На обсуждение. Почти справочник палпатина.
makkawity — 23.12.2009Чрезвычайно интересно, что за 15 дет существования демократической России не было создано ни одного широко известного литературного произведения, в котором присутствовал бы тот типаж, который Эмиль Золя называл «патологически честным торговцем», - капиталиста, который самоотверженно работает на благо страны, собирая свое состояние не за счет случайной удачи, нечистоплотных махинаций или движения «по трупам», а именно честным путем, пускай и в конкурентной борьбе. За счет таланта, предприимчивости, умения организовать производство и т. п. Между тем, в литературе, особенно – в рассчитанной на массового читателя, богатый человек позиционируется или как безусловный антагонист, в котором осталось немного человеческого, наделенный всеми пороками благодаря развратившей его власти; либо богатство является и оправданием шикарного образа жизни, и внимание заостряется не столько на том, как это богатство было заработано, сколько на том, как его проживают; наконец, благородный олигарх противопоставляется ужасной власти, но и тут процесс обретения его богатства показывается пунктиром, а не выдвигается на первый план[1]. В результате штамп массового сознания выглядит так: чем богаче человек, тем больше преступлений он совершил на своем пути вверх. В лучшем случае, речь идет о «благородных братках» типа героев «Бригады». Однако преступник остается преступником, и когда с ним что-то случается, первая реакция – «Поделом». Так культивируется своего рода отчуждение между массами и богачами, процветание которых никак не связано с процветанием страны.
В РК Пак Чжон Хи сумел в чем-то переломить эту тенденцию, из-за чего образ руководителя чеболя как «генерала промышленности» не стал восприниматься как образ врага народа и врага страны. А у нас...[1] Речь идет именно о массовой литературе типа романов Донцовой, Марининой и т. п., то есть речь идет не о литературе, которая как-то пытается видоизменять штампы массового сознания, а о развлекательном чтиве, которое, наоборот, само отражает и тиражирует эти эти штампы, потворствуя массовым вкусам.