Национализм у нас в моде.

топ 100 блогов ochendaje22.09.2014 — Ты что, моего Христа в евреи записываешь?!
— А ты как думал: если папа — еврей, мама — еврейка, то ребеночек русский?
— Папа у него… голубь!
— Ширли-мырли

Национализм у нас в моде.


Уместен ли в этом деле национализм, за что надо уважать женщин 1990-х и почему в Ульяну Сергеенко влюблен весь модный бомонд?




Национализм у нас в моде.


История


Мода всегда является отражением социальных, политических и культурных процессов – это утверждение сегодня крайне популярно и растиражировано многими историками моды. Если рассматривать эволюцию моды и модной индустрии в разных странах с этой точки зрения, получится интересная картина.

Практически везде рано или поздно наступал момент, когда национальный костюм оказывался забытым. Крупных государств с многовековой историей, где традиционный наряд дожил до современности, осталось крайне мало. Однако в разных странах этот отрыв происходил в разное время и с разной степенью трагичности.

В Японии, например, он случился лишь в середине XX века в связи с поражением во Второй мировой войне и под влиянием активной принудительной «американизации» образа жизни японцев. В Индии сари носят до сих пор, но, учитывая тотальную глобализацию, неизвестно, насколько долговечной окажется эта традиция.



Национализм у нас в моде.

Япония, XIX век. Фото: Enami Nobukuni



Национализм у нас в моде.

Индия, Варанси, 2012 год. Фото: Nikos Economopoulos



Что касается России, то поворотный момент в истории забвения национального костюма относится ко временам правления Петра I. Большинство помнят из школьных уроков истории знаменитый указ о «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов и так далее…». Закон распространялся на дворянство, но европейский стиль в одежде быстро прижился у большей части населения. Все потому, что любовь к подражанию жила, живет и будет жить вечно. В итоге за четверть века кокошники и кафтаны оказались забытыми.



Национализм у нас в моде.

«Стрижка длинных пол и бород при Петре I» Сергей Ефошкин


Позже были попытки вернуть национальную атрибутику. Екатерина Великая вносила элементы русского народного костюма в одеяние своих фрейлин, война 1812 года способствовала временному всплеску патриотизма, в том числе и в моде, а Николай I в 1834 году издал указ о введении обязательного придворного платья в русском стиле, но удачей начинание не увенчалось.



Национализм у нас в моде.

Императрица Александра Федоровна (жена Николая I); А.Малюков, 1836 год



Русский национальный костюм канул в Лету после Первой мировой войны и Октябрьской революции. Многие поколения не просто забыли, а полностью перечеркнули эстетическое наследие прошлого, сначала из-за условий военного времени, позже с переходом к коммунистической идеологии. На момент распада Советского Союза связь с корнями была давно и полностью утрачена, в то время как европейская мода успела пережить множество трансформаций, изменившись кардинально.



Национализм у нас в моде.

СССР, Москва, 1947 год, фото: Robert Capa
После распада СССР


Женщинам на постсоветском пространстве пришлось оперативно вливаться в мир моды, в котором тенденции уже сменяли друг друга каждый год, а быть «в теме» стало далеко не так просто, как семьдесят лет назад. Стремление мимикрировать под Европу, отказ от своего культурного наследия, чтобы соответствовать европейским и американским стандартам, – результат, с одной стороны, трагичный, с другой – закономерный. Едва ли у нас есть право осуждать женщин, вынужденных менять свои представления о красоте под давлением новых стандартов, ведь парадигма существования в изоляции от внешнего мира себя не оправдала. К тому же модницы 1990-х входят в ту немногочисленную категорию женщин, чей леопардовый тотал-лук и пергидрольные волосы должны вызывать не рвотный рефлекс, а уважение. Их попытки конкурировать с западными модницами хоть и провалились, но стали базой для той культуры ношения одежды, которая есть сегодня.



Национализм у нас в моде.

