Настоящее немецкое качество


Вчерашнюю заметку о досадной неудаче, постигшей чешско-французского дирижаблестроителя Отокара фон Брадски, неплохо дополнить информацией о другом, на этот раз - немецком дирижабле, впервые взлетевшем спустя четыре года, 9 октября 1906-го.
Как видно на снимках, этот аппарат - третье изделие уже ставшего знаменитым благодаря своим предыдущим разработкам авиаконструктора - графа Фердинанда фон Цеппелина, выглядел куда более солидно и внушительно, чем хлипкая "сосиска" фон Брадски с подвешенной на веревках двухместной гондолой.
"Цеппелин" LZ-3 имел длину 126 метров, диаметр баллона - 11,8 м, объем - 11,5 тысяч кубометров и два 80-сильных мотора "Даймлер" в двух алюминиевых гондолах, кажый из которых работал через редуктор-разветвитель на два винта. Дирижабль развивал скорость 40 км/ч и имел рекордную грузоподъемность, поднимая до 14 человек. Запаса горючего хватало на 6 часов моторного полета.
Это был уже вполне надежный агрегат, годный для практического применения, в частности, в качестве авиаразведчика. Дирижабль совершил много демонстрационных полетов, в одном из которых на нем прокатился наследник германского престола кронпринц Вильгельм, тем самым проявив доверие к машине. В 1908 году, аппарат, находившийся в плавучем эллинге, был поврежден штормом, но после ремонта его закупило военное министерство Германии, а Цеппелина наградили высшим прусским орденом Черного орла.
LZ-3 стал первым кораблем германского воздушного флота. Под военным обозначением Z1 он служил до марта 1913 года, когда его списали и разобрали из-за физического и морального износа. Интересно, что он просуществовал дольше, чем пять его последователей - от LZ-4 до LZ-8, построенных в 1908-1911 годах. Четыре из них в те же годы были разрушены бурями и штормами, а еще один - сгорел в ангаре из-за несчастного случая. LZ-3 оказался самым везучим и единственным из ранних "Цеппелинов", умершим "от старости".
На заставке - LZ-3 в полете.

Слева - граф Цеппелин (в белой фуражке) в передней командирской гондоле LZ-3. Обращает на себя внимание колокол-рында для подачи сигналов, которым дирижабль был оснащен наподобие морского судна. Справа - один из двигателей дирижабля с коническим редуктором-разветвителем.

LZ-3 на поле среди огромной толпы зевак, пришедших поглазеть на воздушного гиганта.

LZ-3, сфотографированный сзади, на воде, возле плавучего ангара. Хорошо видны его сложные многоярусные стабилизаторы и воздушные рули.

Один из первых полетов LZ-3 в начальной конфигурации, когда он еще не имел большого руля поворота в хвосте баллона. Позже руль добавили для улучшения горизонтальной маневренности.

Немецкая почтовая открытка, на которой изображен LZ-3 во время визита во Францию. Снимок сделан 4 июля 1909 года на аэродроме Метц-Фрескати.
|
</> |