На свете слишком много дизайнеров?
conjure — 16.04.2013 В комментариях к постингу об ошибках в резюме затронули интересную, на мой взгляд тему. Один комментатор высказался, что если на вакансию дизайнера слетается по-настоящему огромное количество резюме, то что-то здесь не так. Цитата:"Это признак перепроизводства дизайнеров, демпинга цен и разрухи."У меня за всё время работы пока не набралось достаточной выборки резюме, чтобы составить верную статистику, но проблема огромного количества желающих на свободное место дизайнера вовсе не в перепроизводстве или разрухе.
У меня сейчас на вакансию дизайнера прилетело очень внушительное число резюме. Исходя из него, я специально посчитла следующее (подчеркну, здесь не идёт речь о показательных статистиках):
- люди с высшим образованием - 11%
- люди, которых я бы точно взяла на работу - 8%
- люди, которым стоит дать шанс - 26%
- люди, которые совсем не подходят - 66%
Огромная проблема сферы дизайна в том, что слишком многие считают себя экспертами в этой области, открыв один раз фотошоп.
Никому не придёт в голову полистать учебник по анатомии и отправить резюме на вакансию хирурга, хотя дизайнеры всего на 1-2 года меньше хирургов учатся (шучу :-)). Зато на вакансию дизайнера прилетают вещи, от которых волосы дыбом становятся. Многие даже не интересуются профессией. Они просто закончили какие-то курсы переквалификации, куда их принудительно после долгосрочной безработицы соц. служба отправила и прислали в резюме результаты своей деятельности. Т.е. они переучились на _дизайнеров_ за пару месяцев (где обычно в профессии годы нужны). Но это ладно. Если бы там были достойные портфолио - почему бы и нет. Ничего не имею против. Мало ли, вдруг кто-то параллельно с работой слесаря создавал дизайн потрясающих вещей. Но увы.
У меня сейчас в общей массе желающих кого только не было. Например, своё резюме прислал человек, который всю жизнь работал в архиве обсерватории. У него не было портфолио, но был список компьютерных программ, которыми он якобы владеет и который чётко покрывал наши требования.
Несколько резюме были из разных мест, но кандидаты имели одно и то же образование - окантовщики картин. Я даже не знала, что для этого специально учиться нужно, не говоря уже о том, чтобы мне как окантовщику могла бы прийти идея в голову пойти в дизайнеры.
В моем первом дизайнерском агентстве, где я проходила практику перед учёбой, у нас были фотонаборщики шрифтов - целых три штуки- которые с развитием технологий переучились на компьютрных верстальщиков. Но это же практически рядом лежало, технология просто иная. И то они никогда не замахивались на что-то большее, а считали себя прилежными ремесленниками. Вспоминаю это время как сказку. Работать с этими людьми было сплошным удовольствием. Они знали о шрифтах ВСЁ и могли по каким-то первичным признакам рассказать тебе, что это за шрифт и кто его сделал. А про процесс допечатной подготовки у них можно было во сне спросить и тебе бы ответили. Но я отвлеклась.
Интересно, что почти 90% из тех, кто получил образовие при каком-то предприятии, имели в большинстве своём очень слабые портфолио. Т.е. люди с образованием, которое у нас называется Ausbildung и которое длится три года. Я не хочу обобщать или кого-то обидеть - всегда есть исключения. Например, мой шеф сделал в своё время только Ausbildung, что не мешает ему заправлять целым штатом людей с высшим образованием.
Но вообще-то я в очередной раз убедилась, что система образования при предприятии изжила себя. Опытные и более зрелые специалисты не хотят или не могут во время рабочего процесса делиться своими знаниями и опытом с будущей конкуренцией. А сами ученики не спешат расширять свой кругозор и порою даже не стремятся к бОльшему. Вещи, которые не случаются с людьми в дизайнерском студенчестве при вузе, когда идёт свободный обмен мнениями, опытом и идеями.
(Кстати, на всякий случай. В 8% из тех, кого я бы точно взяла на работу, были люди без высшего образования именно с Ausbildung. Но ещё и потому, что некоторые кандидаты с высшим образованием были из такой лиги, в которой нам даже не снилось тут играть. Честно. Мне людей с такой бешеной квалификацией было неловко приглашать на собеседование. Всё-таки у нас тут отдел графики для вполне приземлённых нужд, а не BBDO или Leo Burnett с их размахом и бюджетами. Поэтому я их пометила отдельным символом в длинном списке кандидатов и дала секретарю отмашку, по настоянию шефа, чтобы она договорилась и с ними об интервью. Посмотрим, что из этого получится, и чему я ещё научусь :-))
Так что сам тот факт, что на свободное место прилетело огромное количество заявок, не говорит о перепроизводстве - хороших специалистов по-прежнему чертовски тяжело найти. Он говорит о том, что наша отрасль - дизайн - потеряла своё лицо из-за иллюзорной простоты и доступности технологий.
Специалистов лучше готовить нужно и проводить ликбез среди людей вне профессии - потенциальных заказчиков. Иначе мы так и будем вариться в ситуации, что каждый дворник, открывший фотошоп, будет думать, что он теперь
|
</> |