На Север. Великий Устюг, Гледен.
mrs_mcwinkie — 12.11.2021 Было уже послеобеденное время, когда мы
наконец стартовали из Костромы в Великий Устюг. 606 километров
пути, навигатор показывал, что ехать придется 8 часов, забегая
вперед, скажу, что мы доехали за 7. Мы очень боялись, что дороги в
Вологодской области станут совсем плохими, гораздо хуже чем в
Костромской, а ведь ехать по ним придется в темноте, ну и погода
может приподнести неприятные сюрпризы, все же едем на север. Но все
оказалось совсем не так страшно: и дорога была не столь разбита, и
очень часто мы были на шоссе совершенно одни, так что можно было
включить дальний свет и выбрать свой особенный путь. Снег шел не
больше получаса, а потом совсем перестал и растаял. На заправках
можно было купить кофе и разные снэки, так что наш путь был тяжел,
но не ужасен. По приезде в город мы завалились спать в отель,
условившись, что утром сразу отправимся смотреть Троице-Гледенский
монастырь, чтобы если в тот же день не удастся попасть внутрь, то
оставить время для второй попытки. Что же нас так туда
манило?
Название Великий Устюг произошло от устья реки Юг,
протекающей по костромской и вологодской областям (а вовсе не от
утюга, как я думала в детстве), и город стоит на месте, где реки Юг
и Сухона сливаясь образовывают Северную Двину, которая уже течет на
север прямо в Белое море. Положение посреди торговых путей с севера
на юг, из Европы в Россию, из Архангельска в Москву и объясняет
появление в этих краях такого сильного и богатого города. Великий
Устюг и сам с незапамятных времен торговал рыбой, да пушниной, да
лесом, славился промыслами. Татары сюда не дошли, зато
междоусобиц было вдосталь - тут и вечный спор с Новгородом Великим,
и вражда с соседней Вяткой...
...Но прежде Устюга в этих краях в IX - X вв. возник
другой город - Гледен. Впрочем, местная легенда называет
отцом-основателем князя Всеволода Большое Гнездо, а значит город
возник на две сотни лет позже. Все это очень туманно, но зато точно
известно, что в 1438 г. Гледен был полностью разорен вятичами (об
этом стараются из деликатности не напоминать туристам из
Кирова-Вятки :)). Уцелевшие горожане перебрались в Устюг, а на
месте города основали поначалу деревянный Троице-Гледенский
монастырь, позже, в XVII-XVIII вв. монастырь был отстроен в камне,
так, как мы его видим сейчас. "Сначала был построен
двухстолпный Троицкий собор (по образу и подобию собора
Архангельского монастыря в Устюге), затем — тёплая Тихвинская
церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная
палата... Возведение каменной ограды не было завершено из-за
нехватки денег. В 1784 году были завершены работы по созданию
местными мастерами жемчужины обители — нового иконостаса в барочном
стиле, длившиеся восемь лет." (вики). После революции на
территории монастыря располагались по очереди: дом престарелых,
детский дом, и даже пересыльная тюрьма. Но монастырь уцелел, и
даже, непостижимым для меня образом, сохранилось чудо - резной
деревянный иконостас (1776-1784 гг).
Итак, встав пораньше, мы приехали в
дер.Морозовица, где и стоит Троице-Гледенский монастырь. Хорошее
название деревни, правда? Встретила она нас хрустящим морозцем
:).
Тысячелистник цветет.
А вот телефон К. воспринял эти краски вот так.
Прелестный резной домик. Рекомендую тапнуть, перейти на фликр и
увеличить, тогда вы увидите волков, лис, коня, глухарей, медведя,
самолеты и прочее кто больше?.
Проулочек между домами.
Показался монастырь.
Деревенский колодезь.
Черный котик и Святые ворота XVIII в. На воротах висел телефон, по
которому мы смогли заказать индивидуальную экскурсию в собор ("мы
приехали из Москвы специально смотреть иконостас, очень просим
пустить, такси оплатим, обратно в город отвезем").
Пока дама-экскурсовод к нам ехала мы обошли весь монастырь.
Очень живописная сторожевая башня, 1759-1763 гг.
Видна Северная Двина.
Подмороженная рябина.
Северные (хозяйственные) ворота.
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной, 1729-1740
гг.
Рябина прямо полыхает.
Ну наконец дождались и вошли внутрь собора Святой Живоначальной
Троицы. "Иконостас сооружался с 1776 по 1784 год резчиками из
Тотьмы — братьями Тимофеем и Николаем Богдановыми, вместе с ними
работали устюжанин М. И. Шурухин и москвичи С. С. Соколов и Н.
Евстратьев....Золотил царские врата и, вероятно, возглавлял работы
по золочению самого иконостаса Петр Лабзин. Расписывал фигуры
ангелов и «крыласы» устюжанин Прокопий Андреев, фигуры евангелистов
– устюжанин Семен Попов. К сожалению, имена создателей самих фигур
евангелистов и ангелов неизвестны. Иконы нижнего яруса...и ряд
верхних в 1776—1781 годах писал известный художник Алексей
Колмогоров. В 1781 году после его смерти десять апостольских икон и
ряд других написали Егор Шергин и Василий Афанасьевич Аленев."
(ссылка).
Общий вид.
Бог-Отец
Чудом удалось пройти за ограждение (обсуждали детали реставрации).
И вот вам другой ракурс.
Евангелисты: Иоанн с орлом,
Марк со львом,
Лука с тельцом,
Матфей с ангелом.
Ангелы.
Изумительная резьба по дереву.
За ушкО и на солнышко
Диковинный цветочек
В книжке1915 г. очень поэтично написано "и летящим хоралом
маленьких херувимов". (ссылка)
Затейливая резьба.
В следующей серии мы с вами посмотрим остальной Великий Устюг и
рассмотрим, среди прочего, следующие интереснейшие темы :)): 6
иконостасов в одной церкви, это как? Бывают ли изразцовые капители?
А если вдруг, внезапно, прямо сейчас, наступит зима и повалит снег,
что тогда? А правда, что дымковскую игрушку делали в Робеспьеровке?
Купец из Любека и русский святой, неужели это один человек? Можно
ли писать о Великом Устюге и не написать о деде Морозе? Не
переключайтесь ;)))
На Север. Кострома.
|
</> |