Мюзикл "Три мушкетёра" - праздничный, как брызги шампанского

топ 100 блогов tushinetc28.12.2021 Безусловно, художественный руководитель и режиссёр театра "У Никитских ворот" Марк Розовский, шёл на риск, поставив мюзикл "Три мушкетёра" по своей же пьесе, по которой в 1978 году был снят легендарный советский фильм "Д’Артаньян и три мушкетёра". Конечно же, сравнения были неизбежны. Но вот, что я вам скажу, спектакль "Три мушкетёра" получился намного круче чем фильм. Это ярко, это празднично, это феерично, это брызги шампанского, это настоящий мюзикл, чёрт побери!

Д’Артаньян - Никита Заболотный, Портос - Вячеслав Пронин, Атос - Константин Иванов, Арамис - Максим Якимов
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского


Почему же он круче? Да потому, что, на мой взгляд, кино всё-таки затянуто. В спектакле же время сжато и за три часа мы видим всю версию книги Дюма. При этом, эта версия отличается от версии телевизионной, что и понятно. Это разные трактовки известного сюжета.

02. Миледи - Яна Прыжанкова, Д’Артаньян - Никита Заболотный
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

После окончания спектакля я поговорил с художественным руководителем и режиссёром театра "У Никитских ворот" Марком Розовским о спектакле и он рассказал не только об истории создания спектакля "Три мушкетёра", но и поразмышлял о русском театре, его месте в современном обществе и получился блистательный монолог Марка Григорьевича.

Марк Розовский:Первый вариант пьесы, который был написан в 1974 году. Она шла с большим успехом в ТЮЗе. Там главную роль Д’Артаньян исполнял Володя Качан, к сожалению, совсем недавно ушедший из жизни. Я делал этот спектакль, мысленно посвящая эту работу ему. Володя был замечательный Д’Артаньян и замечательный друг в жизни и его уход из-за ковида, это был удар для меня, и для Юры Ряшенцева, и для Максима Дунаевского.

После 1974 года, после премьеры, в ТЮЗе, спектакль шёл несколько лет, а потом возникла идея сделать кинофильм, потому что успех был бешеный, осособенно у подростков, у молодёжи. Прекрасные стихи поэта Юрия Евгеньевича Ряшенцева. Феноменальная мелодика Максима Дунаевского. Всё началось с пьесы. Я пригласил этих своих друзей в соавторы по этой работе. С Юрой до этого мы сделали "Бедную Лизу" в ленинградском БДТ Товстоногова, но с Максимом мы начинали ещё в 1960-е годы в студии МГУ "Наш дом". Он сидел за роялем, был музыкальным руководителем нашей студии будучи студентом Консерватории. Так что мы друзья с тех далёких времён.

Потом был знаменитый фильм, сценарий к которому я написал. Его поставил Юнгвальд-Хилькевич. Он привлёк в фильм замечательный звёздный состав актёров. Фильм сначала был встречен критиками не слишком доброжелательно. Но потом, не так давно, я где-то прочитал, что этот фильм является классикой советского телевизионного кино. Про себя усмехнулся, вот вам классика. Но я то помню, что говорили некоторые критики, когда фильм только вышел. Но народная любовь победила. Народная любовь к этой картине поломала все критические стрелы, которые на нас поначалу посыпались и все актёры стали любимцами. И фильм по два-три раза в год показывали. Там действительно потрсающий состав актёров: каждый личность, каждый мастер. Каждая роль стала узнаваемой. И музыка, будучи повторенной тысячи раз, на слуху. Я сам, вроде бы, изначально придумал эту вещь, но, как режиссёр, не прикасался к постановке.

Шли годы. Очень многие друзья мне говорили: "Ну а чего же ты свои "Три мушкетёра" никак не сделаешь?" Я отмахивался, всё откладывал. Но не хотелось сразу какого-то повторения или какой-то конкуренции со знаменитой картиной, в истоках которой я тоже принимал участие. Психологически было некомфортно начинать что-то задумывать новое.

