Народная медицина как она есть. Лечение поноса вакуумом и многое другое
lena_malaa — 23.11.2011Белорусские крестьяне, проживающие в Слуцком уезде Минской губернии, свято верят, что, чтобы не хворать весь год, надо когда в первый раз услышите гром, потрясти дубовое дерево.
"Живая старина", 1907 г., выпуск 1-4, год XVI, А. СержутовскийПривожу аутентично, оно того стоит )))
Блядует от мужа бемидофа аще жена, возьми у нее с чела волосов, сожги на железе и тем попелом помажи срам свой, и пребуди с ней в постеле, перестанет блясти.
Аще хощеши быти с женой часто, помажи срам свой: курье сердце смеси с оленьим салом и с девесиловым листьем, и несть сытости.
"Живая старина", 1907 г., выпуск 1-4, год XVI, П. ЗенбицкийЖивая старина, 1896 г.
Однажды местная старая ворожея (Воронеж) изобрела новое универсальное средство от всех болезней, которыми пользовала всех приходящих. Оно называлось "золотой гриб" и состоит из сулемы, синего камня, "острой воды", мухомора и т.д.
Если кто начнет тебе завидовать, то для отвращения несчастья нужно три раза плюнуть в сторону и откусить частицу ногтя. Завидовать нельзя ни человеку, ни скотине.
Нельзя ничего рубить на пороге - будет лихорадка. Во время заговенья нельзя чесать голову, иначе куры будут грядки грести; нельзя также в этот день шить, иначе на пальцах будут нарывы.
"Живая старина", год четырнадцатый, выпуски 3 и 4, 1905 год.Как следует подумав, я решила размещать еще и некоторые заговоры, которые меня чем-то насмешили. Смешением французского с нижегородским, прикольными словами и оборотами ну или еще чем.
от лихих людей и колдунов
Стану, раб Божий, благословяся, пойду, перекрестяся, и помолюся темной ночи, темная ночь утренней зоре, утренняя зоря красному солнцу. красное солнце истинному Христу. Истинный Христос пошлет Петра и Павла. Святый государь Петр и Павел, верховный апостол, поставь круг меня, раба Божия тын железный от неба до земли. И как православные крестьяне поклоняются истинному Христу, так бы мне, рабу Божию, поклонились князи и бояры, и великие власти. Истинный Христос, заступи своей ступенью, закрой своей нетленной ризой, постави тын железен от неба до земли от лиха человека, от колдуна и от колдуньи, и от ведуна, и от ведуньи, и от схимника, и от схимницы, от тревзуба, двоезуба, желтовласа, от перевласа, и от девки, и от женки, и от схимника, и от схимницы, и от звезд на небе, от вещия сороки. Так меня, раба Божия, не испорчивать ни ведуну, ни ведунье. Истинный Христос, заступи своей ступенью. Пречистая Богородица, закрой своей ризою нетленную ото всякого зла человека. И как моего приговору и отговору веки по веку не отгадывать и во веки. Аминь.
Обыденные способы лечения болезней в Вельском уезде Вологодской губернии.
Все простудные болезни как например лихорадку, воспаление легких по словам местного фельдшера обязательно лечат "жаром". Это лечение заключается в том, что больного водят в жарко-натопленную печь и там "хвощут" его веником чуть не до потери сознания, а затем приводят домой и укладывают на печку, покрывая шубами.
Если это не поможет, то значит больной недостаточно еще пропотел и его снова начнут лечить жаром, но на этот раз уже не в баню ведут, а запихивают в печку-пекарку и закрывают ее заслонкой, хотя бы сам больной и протестовал против закрытия печки. Как результат такого лечения случается - хотя и редко, - что больной задыхается там насмерть, если домашние лекаря не догадаются вовремя вытащить его оттуда. Но если больной перенес печку благополучно, то его вслед за тем поят настоем какой-нибудь лечебной травы или водкой, настоянной на стручковом перце.
Оспу или корь тоже обязательно печкой или баней лечат, дабы "зажечь" болезнь.
О простом поносе (по местному - "черево") говорят, что "сорван пуп", и лечат его горшком. Этот оригинальный способ лечения состоит в том, что берут большой глиняный горшок, кладут в него свернутую в пук кудель и зажигают, а затем моментально опрокидывают горшок на живот больного и держат так несколько минут. Больной испытывает при этом страшные боли в животе, так как в горшке после горения образуется безвоздушное пространство, и весь живот больного втянется в него.
