Музыкальное образование как культурный феномен

топ 100 блогов marss215.01.2022
В этой статье я использую термин «невроз» не в его основном значении – «болезненные переживания/ощущения, имеющие психогенную природу», а в более бытовом: «привычная реакция человека на некие обстоятельства, когда-то принесшая облегчение и пользу, впоследствии потерявшая какой бы то ни было смысл».
.
Помните старый-престарый анекдот про маленькую красную сковородочку?
Когда юная жена пускается в расследование, с какого такого перепуга необходимо обязательно отрезать хвостики у сарделек, то в конце концов приходит к прабабушке своего мужа, которая с удивлением спрашивает: «А что, моя маленькая красная сковородочка еще жива?».
...
Берусь доказать, что с обучением наших современных детей игре на музыкальных инструментах в формате музыкальной школы дела обстоят примерно так же. То есть, мы имеем дело с неврозом. Только под руками у нас не сардельки, а люди, довольно сильно травмированные тем, что раньше служило выживанию.
.
«Девочка, хочешь заниматься музыкой?»
.

Саму меня, что называется, бог отвел: до ближайшей школы было семь собачьих перегонов, возить было некому, поэтому – частные уроки с большими перерывами с 4 до 16 лет, только фортепиано, никакого сольфеджио (жалею), хора (очень жалею), отчетных концертов и экзаменов (счастлива, ура-ура, ненавижу выступать).
Возможно, именно по этой причине я всю жизнь играю, таскаю за собой пианино, гитару, постоянно слушаю музыку, и даже возвращалась к учебе примерно лет в 40.
Да еще всех подруг привлекла, до кого смогла дотянуться, у нас собрался небольшой класс одного учителя, мы устраивали «квартирники», обсуждали произведения и в целом отлично проводили время.
.
Но вот как психолог я слышу тему «главный ужас моей жизни – музыкалка» постоянно.
Люди просыпаются по ночам в холодном поту, с криком, в состоянии панической атаки, когда им снится вот это все: концерт, урок, сцена.
Захлебываясь слезами, взрослые успешные женщины рассказывают, как их избивали ремнем, отказывали в еде и сне, в более «мягком» варианте – лишали общения с друзьями или родителями за невыученные задания по музыке, плохие оценки по муздиктанту.
.
Как они выходили на подгибающихся ногах на сцену, как их рвало перед зачетом, знаю несколько случаев, когда дети совершали попытки суицида, лишь бы избавиться от ненавистных занятий.
И все эти мучения ради чего?
Чтобы ребенок мог при гостях сыграть Революционный этюд?
Очень мало кто из гостей вообще согласен слушать классическую музыку без запроса, а уж аргумент «вот придешь в компанию, сыграешь – и все ахнут» давно пора запретить.
Бабуль, ты как себе это представляешь, я что, на свидания буду с роялем подмышкой ходить? Или в кустах его искать? Что за чушь доисторическая?!
Вот именно: доисторическая. Сейчас расскажу.
.
Музыкальное образование как культурный феномен
.
Примерно с античных времен и до XVIIIвека навыками игры на музыкальных инструментах владели исключительно и только профессионалы: это была более-менее уважаемая работа.
Гетеры, придворные и бродячие музыканты, церковные органисты были членами разнообразных гильдий, таких же, как у сапожников или палачей.
Хотя в сватовских росписях мы довольно часто встречаем примечание со звездочкой: «девица Такая-то, и красива, и умна, и приличного рода, АЩЕ играет на лютне/флейте/арфе».

Дополнительный бонус: будущий счастливый супруг не будет мучаться от скуки вечерами, а сможет культурно отдохнуть.
(Вот тут поставим в мысленном списке первый флажок: музыкально образованная девушка имеет преимущества на брачном рынке).
.
Мальчикам образование давали сугубо прикладное, практическое.
Первые консерватории в Европе были учреждены с той же целью, что и консервы: хранение чего-то на долгий срок, в данном случае – сохранение жизни солдатским сиротам.
Маленьких мальчиков забирали в музыкальные роты, обучали нехитрой премудрости барабанного боя или игре на визжащей флейте и отправляли на войну, коих тогда было в избытке.
(Вот и второй флажок: музыка как источник куска хлеба для осиротевшего ребенка).
..