Но вот возникло время пандемии и я понял, что сейчас наступает новое время, когда "Три мушкетёра" снова понадобятся. Потому что пандемия это враг человечества. Это время, когда очень много несчастий, смертей и много депрессии, много какого-то упадка душевных сил. Пандемия очень многих людей забрала на тот свет. И мне показалось, что именно сейчас надо дать такой театральный допинг, предложить его публике, зрителю театра "У Никитских ворот". Я связался с теми же друзьями. Но, я сразу скажу, это новая пьеса, новая версия. Она непохожа на текст пьесы 1974 года. Я понимал, что новое время нуждается в какой-то новой интонации, и в новых музыкальных аранжировках, и в новых номерах, потому что театральный мюзикл существенно отличается от музыкального кинофильма. И я с художником Сашей Лисянским, с которым мы много спектаклей уже сделали, придумали декорацию, а потом началась работа над музыкальным материалом. Я сделал распределение актёров. Ну а дальше встал вопрос финансирования. Потому что это костюмный спектакль. И декоративно это должен быть эффектный спектакль. Мюзикл требовал новых аранжировок. Для нашего театрика, в котором двести мест, финансирование такого гала-представления, которое вы сегодня увидели, было не по плечу. Мы обратились в Департамент культуры Москвы. Честно говоря, я не очень верил, что дадут деньги на этот спектакль. Но там очень внимательно отнеслись к этой идее, рассмотрели и сказали: "Да!" Выделены были средства, правда в три траза меньше чем мы просили, но мы потянули это дело и без этой поддержки спектакль не состоялся бы. И слава Богу мы эту поддержку получили. Сделали костюмы, даже я не могу сказать, сколько их в общей сложности. Сделали аранжировки, свет, новые номера и началась горячая постановочная работа.

Я понимал, что нас будут сравнивать. Но я думаю, что это неплодотворное сравнение, потому что театр - гораздо более услоное искусство. Оно менее натуралистично. Искусство более поэтическое. Но фундаментальные смыслы остались те же. Это мужская дружба, это героика, это ставка на риск, на смелость. Это, я бы сказал, черты русского богатырского характера. Это и тогда проявлялось, и сегодня, не в меньшей степени необходимо людям, которые иногда теряют опоры, теряют даже какую-то веру, иногда впадают в кризисные состояния души. И когда возникает спектакль-праздник, то, что я называю "шампанское зрелище", мы чувствуем как живёт зритель. Дело даже не во всеобщем успехе, а дело в таком всеобщем святом карнавальном духе.

Дюма писал ведь тоже развлекательную вещь. Он не слишком философствовал, но поэтика там всё равно была. И вот эту поэтику, близкую нашему менталитету мне хотелось подчеркнуть, выявить и настоять на ней. Для того, чтобы было понимание с российским зрительным залом, с молодёжным залом, и не только молодёжным, чтобы была эта контактность, ради этого делался спектакль. В нём есть юмор, праздник, есть и немножко грусти, где-то он и печален. Но всё равно он воспевает любовь, воспевает верность. Он человечный.

Сегодня вообще наш театр, к сожаленнию, становится всё более бессердечным. Я говорю не о театре "У Никитских ворот", я говорю о такой тенденции, потому что очень много выкрутасов, очень много пустоты, очень много дешёвого самоутверждения. Никто не хочет заниматься фундаментальными ценностями, копать поглубже. Даже вот, вроде бы, "лёгкий" жанр, а он требует глубинного человечного подхода. И как только это возникает, смотрите какая реакция. Вот тот театр, какой людям нужен. Он нужен и самому театру, это я глубинно понимаю. Но мы видим и по реакции публики. Мы видим, что такой театр востребован. И когда возникает этот опыт, то очень хочется, чтобы мы понимали, что великий русский театр - он от сердца к сердцу. Великая русская культура - от сердца к сердцу. Великая русская культура может быть абсолютно свободная. Разные формы могут быть: сумасшедшие, сумасбродные, любые. Но она не может быть бессмыслицей и не может быть дешёво-эпатажной, потому что эпатаж - это режиссёрская слабость. Потому что легче всего делать эпатаж, или правой рукой за левое ухо - это от того, что нечего сказать. Вот такой театр противостоит театру живому, театру страстному, театру светлому и театру трагикомическому. Потому что трагикомическое содержание жизни - это то, что всегда питает великое искусство"