Население крепко верит, что после такой операции больной должен обязательно поправиться. Эту же болезнь лечат также и заговорами, которые произносят над водой или луком и заговоренный предмет дают больному выпить или съесть.
Вывихи, растяжения связок и ушибы лечат прикладыванием к больным местам теплых припарков из сенной "трухи" (измельченного сена) или пёлевы (мякины) от овса. Но по невежеству знахарей и знахарок прикладывание припарков продолжается иногда слишком долго и вместо пользы приносит больному значительный вред, а именно прикладывают их до нагноения.
Все детские болезни лечат "наговором" (заговорами) на настой какой-нибудь местной травы, и настой этот дают ребенку пить.
Болезни глаз, например трахому, лечат сначала так: вылизывают языком внутри век, предполагая, что туда попала соринка, а иногда болезнь не проходит от лизания, тогда варят щелок (вода смешанная с печной золой) и пар от этого щелока пускают в глаза, для чего больной стоит над кадушкой по целому часу времени в наклонном положении. Нечего и говорить о том, что от такого лечения у больного сделается еще больший прилив крови к голове и к больному глазу, и еще больше усилится болезнь, тем более, что пары щелока очень едки.
Если же вылизывающая веки знахарка сифиличка, то в довершении бед и сифилис еще привьет несчастному, что и случалось.
Кроме того пускают иногда в больной глаз нюхательного табаку, чтобы "проело" и глаз был бы светлее, а то вместо табаку практикуется пускать туда водку-перцовку и тоже для той цели, чтобы "проело".
Раны, язвы, ссадины лечат кто и чем попало и как кого научил свой местный знахарь. Например, моют раны своею мочой, заливают лаком, засыпают землей, табаком и проч. Все эти средства вызывают лишь нагноение - и ничего больше, за исключением разве что лака, которым будто бы если покрыть свежую рану, то очень полезно; да этому пожалуй и поверить можно, так как лак не пропускает в рану ни воздуха, ни тем более пыли.
Живая старина 1895 г.
Из записок земского врача в Скопинском и Данковском уездах Рязанской губернии.
Я сделала отдельную тему про сифилис, но нам стоит прочесть и другие его наблюдения.
Прежде, чем перейти к частному описанию всех наших народных лекарей, я должен предварительно сделать их общую классификацию. Итак, все наши народные лекари разделяются в нашем районе на
1) собственно знахарей и знахарок
2) заговорщиков
3) кровопускателей или рудометов
4) юродивых и угадов
5) колдунов.
Знахари и, большей частию, прекрасная половина человеческого рода - знахарки, т.е. деревенские бабы и городские мещанки, лечат у нас в деревне в большинстве случаев несчастных сифилитиков, сифилидологи по преимуществу.
Кроме сифилиса народными средствами лечения пользуется в деревне очень часто еще перемежающаяся лихорадка, по здешнему "лихоманка", "тетка", "трясучка". У хохлов лихорадка называется "пропастныца", и это название мне больше всех нравится; уж именно - пропастныца! Лихорадка очень часто встречается в народе, так у меня на пунктах ежегодно бывает около тысячи лихорадочных больных.
<�я опускаю рассказ о сверхприбылях аптекарей на хине и финансовой невозможности крестьянина покупать прописанные врачом порошки>
И вот, если врач не поможет больному, то больные такие и ходят, просят лекарства, либо к барыне, либо к сельской матушке-попадье, а то и к своим знахаркам-бабкам.
Многие барыни, действительно, дают лихорадочным больным хны, но понятно немного, потому что в деревне хины достать трудно, хорошо если есть запас в городе, да и самим эта вещь постоянно бывает нужна.
Барыни, впрочем, в деревне больше лечат своей гомеопатией. Это лечение для них и более безопасно и очень удобно, потому что одним пузырьком крупинок можно отпустить тысячу человек.
А у матушки-попадьи обыкновенно ни хинина, ни крупинок нет, а больному все-таки нужно чего-либо дать от его болезни, утешить. И вот, между прочим, некоторые из них лечат лихорадку следующим способом: велит бабе принести три кренделюшка, напишет на них три каких-то евангельских слова и дать их больному, чтобы он съел их в три зари по утрам. Иногда эти три евангельских слова пишутся просто на трех бумажках, которые больной тоже в три зари должен съесть.