В наше время это довольно долго практиковалось в виде музыкальных взводов в армии,
поэтому до сих пор не последняя мотивация для мальчика – «в армии будешь в тепле на баяне играть, пока остальные плац ломом подметают».
..
В отсутствие радио, телевидения и интернета потребность в музыкантах всех мастей была просто необъятная.
Скрипач не останется без куска хлеба и крыши над головой ни при каких обстоятельствах, евреи знали это очень хорошо.
..
Скрипка реально кормила, поэтому, как только чуткое ухо улавливало первые визгливые, заполошные аккорды начинающегося погрома,
в одну руку хваталась Книга, в другую руку – скрипка, детей на закорки – и бежать до следующего местечка,
где нам так же не рады,
но вот через недельку мэр выдает дочку замуж, а кто ж лучше сыграет веселый танец, чем Ицхак-скрипач?
И детки у него такие ладные, воспитанные, тоже на дудочках подыгрывают, а дочки поют такими чистыми голосами, ладно, пусть живут, перебить всегда успеем.
...
Вот откуда идея «с роялем тебе будут рады на любой вечеринке», а вы что думали?
...
С доисторическим контекстом разобрались, теперь перейдем к нашему времени: советскому и постсоветскому.
.
Музыка для общего развития
.
Если до войны музыкой занимались только некоторые дети, из семей, которые «могли себе это позволить», то к 70м годам прошлого века посещение музыкальной школы стало практически обязательным, по крайней мере, для девочек.
.
Для мальчиков такой обязаловкой были спортивные секции.
То, что ребенок посещает музыкальную школу, а не болтается без дела по улице, возвышало и приближало к привилегированному классу, опять же, эхо «богаческой жизни», знакомой только по книжкам и фильмам, по картинкам в хрестоматии по литературе:
«Вечерний чай в интеллигентной семье».
..
Девочка играет на пианино, родители с умилением на нее смотрят, из распахнутой двустворчатой с любопытством смотрит прислуга, пузатенький малышок в чепчике замер на руках у няни.
На столе самовар, пирожки горкой, портреты предков на стенах, папенька в костюме-тройке, маменька с высокой прической.
Лепота!
Не то, что у нас: пельмени на кухне под орущий телевизор.
Так пусть хоть деточка на пианине что-нибудь изобразит, «Турецкий марш» что ли…
.
Когда ребенка дошкольного возраста спрашивают (риторически, от его ответа никто не ждет) «Хочешь учиться музыке?», обычно получают радостное «Да!».
Но что имеют в виду родители, а что – малыш?
...
Дети мечтают, что они будут ярко и громко бить по клавишам, петь, танцевать, а все станут им аплодировать и хвалить.
Мы видим нечто подобное, когда маленькие дети имитируют игру: берут инструмент, дуют, стучат, дергают струны.
Им очень нравятся звуки, которые при этом получаются.
.
Что подразумевают родители?
«Ты будешь в течение 7-8 лет чинно ходить на занятия пять раз в неделю по два-три часа,
дома послушно репетировать,
два-три раза в год мы будем ходить на отчетные концерты,
папа будет это все снимать на видео,
а мама утирать слезы платочком».
..
Как видите, цели и задачи не совпадают никоим образом.
Дети хотят играть и получать удовольствие от процесса, они ничего не знают о нарциссических устремлениях родителей,
если учительница попадется добрая и веселая – будет толк, если грымза-садистка – будут слезы, сопротивление, отбитый интерес…
.
Считалось, что занятия музыкой развивают… ну, примерно все развивают: память, математические способности, усидчивость, концентрацию, навыки публичных выступлений, и даже языковой слух.
Поэтому дети должны посещать музыкальную школу, и точка.
Кто бы спорил, я точно нет.
Развивает.
Так же, как вообще любые занятия ребенка со взрослым.
Вы не знали?
.
Вот цитата из ценнейшей книги моей коллеги, дефектолога из Израиля Лары Шпильберг, автора пособия по развитию детей «Растут ли дети как трава?», в которой она описывает весьма занятный эксперимент.
.
«Вот в некоем конкретном случае в группе обыкновенных детей Instrumental Enrichment (Инструментальное Обогащение), методика Реувена, давала прекрасные результаты.
Разница была очевидна.
Пока не пришел один сильно хитрый... а на самом деле, просто грамотный... экспериментатор.