03. Марк Розовский
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

"А что же с песнями?, - спросите вы. А с песнями всё очень хорошо. Всё те же песни на вечную музыку Максима Дунаевского и стихи Юрия Ряшенцева, которые мы слышим и в фильме, но к ним добавлены и новые произвдения, которые отнюдь не хуже. Ведь музыка к спектаклю "Три мушкетёра" написана тоже Максимом Дунаевским.

04. Д’Артаньян - Никита Заболотный
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

Ну и если говорить о музыке и песнях, то они заиграли более яркими красками. Не меняя мелодичности, в них добавлено чуть больше рОковых красок, чуть мощнее стали гитарные рифы и песни преобразились. Например, я достаточно хорошо относился всегда к "Балладе о дружбе"("Когда твой друг в крови"), но как-то так спокойно, не выделяя её из общего числа песен в фильме. В спектакле, исполненное полным составом спектакля произведение прозвучало настолько мощно, что зал кричал "Браво!" Впрочем, крики "Браво!" сопровождали, практически, каждый номер в этом мюзикле, который может стать не менее легендарным, чем фильм.

05. Арамис - Максим Якимов
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

"Романс Арамиса"


А "Баллада Атоса" ("Есть в графском парке чёрный пруд"), которую я вообще не воспринимал. Как же она стала прекрасна в исполнении Константина Иванова, который играет эту роль. Чуть более мощная аранжировка и всё, песня обрела вторую жизнь.

06. Атос - Константин Иванов
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

"Баллада Атоса"


"Песня мушкетёров", завершающая спектакль как всегда великолепна.

"Песня мушкетёров"


07. Портос - Вячеслав Пронин
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

Интересно, что этот мюзикл шёл более чем в ста театрах Советского Союза и России. Но Марк Розовский сам свою пьесу никогда не ставил в театре. И вот свершилось ярчайшее событие культурной жизни Москвы.

08. Констанция - Дарья Щербакова, Королева Анна Австрийская - Наталья Денисова, Король Людовик XIII - Юрий Голубцов, Кардинал Ришелье - Николай Глебов
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

В спектакле нет строгого акцента на Д’Артаньяне, как это показано в фильме. Это спектакль о настоящей мужской дружбе, о любви к женщине, о чести и достоинстве. Здесь все герои имеют равные права на своё мнение, причём не только мушкетёры, но и все остальные.

09. Королева Анна Австрийская - Наталья Денисова, Король Людовик XIII - Юрий Голубцов
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

Герои-мушкетёры прекрасны. И по-юношески страстный Д’Артаньян (Никита Заболотный), и меланхолически мудрый Атос (Константин Иванов), и "святой" проказник Арамис (Максим Якимов), и простовато-хитрый Портос (Вячеслав Пронин). Их квартет был безупречен.

10.
Де Жюссак - Михаил Озорнин, Арамис - Максим Якимов, Атос - Константин Иванов, Портос - Вячеслав Пронин, Д’Артаньян - Никита Заболотный
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

Миледи Яны Прыжанковой сногсшибательно сексуальна. В первом акте она вообще не произносит не слова, но она везде. Она всё слышит, видит и контролирует. Разговор с Атосом и соблазнение Д’Артаньяна, где она играет обоими завораживают. Да и вообще она завораживает мужскую часть зала. Как можно в такую рокОвую женщину не влюбиться? Здесь есть всё: и сексуальность, и красота, и ум, и коварство. А какой, поистине сумасшедший вокально-степовый номер она продемонстрировала. Этот степ был гениальным.