Москва, ГУМ, 1997 год, фото: Gueorgui-Pinkhassov

Русские и «русское» на Западе


На Западе все русское всегда вызывало интерес и нередко восхищение. Началось все с «Русских сезонов» Дягилева, продолжилось увлечением Россией Поля Пуаре и волной русских мигрантов, ринувшихся во Францию, Германию, США и Великобританию после большевистской революции. Молодые девушки из высшего общества тогда пользовались огромным успехом не из-за своей небывалой красоты, а из-за манер, умения вести себя в обществе и изысканности.



Национализм у нас в моде.

Слева: Тея (Екатерина) Бобрикова (1909 года рождения), русская модель в модном доме Жанны Ланвен; справа: Мия Оболенская (1902 года рождения), модель в модном доме Поля Каре, наследница княжеского рода Оболенских



В 1976 году интерес к России возродил Ив Сен Лоран своей «Русской коллекцией». В 2009 году случился бум на русскую атрибутику: Карл Лагерфельд посвятил целую линейку кокошникам и муфтам, для Kenzo Антонио Мараас одел моделей в шапки-ушанки и меха, Джон Гальяно увлекся древнерусским костюмом. В 2013 году Red Valentino использовал цветочные узоры, стилизованные под хохлому, а Valentino – под гжель. Тенденция нашла отражение и в масс-маркете.



Национализм у нас в моде.

Сапоги Topshop, 7500 рублей (2009 год, Нью-Йорк)



Национализм у нас в моде.

Yves Saint Laurent, 1976 год



Национализм у нас в моде.

Chanel Pre-Fall 2009



Национализм у нас в моде.

Kenzo Spring-Summer Ready-to-Wear 2009



Национализм у нас в моде.

John Galliano Fall Winter Ready-to-Wear 2009/2010



Национализм у нас в моде.

Red Valentino Autumn-Winter Ready-to-Wear 2013/14



Национализм у нас в моде.

Valentino Autumn-Winter Ready-to-Wear 2013/14


Народные мотивы в коллекциях российских дизайнеров


Интерес к родной стране со стороны российских дизайнеров появился относительно недавно. Народные мотивы с середины 2000-х начали по-разному обыгрываться многими модельерами, например: Денисом Симачевым, Аленой Ахмадулиной, Татьяной Парфеновой, маркой A La Russe, Викой Газинской и даже Гошей Рубчинским. Сейчас на первый план вышла Ульяна Сергеенко. Злые языки объясняют успех карьерой мужа, но представьте, у скольких российских крупных бизнесменов есть жены, которые пытались оказаться на ее месте, и скольким это удалось?



Национализм у нас в моде.
Denis Simachev Fall-Winter 2005/2006



Национализм у нас в моде.

Tatyana Parfionova Spring-Summer 2006 («Красавица»)



Национализм у нас в моде.

Alena Akhmadullina Spring-Summer 2013 (по мотивам сказки «Царевна-лягушка»)



Национализм у нас в моде.

A La Russe Autumn-Winter 2013/14



Национализм у нас в моде.

Ulyana Sergeenko Autumn-Winter 2011/12


Должна ли русская мода быть «русской»


Интерес к русской атрибутике со стороны именитых марок можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, фольклор всегда будет привлекателен для мира высокой моды. С другой стороны, к концу 2000-х российский рынок наконец стал привлекателен для зарубежных марок, и интерес к «русскому» можно объяснить желанием привлечь клиентов. Если говорить о российских дизайнерах, то основной фактор – это национальная гордость, спавшая в 1990-х, но проснувшаяся в 2000-х не в последнюю очередь из-за политики властей.