Бабки-знахарки в лечении лихорадки исхитряются до невозможности. Так например, нужно срезать в саду 12-ть почек от 12-ти разных дерев, налить из 12-тью ложками кипяченой воды, дать им 12-ть дней постоять и пить 12-ть дней сряду по одной ложке.
Или вот средство, несколько аналогичное этому. Нужно испечь 12-ть пышек, пойти в лес и разыскать 12-ть пеньков, положить на каждый пенек по пышке и каждому пеньку отвесить 12 поклонов.
Цифра 12 здесь очевидно означает что-то вроде священной цифры, так как в народе лихоманка олицетворяется в виде 12-ти сестер лихоманок, которые и трясут человека наподобие русалок.
В лихорадке дают также и много других народных средств, например, особенной славой пользуется пережженая соль, также лишайник и пр.
В лечении переломов костей и вывихов деревенские бабки-знахарки выказывают тоже немало всей своей медвежьей ловкости и искусства. Как известно, сделать что-либо путное в данном случае бабка конечно ничего не может. Перелом ли это или вывих, ей узнать трудно, помочь же как-нибудь больному она и вовсе не в состоянии, потому что сростить переломленную кость без гипсовой повязки или вправить вывих без знания анатомии и своего рода ловкости и умения вещь очень нелегкая.
Вот в таких случаях бабка и ломает еще больше своему пациенту больную руку или ногу. Больной или больная в таких случаях кричит и орет во всю глотку, но у бабки это считается за хороший признак, значит, называется, "на жилку попала". "У тебя жилка стронута", говорится обыкновенно больному, "ты пойди и поклонись три раза в землю на том месте, где тебе это подеялось, мать сыра земля и отпустит тебя".
Кончается всегда дело тем, что бабки эти проведут таким образом время, и уже недели через две, через три, смотришь, больной приедет к врачу, когда помощь больному оказать бывает уже очень трудно. Вот такие-то запущенные вывихи постоянно приходится вправлять и, конечно, с большим трудом и болью для пациента.
Всем конечно известно, какую глупую роль играют при родах так называемые бабушки-повитушки. Во время родов, не говоря уже о трудных родах, бабка помочь роженице ничего не может, потому что даже поддержать промежность у роженицы и то для них вещь непонятная и незнакомая.
После же родов бабки проделывают со своими жертвами разные причудливые фокусы. Так, например, каждую родильницу бабка парит в жарко истопленной печке шесть дней сряду, утро и вечер. Парят обыкновенно почему-то одним и тем же веником, а после этого тем же самым веником, что называется, размывают руки роженице. Глупая эта операция заключается в том, что бабка льет на веник воду, причем веник лежит на руках роженицы, сложенных крестообразно. Вода с веника стекает в таз, в котором бабка кладет перед тем одно сырое яйцо. После того, водой, приготовленной таким способом, бабка в последний раз еще всю роженицу обмывает, а яйцо, бывшее в тазу, роженица должна испечь и съесть. Это самая обыкновенная история для случаев благополучных.
В случаях же, когда у роженицы что-либо заболит, или если лохии прекратятся, то бабки сейчас же посылают разыскивать так называемых подъемных капель. Подъемные капли это известный всем киндер-бальзам.
С серьезно же больными роженицами бабки проделывают обыкновенно такую операцию. Больную роженицу, у которой например, сделалось воспаление брюшины, бабка вешает за ноги к потолку или к палатям и в таком положении встряхивает ее, притом несколько раз сряду. Как ни страшна эта операция, но к несчастию, она проделывается очень нередко.
Нечего и говорить здесь о крайней нечистоплотности наших повитух, когда сплошь и рядом от них даже можно заразиться сифилисом.
В заключение я должен еще упомянуть про народное лечение нарывов - прикладыванием коровьего помета и болезней глаз примачиванием их человеческой мочой. Много распространяться об этом не стоит, хотя на моей памяти одну 16-ти летнюю девушку бабки подобным лечением мочой буквально ослепили. Самым обыкновенная из глазных операций у бабок это лазить в глаз языком или выворачивать глаз на кольцо, с целью поискать там соринку, которой там и не бывало.
В накожных болезнях и ревматизме модное средство в деревне натирание дегтем или керосином.
Живая старина, 1896 г.
*задумчиво*
Похоже, что официальная медицина 20 века сильно ослабила естественный отбор идиотов. И теперь, в порядке сатисфакции, идиоты выбирают народную медицину.
Номинанты премии Дарвина, чтоб им.