11. Миледи - Яна Прыжанкова
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

Степ Миледи (отрывок)


В роли Королевы Анны Наталья Денисова просто волшебна. Она тоже разная. Она и влюблённая девушка, и хитрая соблазнительница, играющая на чувствах мужчин, и просто несчастная женщина. Исполненное ей "Отчаяние королевы" было просто на разрыв души. Уйдя в ноты рока на верхнем пределе, отчаяние и страдания Королевы заполнили зал, заставляли зрителей переживать ей.

После спектакля я взял интервью у исполнительницы роли Анны Австрийской Натальи Денисовой


- Наталья, каково вам было в роли Королевы Анны?

- Это очень ответственный материал. Конечно, я волновалась, потому что эту роль играла великая актриса Алиса Фрейндлих. И хотелось, конечно, соответствовать. Мы встретились с великолепной музыкой Дунаевского. Марк Григорьевич предоставил, в кино это был сценарий, А у нас - пьесу. Материал замечательный. Он был достаточно труден в освоении. Но мы справились, зрители радуются, нам кричат: "Браво!" Это, конечно, внутренний восторг и настоящий праздник. Я счастлива!

- У вас была замечательная вокальная партия. Я слышал, как Марк Григорьевич, который сидел сзади меня кричал "Браво!"

- Мы сначала так лирично, со слезами решали, а потом пришёл Дунаевский и сказал: "Дай рока! Два раза рыкни. Зарычи! А потом опять уйди в головной вокализ, в классический". Я сделала так, как он сказал и получилось очень круто. Я получаю удовольствие!

- У вас совсем другая Королева, чем у Фрейндлих. Такая рОковая роковАя женщина.

- Марк Григорьевич сказал: "Сделай её горячей, резкой, иногда жестокой". Я вложила в это темперамент. При всей лиричности, мягкости, любви с Бекингемом вдруг проявить такой темперамент, когда женщина в отчаянии, хотелось это выразить и, мне кажется, у нас получилось.

- Поздравляю вас с премьерой! Спасибо! Очень здорово и классно!

- Спасибо вам огромное! Приходите к нам ещё!

12. Королева Анна Австрийская - Наталья Денисова
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

Король Людовик XIII в исполнении Юрия Голубцова недалёкий комичный правитель, который считает себя повелителем Франции, повторяя: "Государство, это я!" и в одном моменте, копируя Брежнева. Но, как мы знаем, за каждым недалёким Королём стоит свой Кардинал.

13. Король Людовик XIII - Юрий Голубцов
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

И, как мы знаем, за спиной Людовика XIII, стоял блестящий и всемогущий кардинал Ришелье, образованнейший и умнейший человек, сделавший для Франции очень много хорошего. Таким он и предстаёт в исполнении Николая Глебова. И знаете, с возрастом я стал понимать, что я бы не был на месте мушкетёров, которые служили слабому и глупому королю, а был бы на стороне кардинала, который действительно был мудрым государственником. И сейчас я снова в этом убедился.

14. Кардинал Ришелье - Николай Глебов
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

Роль галантерейщика Бонасье, которого сыграл Александр Бычков, слегка расширена в сцене написания доноса. Этот комичный сюжет выстроен режиссёром с хитринкой. Дело в том, что Бонасье, как бы невзначай обращается и к зрителям в зале, подчёркивая, что и нашем обществе есть такие люди. И в этой сцене Бонасье предстаёт отнюдь не глупцом, хотя вроде бы и делает всё с идиотским выражением лица, но в моменте общения со зрителями, он мгновенно меняется и очень проницательно смотрит в зал.