Но национальное – это не только кокошники, сарафаны и рубахи. Взять хотя бы Ульяну Сергеенко и Гошу Рубчинского. Их творчество отличается друг от друга кардинально, но оба они добились успеха благодаря тому, что черпали вдохновение из прошлого России: дореволюционного, советского и 1990-х. Отдельному человеку невозможно реализоваться в творчестве, открещиваясь от истории Отечества. То же справедливо и по отношению ко всему fashion-сегменту. Париж никогда не стал бы столицей моды в одночасье, а Ульяна Сергеенко в одиночку никогда не принесет России статус страны с развитой модной индустрией. Первый шаг мы уже сделали. Но популярность тех или иных марок все еще зависит в первую очередь от потребителей, чувствуете груз ответственности?



Национализм у нас в моде.

Дизайнер: Susanne Bisovsky (Austria)



Национализм у нас в моде.

«Царевна-лебедь», Михаил Врубель, 1900 год



Национализм у нас в моде.

Дизайнер: Agnieszka Osipa; фото: Marcin Nagraba; модели: Wiktoria Soszyska и Aneta Cypryaska



Национализм у нас в моде.

Дизайнер: Agnieszka Osipa; фото: Emilia Trojan



Национализм у нас в моде.

Дизайнер: Agnieszka Osipa; фото: Marcin Nagraba; модель: Klementyna



Национализм у нас в моде.

«На горах» Михаил Нестеров, 1896 год



Национализм у нас в моде.

Съемка «Миф и фольклор» для японского издания Vogue (октябрь 2005)



Национализм у нас в моде.

Съемка «Миф и фольклор» для японского издания Vogue (октябрь 2005)



Национализм у нас в моде.

Съемка «Миф и фольклор»для японского издания Vogue (октябрь 2005)




Национализм у нас в моде.

«Боярыня», Константин Маковский, 1885 год



Национализм у нас в моде.

Ирина Водолазова для русского Elle (ноябрь 2012 года), фото: Аза Таллгард



Национализм у нас в моде.

Слева: «Русская красавица в кокошнике», Константин Маковский; справа: съемка для русского Vogue (апрель 2011), фото: Mariano Vivanco



Национализм у нас в моде.

Cъемка для русского Vogue (апрель 2011), фото: Mariano Vivanco



Национализм у нас в моде.

Cъемка для русского Vogue (апрель 2011), фото: Mariano Vivanco



Национализм у нас в моде.

Слева: съемка русского Vogue (декабрь 2007), фото: Miguel Reveriego; справа: шапка мономаха, экспонат Оружейной палаты



Национализм у нас в моде.

«Пантомима», Михаил Врубель, 1896 год



Национализм у нас в моде.

Дизайнер: Darya Urkineeva, фото: Felix R. Krull

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Ежегодный конкурс красавиц "Мисс Приморья" прошел во Владивостоке 23 мая. Главный приз - полмиллиона рублей и корона победительницы достались 16-летней школьнице Алине Домовой. Титул "Мисс Владивосток" получила 24-летняя Кристина Шикурова, девушке вручили 100 тысяч рублей от спонсора. ...
Был я давеча в ГУМе, и обратил внимание на интересного фотолюбителя, который, как водится, фотографировал свою девушку (а может быть даже и жену, пусть и будущую) в перерывах между приемами кофе с пироженым. Упакован он был почти ...
Эфирные баталии наших монстров последнее время кипят не по детски. Каждая наша мысль, желание, страсть, иллюзии и пр. формируют в ближнем астрале своих големов и фантомов, которые в свою очередь могут объединяться и поддерживать уже гораздо ...
Побывал я в одном из таких пабов и могу показать вам небольшой обзор с коротким видео роликом. Тут вас не только накормят, но и  готовы развлекать. Чтобы лучше передать атмосферу я покажу вам вот это видео. Сам паб оформлен в английском стиле. Всё тут очень лаконично и при ...
Это происходит сейчас, в 21 веке в славном «европейском» городе Киеве, где фашизма нет, ну во всяком случае так утверждали еще год назад. Украинские неонацисты начали помечать дома дончан, бывших дончан, соответствующими листовками, вот на фото можно увидеть какими. Примечательно что ...