Насколько проект "электронные госуслуги" соответствует заданным плановым показателям?

топ 100 блогов akolesov06.03.2017 Где-то пару недель назад в Фейсбуке приключилась дискуссия о текущем состоянии и перспективах развития системы электронных госуслуг. В этом разговоре было много любопытно-странных вещей, главная из которых – абстрактность, неконкретность. Типа того, как меняется роль муниципального ИТ-руководителя (типа "из пожарного, вызываемого для тушения чего-то, он превращается в менеджера по развития" – многолетные разговоры на этому темы из корпоративной среды перекочевывают в госсреду). При этом не упоминались какие-либо критерии оценки положения дел с е-госуслугами и как естественное следствие – сами оценки. И еще – в разговоре напрочь отсутствовало понятие "пользователь"…

А на днях Минкомсвязи выдало очередной пресс-резиз об итогах работы электронных госуслуг в 2016 году, где как раз приводят некоторые конкретные данные. Скажу сразу – именно "некоторые".

Давайте посмотрим на них.
В пресс-релизе приводятся сведения по двум показателям – 1) доля граждан – пользователей е-госуслуг, 2) число зарегистрированных пользователей Портала Госуслуг.

И по этим показателям делается вывод, что все идет по плану:

«Подведены итоги ежегодного исследования доли граждан, использующих электронные госуслуги. В 2016 году в целом по стране этот показатель составил 51,3%"

А по плану на 2016 году установлен показатель 50%. Отсюда делается вывод – все в порядке.

Однако лично у меня есть некоторые другие ощущения, да и сам отчетный пресс-релиз вызывает вопросы.

1. А где можно познакомиться с полным отчетом по исследованию, которое, оказывается, выполняется ежегодно? Ссылок на этот документа нет, и раньше я никогда их (и его) не видел

2. Получается, что пользователи е-услуг и пользователи портала – это совсем не одно и то же? Причем первых – почти в два раза больше. Если учесть, что в России живет около 150 млн. граждан, то е-пользователей – около 75 млн. человек. А пользователей Портала – 40 млн.
А кто такие 35 млн. человек? Как они получают е-услуги? Через МФЦ? А можно ли считать поход в МФЦ "электронной услугой"?

3. С численностью Портала как-то тоже не очень понятно.

по итогам 2016 года общее число пользователей Единого портала госуслуг достигло 40 млн. а 2016 год появилось почти 18 млн новых пользователей. В 2015 году в ЕСИА было зарегистрировано 22,5 млн человек, в 2014 году — 13 млн, в 2013 году — 6,9 млн человек.

Суммируем показатели за 2013-16 года, получаем: 18 + 22,5 + 13 + 6,9 = 60,4

А куда же делись 20,4 млн.? Если такова "естественная убыль", то тогда профессию "пользователь Портала" можно смело причислить к крайне опасной для жизни…

4. Пресс-релиз заканчивается фразой:

Насколько проект электронные госуслуги соответствует заданным плановым показателям?

Этот так. Но не совсем. Дело в том, что в указе приведены и другие "отчетные" показатели, причем "доля е-граждан" там не первый показатель.

Вот что говорится в указе № 601:

Насколько проект электронные госуслуги соответствует заданным плановым показателям?

Я писал об этом несколько лет назад, когда только появился этот документ, и повторю сейчас: критерии для оценки успешности проекта довольно странные. Это примерно, как оценивать работу авикомпании по доле продаж билетов в электронном виде…
Ну, да ладно, пусть будут такие критерии.

Но все равно – видны некоторые расхождения между заданными отчетными показателями и данными отчета Минкомсвязи:

1. В пресс-релизе говорится только о выполнении пункта в). А где же данные по остальными четырем пунктам, в том числе по главному "удовлетворенность"?

2. Если считать, что к е-пользователям можно отнести и тех, кто ходит в МФЦ, то получается, что плановый показатель на 2018 год совсем не 70% (как это утверждается в пресс-релизе), а что-то близкое к 100% (поскольку уже в 2015 он должен был достичь 90%).

Попробую сформулировать резюме.
Картина с ситуацией в сфере повышения качества предоставления госуслуг (а перевод в электронный вид – это только одно из средств решения задачи, определенной в указе президента №601 «Об основах направления совершенствования системы государственного управления» от 7 мая 2012 года) выглядит пока не очень понятно.
И не очень понятно, насколько процесс "электронизации" все же соответствует заданными плановым показателям, пусть даже и таким, какие они есть.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста. М. Монтень Как известно, в Советском Союзе секса не было. А если говорить точнее, то половое воспитание в советских ...
У нас вдруг стало очень холодно. Очень. Пришла та осень, самая промозглая. Ну и я оказалась не готогва к ней, как коммунальщик! Побежала в известный магазин за колготами для тепла. Оставила там охулиард денег, а вернулась с парой колготок, одни из них вот такие, с кашемиром; и парой ...
В общем, не фанател никогда по подобным заведениям да вот, судьба злодейка заставляет становиться хотя бы любителем. Завтра по протоколу за нарушение нужно быть по адресу, который для меня зашифрован Выручайте! Завтра, 24.02.11 в 11.00 я должен ...
Тема зла получила продолжение в сегодняшнем сне. Мы с мужем находимся ночью в дачном домике на участке. В доме тоже темно, там стоит ящик, Рома его осматривает и критикует, и то у него не так, и это. Тёмный, зловещий силуэт старухи. И неожиданно из этого сюжета появляется вот что: зло про ...
Запрос "партия жуликов и воров плакат", сначала в Гугле , а потом в Яндексе . Красота, да? Открыл ibigdan ...