15. Бонасье - Александр Бычков
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

Констанция Бонасье (Дарья Щербакова) - мила, безумно влюблена в Д’Артаньяна и преданна королеве. А поцелуи с Д’Артаньяном прямо ух какие страстные.

16. Констанция Бонасье - Дарья Щербакова
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

Де Тревиль (Ефим Шароха), хоть и небольшого роста, но харизматичен и по-отечески мудр. Это действительно, что называется "отец солдатам", который и защитит и, если надо, выпорет.

17. Де Тревиль - Ефим Шароха
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

Де Жюссак в исполнении Михаила Озорнина - роль хоть и короткая, но яркая. Это солдат, который чётко следует уставу. И чем же он плох? Если дуэли запрещены, то запрещены для всех. И мушкетёры совсем не избранные. Он ведь по-честному предлагает юному Д’Артаньяну уйти. А тот остался драться и заколол бедолагу Де Жюссака.

18. Де Жюссак - Михаил Озорнин
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

А аббатиса монастыря в Бетюне (Маргарита Рассказова), не чурается светских сплетен, как и её монашки. И здесь мы видим ещё два ярких номера - "Песню и танец монашек" и "Песню про сплетни". Это я так называю. К сожалению в программке не указаны названия песен и номеров, а хотелось бы знать названия, дабы нахваливать их тем, кто ещё не видел мюзикл.

19. Королева Анна Австрийская - Наталья Денисова, Миледи - Яна Прыжанкова, Аббатиса - Маргарита Рассказова, Король Людовик XIII - Юрий Голубцов
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

Восхищают декорации спектакля. Свет великолепен. Всё сверкает и полыхает в огнях прожекторов. Мы видим настоящее шоу, поставленное поистине с голливудским размахом и шиком. Множество костюмов придают спектаклю лоск и шик. Сцены драк на шпагах выписаны идеально. Создаётся полное впечатление, что герои действительно бьются по-настоящему.

20. Королева Анна Австрийская - Наталья Денисова
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

Спешите на этот шикарнейший мюзикл и насладитесь им, потому что это искристо и вкусно, как шампанское, тысяча чертей!

21.
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

22. Атос - Константин Иванов, Арамис - Максим Якимов, Д’Артаньян - Никита Заболотный
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

23. Констанция Бонасье - Дарья Щербакова, Д’Артаньян - Никита Заболотный
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

24. Граф Рошфор - Александр Кудряшов
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

25. Герцог Бекингем - Сергей Рожнов
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

26.
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

27.
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

28. Миледи - Яна Прыжанкова
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

29. Констанция Бонасье - Дарья Щербакова
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

30. Портос - Вячеслав Пронин
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

31.
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

32.
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

33.
Мюзикл Три мушкетёра - праздничный, как брызги шампанского

#остаёмсязимовать

Фото и видео: Михаил Брацило / Москультура

Подписывайтесь на мой канал "Культурная история" на Дзен

Читайте и подписывайтесь на самый культурный проект МосКультУра

Присоединяйтесь в друзья! Всем всегда рад!

Читать вКонтакте Смотрите в Instagram Читать в Facebook Дружить в ЖЖ


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Европейский суд пришел к выводу об отсутствии нарушения властями РФ ст. 18 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. "Суд не усмотрел недостатков в разбирательствах, проведенных властями РФ в отношении ЮКОСа, которые могли бы ...
Рисунки Анжелы Джерих ...
Ну что бы хоть какая-то память о поездке на Кинерет осталась, закину в сюды парочку фотографий. Кинерет замечателен, отдых замечателен, водка в ночи просто вкусненькая, горячим гамбургером обжог нёбо. О самом же мероприятии - товарищи Призраки, ...
...
Очень известная картина ранней живописи КНДР, повествующая о реальных событиях. Событие имело место незадолго после освобождения КНДР от жестокого ига японских оккупантов.Товарищ Ким Ир Сен несмотря на холод и снег ночью приехал осмотреть ...