Наши ошибки в восприятии Византийской империи
sergeytsvetkov — 05.03.2024
Отвечают зарубежные историки. Увы, при помощи машинного перевода.
«Византийцы» были не меньшими римлянами, чем Цезарь или Адриан.
Энтони Калделлис — автор книги «Новая Римская империя: история Византии» (Oxford University Press, 2024).
Первое, что мы делаем неправильно, это то, что мы используем вымышленные термины. «Византия» и «византийцы» были изобретены западноевропейскими учеными, чтобы отрицать идентичность этого государства и его народа, которые были римлянами не в меньшей степени, чем Цезарь и Адриан. Но сейчас это широко признано, поэтому я пойду дальше.
(Замечу, что сей автор, к сожалению, начинает опровержение мифов
с озвучивания не менее мифического мифа об "изобретении" термина
Византия в более позднее время. Византия, Византийская империя —
эти названия появились после того, как в 395 году Римская империя
раскололась на две части: Западную и Восточную. Римские историки
V–VI веков придумали для них особые наименования. Западную Римскую
империю со столицей в Риме стали называть Гесперией. Это
слово пришло в латынь из греческого языка и в переводе означает
«Запад, западные страны». Восточную же часть Римской империи в Риме
нарекли Византией — по древнему имени ее столицы:
Византий. Это название не было широко распространено, но
использование этого термина зафиксировано в сочинениях Приска.
Употребляли его также Малх Филадельфиец, Аммиан Марцеллин, Иордан.
Встречается термин также у патриарха Фотия и в Су́де. То есть автор
спутал вопрос о времени появлении термина Византия в источниках с
вопросом о введении его в научный оборот. Не повторяйте этой ошибки
в комментариях.)
Следующая самая большая ошибка, которую мы совершаем, касается
природы восточно-римского государства и его отношений со своими
подданными. Слишком долго эта империя рассматривалась как пример
«восточного деспотизма», репрессивной тирании, которая лишала
подданных свободы, прав и достоинства, заставляя их становиться
рабскими льстецами или крестьянами, истощёнными непомерными
налогами. В конце ХХ века историки отвергли эту карикатуру, но
картина, которую они нарисовали вместо неё — картина государства,
которое высасывало соки из общества в пользу циничных «элит», —
столь же ошибочна. Истина гораздо интереснее и помогает объяснить,
как этому государству удалось пережить более тысячи опасных лет
истории, в то время как вокруг него рушились конкурирующие
империи.
Восточно-римское государство культивировало отношения отзывчивости
и подотчетности по отношению к своим подданным. Императоры обычно
заявляли, что налоговые поступления будут использоваться для общего
блага и общественных интересов, а не для частной выгоды. Они
преуспели в этом, потратив большую часть своих денег на армию для
защиты всех провинций. Более того, они приветствовали петиции и
обращения своих подданных по юридическим и финансовым вопросам и
отвечали на них. Они издали законы, которые позволяли этим
субъектам подавать официальные жалобы на злоупотребления со стороны
чиновников. Императоры представляли себя защитниками слабых и
бедных от притеснений «сильных». В целом, я считаю, они убедили
своих подданных в своей искренности. В результате подданные платили
налоги, в целом следовали закону и не стремились вырваться из-под
центрального контроля. По меркам своего времени Романия (ее
настоящее название) была в высшей степени подотчетным, отзывчивым
и, следовательно, устойчивым государством.
«Историки Византии слишком хорошо осведомлены о ее багаже»
Аверил Кэмерон — президент Общества содействия византийским
исследованиям.
Византия? Ах да — бюрократично, неклассично и неоригинально.
Никакого Ренессанса или Реформации, отсутствующего в
западноевропейском наследии, чрезмерно религиозного, но не
протестантского или римско-католического — и, конечно же,
обреченного на падение.
Но она также очаровывает — своими прекрасными иконами, мозаиками
(Юстиниан и Феодора в Равенне), сюжетами для поэзии (вспомните
«золотые кузницы императора» Йейтса), театра (Сара Бернхардт в роли
Теодоры) и художественной литературы («Граф Велисарий» Грейвса). В
настоящее время Византия — настоящий магнит для геймеров, любителей
военной техники и теоретиков заговора.
Есть многое, что нужно разобрать. Гиббон писал о семи столетиях
упадка после шестого века и о длинной череде слабых «греческих»
императоров. Это предубеждение, возможно, у некоторых усиливается
осознанием идеи о том, что Москва — это «Третий Рим» или что Путин
предъявляет претензии Византии и ее истории. Историки Византии
слишком хорошо осведомлены об этом багаже... Можно ли сделать тему
Византии более знакомой, менее бюрократической, более творческой и
менее захолустной? Возможно, византийские редакторы классических
текстов были не так уж глупы, и, возможно, вся эта церемониальная
помпезность была обманчива (мысль, навеянная показными проявлениями
на наших недавних королевских похоронах и коронации). Нынешняя мода
на термин «римский», а не «византийский» — это просто дальнейший
шаг в поисках спасения Византии от предрассудков (хотя
необходимость добавления термина «восточный» намекает на скрытую
неопределенность) и направлена на то, чтобы затушевать неприятное
выдающееся значение религии в этом государстве.
Другая и лучшая стратегия заключалась бы в повышении
осведомленности, признании проблемы и полном противодействии ей.
