Начало этого года ознаменовалось рядом громких историй,
shuras — 29.04.2011 Начало этого года ознаменовалось рядом громких историй, связанных с плагиатом. Всем известен случай бывшего министра обороны Германии (см. Казус цу Гуттенберга, Троицкий вариант, 73, c. 1-2), отправленного в отставку после скандала и лишения докторской степени за плагиат в диссертации. Многие читали о истории с плагиатом в Московской школе экономике, которую описал Константин Сонин (см. тут и тут). Как же обстоит дело с плагиатом на факультете экономики ЕУСПб?Должен с сожалением заметить, что случаи плагиата бывают. Слушатели 1 курса нашей 2-летней программы профессиональной переподготовки "Современные подходы к теории экономики" приходят из "обычных" ВУЗов, где порой закрывают глаза на плагиат, а иногда он является обычной практикой. Чаще всего плагиат встречается на первом курсе и сводится к списыванию домашних заданий с работ одногруппников. Как мы реагируем в этом случае? Естественно, задание не засчитывается (или же оценка делится между "соавторами", когда настоящее авторство установить невозможно). Со слушателями проводятся разъяснительные беседы, отдельное занятие по курсу "Научная коммуникация" посвящено разъяснению слушателями Кодекса академической добросовестности, действующего в ЕУСПб. В общем, мы пытаемся вести разъяснительную и воспитательную работу, и обычно, слушатели понимают правила игры в той новой среде, в которую они попадают, поступив в ЕУСПб.
К случаям плагиата, которые происходят позднее, когда методы убеждения уже исчерпаны, мы относимся более болезненно. ЕУСПб - негосударственный университет, и существует за счет пожертвований (на оперативную деятельность или в фонд целевого капитала). Поэтому случаи, наносящие ущерб нашей репутации угрожают, в конечном итоге, нашему благополучному существованию. Поэтому плагиат наказывается. Кодекс академической добросовестности дает нам широкий спектр санкций от предупреждения до исключения из университета без права восстановления. Дважды мы применяли санкцию в виде выговора, публично объявляемого распоряжением декана и сопровождающегося снятием со стипендии (т.е. переводом на полную оплату обучения, так как обучение у нас платное, но плата обычно покрывается стипендией).
Однако бывают и совсем патологические случаи, когда мы оказываемся бессильны повлиять на мировосприятие слушателя. Сейчас в ЕУСПб разворачивается история в связи с тремя случаями плагиата в работах слушательницы второго курса N (слушатели подписывают соглашение о публикации их персональных данных на сайте ЕУСПб, но здесь это вряд ли уместно, ведь так?).
Первый случай плагиата произошел еще год назад, когда N сдала итоговую работу по эконометрике, текст которой был "позаимствован" из работы одногруппницы. Обоснование было простое - "я же подставила свои данные". Убедить N в том, что суть работы не в воспроизведении в тексте работы результатов расчетов, осуществляемых эконометрическим пакетом EViews, а в их интерпретации и т.п., видимо, не удалось, так как через короткое время N сдает домашнее задание по финансам, выполненное с помощью файла Excel, созданного и использованного ее товарищем. Данные были подставлены свои, а дальше Excel считает сам. Все просто, не так ли?
За эту страсть к оптимизации усилий Совет факультета предложил N перейти на полную оплату обучения, надеясь, видимо, что это взыскание окажет свое воспитательное воздействие, но, увы. Итоговое эссе по курсу "Денежно-кредитная политика", которое N сдала в марте, содержало значительные объемы текста, заимствованные из источников в интернете (что обнаруживалось простым поиском в Google по "подозрительным" фразам). Совет факультета представил N к отчислению. Ученый совет ЕУСПб создал комиссию для окончательного выяснения этих вопросов, в которую вошло 7 человек, в том числе представитель Совета слушателей. Комиссия факт плагиата признала, голоса разделились как 5:2 между "исключением из университета без права восстановления" и "исключение из университета сроком на 1 год". Окончательное решение за Ученым советом, заседание которого состоится 11 мая.
Что же происходит параллельно с этим? Слушательница N очевидные факты плагиата не признает, несмотря на совершеннолетие и дееспособность ее интересы представляет ее папа, который прилетает из отдаленного города, обивает пороги руководства факультета и университета и хочет непонятно чего. Раскаяния в слушательнице N не наблюдается, понимания, что плагиат - это плохо тоже. Если Ученый совет согласится с доводами комиссии, а папа решит обжаловать это дело в суде, то оставайтесь с нами! Продолжение в следующих сериях!