Национальность и самоопределение
borismedinskiy — 03.05.2021Недавно стал публиковаться в Живом Журнале и внезапно мои статьи
стали время от времени попадать в топ. До этого, ещё весной,
я делал вылазку в Яндекс Дзен - там всё глухо: не читают, не
интересуются. Но в ЖЖ другая аудитория, тут всё зашло.
Администрация обратила на меня внимание, взяла интервью и всё
такое... Народ довольно активно лайкает, репостит, устраивает
яростные батлы в комментах. Регулярно изливаются хейтерские гейзеры
известной субстанции в мою сторону. Но я знаю, что это неизбежно и
мне, если честно, как-то не обидно и не проблемно. Хоть я и
"конституционно неуверенный", но уверенность давно уже наработана,
как и навык быть равнодушным (а, как говорят китайцы - сила в
равнодушии!). Другое дело, что характер хейта всё равно даёт пищу
для размышлений, как, например, обвинения в том, что я, дескать,
еврей. О как!
Это специфическое обвинение говорит в первую очередь об обвинителе, а не об обвиняемом. Во-первых, это говорит о нём, как об расисте (точнее - как об антисемите), ксенофобе и шовинисте. Во-вторых, это говорит о нём, как о неуче, который в евреях ничего не понимает: во мне нет ничего еврейского ни во внешности, ни в культуре, ни в имени (хотя русские евреи любят такие имена, как Борис и Лев - ну да ради бога, не жалко) - и это ни хорошо, ни плохо, это просто так. Печально, что у нас в комментаторах столько шовинистических, агрессивных неучей. Впрочем, националистические настроения нередко связаны с недостатком образованности, с общей дремучестью, с неспособностью человека мыслить масштабно, наднационально, невозможностью индивидуально подходить к людям.
Что касается меня, то я себя считаю советским человеком и
носителем русской культуры. Из перечня ряда характеристик человека,
вроде "пол", "возраст", "ориентация", "политические взгляды",
"конфессия" и т.д. параметр "национальность" я считаю наименее
важным. Национальность важна только в одном плане - в плане
самоопределения человека. Если человек имеет нечто наднациональное
в самоопределении, то и для самого человека его национальность
становится практически неважной. Важно другое - в какой культурной
среде живет и формируется человек. Понятное дело, что если ребёнок
родился (или был взят - это не важно) в среде некой малой
народности, то это наложит на него свой отпечаток - в силу
культурных и языковых особенностей этой социальной среды. Ну а
потом уже человек додумывает задним числом и объясняет - я такой,
потому что я - и далее впишите любую национальность. Впрочем, может
быть самоопределение по местному или субэтническому признаку - я
такой, потому что я сибиряк/петербуржец/помор/баварец/южанин и т.д.
Думаю, что очень лёгкий и совершенно ложный путь самоопределения. В
этом самоопределении нет ничего, что человек выбрал бы САМ, всё из
серии "яблоко от яблони недалеко катится" и "где родился, там и
сгодился".
Мы не выбираем - кем и в какой культурной среде рождаться, не
выбираем родителей, страны, города. Более того - мы не выбираем
собственных задатков, внешних и внутренних параметров. Мы во многом
просто результат случая. Нам остаётся только выбирать, опираясь на
эти разрозненные параметры и обстоятельства, которыми мы
располагаем. Допустим, мама русская, папа татарин - кто тогда ты
сам? Или вроде русский, но с детства в Германии живёшь и немецкий
тебе уже привычнее русского. Или попадаешь под стереотипное
описание какой-то народности, хоть и не являешься выходцем из
неё.
Мы вынуждены сами определяться с собственной национальностью.
Нам выбирать - следовать или не следовать семейным традициям. Выбор
этот не всегда равнозначен - скажем, русскому легче отказаться от
традиций своей семьи и каких-то культурных паттернов, которые ему
лично не очень нравятся, чем, например, выходцу с Кавказа, где
традиции значительно чётче и обязательнее. Но, тем не менее,
полноценное самоопределение человека - это то самоопределение,
которое он делает САМ, в акте свободного и сознательного выбора.
Мне сразу вспоминается Спиноза, которого исключили из еврейства за
его взгляды и отказ от двойных стандартов в оценке своих и чужих...
Эх, как часто, рассуждая о своих и чужих, люди говорят, что вы не
понимаете, это другое... Что можно своим, то не позволено чужим, а
что легко прощаем своему, то ставим в вину чужому. За отказ от
такого подхода Спиноза перестал быть представителем еврейской
общины и стал принадлежать человечеству в целом - я бы сказал, к
человечеству будущего.
