчание ягнят. Но и недавний фильм Пила, тоже можно отнести к этому жанру, не смотря на обили крови. Ведь главное там игры с сознанием.

Его поджанр (О, да, есть и такой)

Ужас-личности (Horror of personality) (А проще психи:-) Моя любимая тема)

Это такая специфическая категория литературы, что представляет обычного, по сути, человека, но с совершенно ужасающими характеристиками. Авторы используют фрейдийскую психологию, либо же наделяют своих героев характеристиками сумасшедших. Иногда их герои наблюдают действия сумасшедших со стороны (Опять "Мизери"). В книгах Эдгара По можно найти подобное, конечно у Кинга. Типичный фильм в этом поджанре "Психопат" Хичкока и "Пила". Однако этот поджанр легко вписывается в главный жанр о котором уже было написано и сам поджанр скорее используется авторами и редакторами для определения категории и позиционирования книги, чем ее места на полке.

Ну и конечно нельзя обойти стороной

Мистический триллер
Конфликт между двумя персонажами, один из которых является не человеком, а неким мистическим существом, либо же человеком наделенным необычными силами. (Например "Кэрри" Кинга). Сверхъестественный триллер комбинирует графические элементы жанра ужасов с эффектом непредсказуемости. В них главные персонажи часто борются против неподдающегося объяснению зла или попадаются в ловушку ситуации, управляемый чем-то потусторонним и находящимся вне их понимания. Например "Сияние".

Жанр психологического-триллера не развит в России, к сожалению. В тоже время переводных книг в данной категории много. Но надеюсь ситуация со временем изменится, как с триллерами, саспензами, так и с мистикой.


Наташа А. Сальникова - ??

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Не, ну в самом деле - профессиональное оборудование во всякой рекламе довольно очевидным образом противопоставляют обычному (бытовому, любительскому), объясняя его выдающиеся качества именно ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ориентацией.И слоган, если его ...
...
Доброго дня вам, мои невидимые друзья! Пока мы шли к покупке своего дома и переезду приходилось не один раз делать ремонт. И все время происходило странное. Нанимаешь вроде бы ...
Занятная история) До 97 года я в Казахстане жил , теща моя любимая перед пенсией работала поваром в садике. С ее слов , перед новым годом были новогодние утренники для детишек, она тоже глазела на деток, как они пляшут и поют. Говорит, заведующая садиком на утренник пришла нарядная, в ...
Принято ритуально ругать украинское ТВ (которое я не смотрю). Врут наши каналы, конечно. Но врут мелко, просто искажая либо интерпретируя известные факты. Хотя появился у нас новый 112 канал (кстати, с онлайн трансляцией) , который не врет. "Не врет", мои российские друзья, это не значи ...