На смерть Резо Габриадзе

топ 100 блогов abrod09.06.2021 Я несколько раз пересекался с Резо Габриадзе и каждый раз этот человек производил на меня огромное впечатление, а встреча с ним становилась вехой в моей судьбе.
В первый раз я встретился с ним в Москве в 80-х, но эта встреча была связана Колей Данелия, но я о ней умолчу, и хотя я после этого несколько раз ездил в Тбилиси, но так и не дошел до Грузинского театра марионеток, созданного Резо Габриадзе в начале 80-х.

А вот второй раз я пересекся с ним в Нью Йорке заочно, или вернее я встретился не с ним, а с Валерой Бояхчаном - бывшим главным художником Грузинского театра марионеток. Я тогда учился в Пратте и снимал телефильм о Нью Йорке для курсовой по видеорежиссуре. И Валера на улице услышал, как я ругаюсь матом на профессиональную камеру, которую я взял напрокат и никак не мог с ней совладать. Он подошел ко мне, мы познакомились и я оказался в его мастерской. Это было совершенно потрясающее зрелище - превращенная в квартиру и мастерскую довольно большая подсобка огромного щвейного цеха (sweat-shop w 36 street Manhattan), на стенах которой были развешаны картины, марионетки, просто куклы, а в центре огромный стоял, на котором Валера делал куклы для спектакля, ставшего той самой вехой в моей жизни.

Я не помню как это произошло, но Валера на камеру, из-за которой он меня и пригласил, стал рассказывать мне о своих работах и свой жизни. Он ходил по мастерской и стоя перед своими произведениями и рассказывал о том, что с ним происходило, когда он их создавал, и что с ним происходило, когда он создавал куклы и картины, которых с нм уже не было. А происходило с ним в 80-х и 90-х много чего, так же как и со всеми нами. У меня было с собой много видеокассет и продолжалось это довольно долго, до самого утра, когда в швейный цех пришли щвеи и нам пришлось уйти В результате из рассказа Валеры получился совершенно потрясающий фильм о распаде СССР, над которым рыдали знакомые грузины, да я и сам рыдал. Я тогда ничего не знал о Грузинском театре марионеток Резо Габриадзе, но одного взгляда на работы Валеры мне достаточно, что бы понять - именно он делал сценографию лучших фильмов Параджанова. Впоследствии Валера подтвердил это и рассказал, что именно Пораджанов стал причиной его разлада с Габриадзе. Согласно этому рассказу Параджанов оклеветал Валеру и отполировал впечатление от этой клеветы публичным утверждением перед лицом Шеварнадзе, что сценография Грузинского театра марионеток совершенно армянская.

Валера горько плакал при одном воспоминании об этом эпизоде, утверждая, что его работа в театре Габриадзе это единственный светлый период в его жизни, а все остальное время он жил как в аду. Я тогда тоже думал, что я живу как в аду и не придал значения его словам, хотя он довольно много рассказал мне на камеру в ту ночь. Мне бы схватить отснятые касеты и бежать с ними куда глаза глядят, но к сожалению мной овладела режиссерская жадность и я купил новую Сanon-XL, собрал компьютер для видеоредактуры и по его просьбе начал снимать фильм о спектакле, для которого Валера делал куклы и декорации. Кроме того в этом спектакле он играл две главные роли: бездомного художника бродящего по Нью Йорку и созданного им кукольного Адама - героя истории почти Библейской. Спектакль был так себе, так как в него влезли студенты американского театрального вуза со своим бродвейством , но та часть, которую сделал Валера конечно потрясала. А для меня главным было то, что она дивно дополняла или даже иллюстрировала снятый мной фильм о распаде СССР.

Валера тогда бредил Оскаром и увидев этот фильм, где он был рассказчиком, а не главным героем, он немного расстроился, но оценил его художественные качества и очевидно понял, что хоть он и попросил меня сделать этот фильм, но его спектакль, который он во имя Оскара отдал на растерзание американцам, только в сочетании с моим фильмом обретает свое истинное значение. К сожалению он стал подозревать меня в желании получить Оскар самому - очевидно так сказался на нем опыт работы у Параджанова, - и кончилось дело тем, что он этот фильм у меня забрал. Пришел в гости с какими-то б-ми и пока я готовил чай на кухне, сгреб в сумку все касеты и Firewire диски и убежал.

Я в этот фильм вложил все деньги, которые заработал, преподавая физику профессором-почасовиком, и эта история отразилось на моем здоровье. Мою руку парализовало в последний семестр, когда я сдавал дипломные проекты. В результате накрылось медным тазом распределение и 4 года учебы в Пратте, где я успел показать этот фильм и ниточка от Пратта уже протянулась к BBC. Но эта ниточка оборвалась, когда я по состоянию здоровья вынужден был взять академический отпуск.

Но тогда я оправился. Это заняло у меня года два, но я восстановился, закончил Пратт и даже успел поработать немного лаборантом в институте космической медицины, где добыл интервью в Sun Microsystems, и 11 сентября 2001 года в 8:40 утра я оказался в вестибюле Всемирного Торгового Центра. После этого оправиться было труднее и мои воспоминания приобретают несколько пунктирный характер. Длилось это довольно долго и я не помню в каком году (наверное в 2007-ом) я оказался в Тбилиси в качестве эксперта, надзирающего за строительством в Тбилисском университете прототипа изобретения одного из моих Итонских друзей. Жил я в трехэтажном доме, который снимал этот друг, и волею судеб он снял его у Резо Габриадзе.

Мы естественно получили приглашение посетить театр Резо Габриадзе, где тогда шло всего два спектакля: "Осень моей весны»" и "Сталинград, а третий "«Бриллиант Маршала де Фантье» был создан в СССР и Валера Бояхчан показал мне его в подсобке швейного цеха. Но только увидев "Сталинград" в Тбилиси 2007 году, я понял, что несмотря на поразительный талант светил Валера отраженным светом, источником которого был Резо Габриадзе.

P.S. Самое удивительное это то, что буквально в день смерти Резо Габриадзе я нашел несколько СD-шек с кусками того самого спектакля Валеры Бояхчана, и хотя большая часть записей повреждена, но кусочек с самым поразительным эпизодом из этого спектакля, напомнившим мне "Сталинград" Резо Габриадзе, оказался рабочим:



https://www.kino-teatr.ru/kino/painter/ros/136317/bio/


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Среди совершенно неприличного количества прочитанных в прошлом году книг (прямую ответственность за это несут в равой степени мой муж, легкомысленно подаривший мне айпад, но и русскоязычный интернет, всё ещё великодушно дараящий возможность ...
Сегодня в бассейне наблюдала, как рыдал и страдал один из младенцев, принесенный на грудничковое плавание. И задумалась вот о чём... С первым ребенком обычно времени и энтузиазма больше  и мамы/папы любят поэкспериментировать, а со вторым? Признавайтесь, с какого возраста стали водить ...
Пока Хлопонин разрабатывает программу по развитию Северного Кавказа (со строительством горно-лыжных курортов, ога), русские области тоже предлагают "развивать". За счет притока мигрантов, которым хотят компенсировать сокращающееся русское ...
Очень часто мы проходим мимо тех, кому могли бы помочь. И почему-то считаем, что пусть помогают другие, их же много, а я один. И так думает каждый. Почему же никто не берёт ответственность за происходящее на себя и всегда остаётся в стороне? Ведь ...
пора устраивать какой-нибудь холивар. а то не ЖЖ, а болото какое-то. лытдыбры ...