Византия была частью запутанной истории поздней античности,
средневековья и раннего Нового времени. Если бы это было признано,
оно могло бы, наконец, занять то место в нашем сознании, которого
оно вполне заслуживает.
«Внешний вид „греческой империи“ может скрыть её этническое многообразие»
Мирела Иванова — преподаватель истории Средневековья в
Университете Шеффилда.
Восточно-Римскую империю, которую мы называем Византией, часто
называют «империей греков» — особенно после правления императора VI
века Юстиниана, последнего императора, при котором латынь занимала
господствующее положение. Начиная с седьмого века, греческий язык
стал языком византийской администрации, а территории Балкан и Малой
Азии стали центром империи.
Но эта видимость «гречности» может скрыть тот факт, что империя
была чрезвычайно разнообразной в этническом и языковом отношении.
Это, безусловно, имело место на границах и окраинах: византийские
египтяне говорили и писали на коптском языке; византийцы Святой
Земли на сирийском, а затем и на арабском языке; византийцы Кавказа
— на армянском, грузинском и албанском языках; византийцы на
Балканах — на славянском и романском языке. Такое разнообразие не
обязательно является поводом для беспокойства. В отличие от
Католической Церкви, Православную Церковь не смущало то, что
литургия совершалась на разных языках.
Единственный сохранившийся византийский эпос, стихотворный текст,
записанный в XII веке, повествует о приключениях Василия, также
известного как Дигенис Акрит, — сына мусульманского эмира и дочери
византийского стратига, который бродит по византийско-арабской
границе. Его жизнь по-прежнему воспевается в народных песнях и
сегодня. Его эпитет означает «двурасовый человек приграничья».
(Уточню: «Дигенис» значит «Двоерождённый», то есть происходящий
от родителей разных вероисповеданий.)
Но не только периферия испытала такую неоднородность. «Дигенис
Акрит» был записан в Константинополе. Император Мануил I Комнин
(1143–1180) даже упоминается как «новый акрит» в посвященном ему
панегирическом стихотворении. Тем временем византийский
интеллектуал XII века Иоанн Цец (вероятно, сам смешанного
грузинского происхождения) начинает свою «Теогонию» (рассказ о
генеалогии греческих богов), хвастаясь своими языковыми навыками.
Он утверждает, что может приветствовать людей на улицах
Константинополя на скифском (тюркском, вероятно, половецком),
персидском (вероятно, сельджукском), латинском, аланском (вероятно,
древнеосетинском), славянском и арабском языках, а также на иврите.
«Вы найдете меня скифом среди скифов, латинянином среди латинян и
среди всех других национальностей похожим на представителя своей
расы», — пишет он. Цец считал себя гражданином мира, а его мир был
Византией.
«Нам следует сосредоточиться на том, что византийцы называли „тирафином“»
Дионисий Статакопулос — доцент кафедры византийской истории
в Университете Кипра.
Какие ошибки мы совершаем в отношении Византийской империи? С чего
начать? Несмотря на огромное количество публикаций об этом
государстве, его истории и культуре, впечатляющую посещаемость
посвященных ему выставок по всему миру, народное понимание Византии
перекошено в сторону религиозной сферы. В какой-то степени это
результат сохранности: большинство зданий, произведений искусства и
значительная часть текстов, сохранившихся из Византии, имеют
религиозную тематику.
Это эссенциалистское отождествление государства с Церковью не
раскрывает всей истории, но кажется решающим для восприятия
Византийской империи. Для балканских народов, вышедших из Османской
империи (которая завоевала Византию, заняла ее географическое
положение и повторно использовала ее столицу), Православная церковь
(и ее византийские корни) стала одним из самых могущественных и
устойчивых агентов идентичности на протяжении веков османского ига.
Для западноевропейской и американской аудитории (на которую
ориентированы многие публикации и выставки) религиозный оттенок
Византии принимает другую форму, символизирующую трансцендентность,
духовность и роскошь, древнее, экзотическое, «Другое», что косвенно
подчеркивает превосходство Запада как рационального и современного
общества.
Что мы можем сделать, чтобы изменить это восприятие, чтобы
уравновесить мысленный образ вечно молящихся византийцев? Я
выступаю за то, чтобы сосредоточить внимание на том, что византийцы
называли «тирафином», что означает «за дверью (церкови)», или на
том, что является светским. Игривые имитации и античные намеки на
шелке, слоновой кости, стекле, столовом серебре и иллюминированных
рукописях; обширные, но малоизвестные коллекции научной литературы
(по медицине, астрономии, философии и многому другому); тома и тома
богато украшенной прозы и поэзии, посвященные совершенно
нерелигиозным темам, включая дружбу, охоту, сатиру и романтику,
доказывающие, что византийцы также занимались спортом, смеялись и
любили думать о сексе (если вам интересно). И давайте не будем
забывать греческий огонь, византийское оружие, настолько мощное,
что оно появляется во вселенной «Игры престолов». Перекалибровка
нашего восприятия Византии давно назрела.
Психология ставок: почему азарт притягивает и как сохранять трезвый подход
Маладца
Похвастаться ядовитым Младенцем :)
Германия 30-х гг. ХХ века на снимках Пауля Вольффа
Качество водопроводной воды в Краснознаменске (Московская область) в 2025 году
Персонализация заказа
Иногда ПАЗы ходили по 95-му
Миниатюрно-новостное.