Ну вот, стал рассуждать о национальностях и скатился в
экзистенциальные рассуждения о заброшенности, свободе и выборе...
Вернёмся к национальному вопросу.
Принадлежность к той или иной национальности практически ничего не говорит о качествах человека, потому что нет наций, всем представителям которой были бы присущи определённые врождённые качества. Но мы продолжаем примитивно считать, что немцы поголовно аккуратные зануды, евреи жадные хитрюги, русские - находчивые алкаши и т.д. Впрочем, стереотипизация и магическое мышление работают сами по себе, нам надо прилагать некоторые умственные усилия, чтобы не искать ненужные взаимосвязи... Они сами норовят образоваться, автоматически. Надо иметь определённую культуру мышления, чтобы окончательно понять - формирует личность человека не его происхождение, а социальное окружение, положенное на его индивидуальные врождённые задатки.
Я был окружён советскими паттернами с самого детства, я родился
в СССР и только в нём я чувствую что-то родное - разумеется, это не
означает, что мне там всё нравится. Российская же символика,
черносотенство, соборность, имперская формула "Православие,
Самодержавие, Народность" - всё это мне совершенно чуждо, всё это
не моё. Это не значит, что я не русский - я носитель русской
культуры, говорю и думаю на русском языке. Я русский, но в ещё
большей степени я советский. И дело не только в том, что мне близки
левые настроения - хотя фраза Ленина на на III съезде комсомола
«коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память
знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» мне
дико нравится. Дело и в том, что советскость - это надкультурное и
наднациональное образование, которое позволяет мне не делить
культурное наследие человечества на своё и чужое. Ну а то, что
советская культура нередко бывала классово ориентирована - так я
ничего плохого в этом не вижу, потому что классы - это вещь куда
более определённая, чем национальности.
Так вы что, Борис Александрович, не патриот что ле?! В смысле,
люблю ли я Родину? Моя Родина сильно изменилась, изменились её
символы, мне многое в ней не нравится. Но я стараюсь её любить,
потому как другой нет: не нарушаю закон, поддерживаю чистоту и
стараюсь любить людей. В сравнении с многими из моего окружения я
ещё какой патриот. Как носитель русской культуры, я вполне понять
могу только другого носителя русскости, поэтому мне проще всего
любить именно русских (по своей культуре) людей. Любить - это же в
первую очередь испытывать интерес и доброжелательность. Во многом
из того, что я пишу, есть эта любовь. Так что с патриотизмом у меня
всё в порядке. Если я не считаю русскую культуру чем-то
принципиально иным в сравнении с другими культурами и не признаю
исключительности нашей истории (как в уничижающем, так и в
восхваляющем контексте), то это не значит, что я её не люблю. Я и
сам себя стремлюсь не воспринимать уникальным (хоть по факту я
уникален - как и каждый из нас), что уж говорить про более общие и
глобальные явления!
Мои предки были русскими, украинцами, вроде бы венграми и
возможно поляками, есть немного от малых северных народов. Это
непосредственно ко мне не имеет, пожалуй, практически никакого
отношения. Совершенно неважно, что мои разнообразные предки были
всякие: красные, белые, из народа, из аристократии, верующие,
атеисты... Все они в прошлом и это меня никак не определяет в
настоящем. Если бы там был негр, то я был бы смуглее и кудрявее -
но и только. Я не хочу и не могу прятаться за толпы предков,
испытывая гордость или стыд за них. Потому что я один и только мне
отвечать за себя, определять себя и создавать себя.
Из интернета: "Фамилия Мединский, вероятнее всего, восходит к названию города Медынь, расположенного в Калужской области. Скорее всего, предок обладателя этой фамилии был жителем данного города, за что и получил прозвище Медин. Сам же топоним, очевидно, связан с названием металла — медь. Вероятно, этот город славился своими умельцами, которые занимались изготовлением или починкой медных изделий, посуды. Менее вероятно, что фамилия Мединский образована от прозвища Медин, в основе которого лежит слово «мед»". Так же в центральных районах Украины есть пара сёл с похожими названиями, а мой дед по отцу откуда-то оттуда родом, так что всё сходится. Хотя кто его знает, может его предки прибыли из Медыни - не знаю. Это не имеет никакого значения.
11.12.2020
|
</> |