И не сделал давно теоретически обоснованный трюк.
Он разделил испытуемых не на две, а на три группы.
Одной, как и раньше, ничего дополнительно не преподавал.
Второй, как и раньше, преподавал вне-контекстную программу Instrumental Enrichment .
А третьей, в те же часы - старофранцузский язык.
Просто так.
Мог бы макраме, например.
..
Результаты в конце года были просты и внятны.
ОБЕ последние группы заметно отличались в лучшую сторону от контрольной. ОДИНАКОВО отличались».
..
Вывод группы исследователей был до обидного прост: с детьми надо заниматься.
Не важно, чем именно.
Теперь мы знаем, что для успешного развития ребенку нужна прежде всего глубокая и надежная привязанность к значимому взрослому.
И если этот заботливый опекун будет ребенка потихоньку, с любовью, пошагово обучать тому, чем владеет и горит сам, что составляет основную ценность его взрослой жизни, ребенок проникнется этой увлеченностью, пропитается ею, как губка.
...
«Шитье навсегда мое самый главный отдых и ресурс, и удовольствие, там я ловлю восхитительное состояние потока и свободы.
Почему?
Потому что это было то единственное занятие, где я была вместе с мамой, только мы вдвоем.
С четырех лет я стояла у ее правого локтя, внимательно наблюдая за каждым движением: сначала мне позволялось вынимать булавки, потом наметку, потом наметывать детали, переводить выкройки на блестящую скрипучую кальку…
В 12 лет я уже вполне профессионально шила, немного этим зарабатывала, но главным было невероятное чувство близости и тепла.
Сейчас я могу встать очень рано, пока все спят, и к обеду уже будет готовое платье для внучки, сарафан очередной племяшке, наряд для театра вечером.
И бонус, о котором мама вряд ли догадывалась, когда показывала мне, как чисто вытачивать воротник: пятерки по геометрии и физике.
Мне не надо было долго рассуждать или доказывать теоремы, я просто видела, как пойдет сечение или куда направлен треугольник сил».
.
Почему ничего подобного не происходит у той огромной, необозримой массы выпускников музыкальных школ по всей стране?
Почему вместо очень приятных, наполняющих и воодушевляющих ощущений в теле, которые сопутствуют по-настоящему творческим процессам – спокойное глубокое дыхание, расслабленность во всем теле, концентрация внимания, ощущение полной осознанности
– люди говорят о ровно противоположных переживаниях:
скованность и зажатость всех мышц, болезненные ощущения в спине и руках, учащенное сердцебиение, иногда тошнота, полуобморочное состояние, как только приходится приближаться к инструменту?
...
Все эти симптомы отчетливо сигнализируют нам: я в сильном стрессе, мне очень страшно, больно, меня «бомбит», как при атаке.
Организм помнит о многолетнем насилии, с котором было связано обучение.
Опыт унижения, очень часто – физических наказаний, изматывающих репетиций, больше похожих на коллективные экзекуции…
И все это – под вывеской «прекрасное, возвышающее душу и развивающее ум искусство».
..
Мне кажется, что в системе музыкального образования в нашей стране, как в кривом зеркале, отразились все главные особенности отечественного бытия: насилие под видом заботы, толерантность к насилию во имя умозрительной высокой идеи, запугивание и унижение как единственный педагогический прием.
..
Некоторым все же невероятно повезло встретить своего учителя.
.
Заинтересованного именно в тебе, доброго, внимательного, творческого.
Чаще всего, это были частные уроки, когда и учитель, и ученик чувствовали себя гораздо свободнее, не обремененные обязаловкой учебного плана и отчетного концерта.
Тогда появлялось и удовольствие, и полет, и любовь к музыке. И
именно эти взрослые люди теперь играю дома, и на отдыхе, и на вечеринках.
Для них музыка стала тем, что было обещано всем: актом творения и вдохновения.
.
Так в чем же невроз?
В том, что занятие, ранее служившее выживанию и повышению социального статуса, превратилось со временем в пустое и никому не нужное ритуальное действие.
Да, всегда были и будут дети, бредящие музыкой.
Поверьте, их не надо стимулировать заниматься, напротив, палкой приходится отгонять от инструмента.
Но заставлять и прогонять через этот травмирующий опыт всех поголовно только потому, что «так принято»?
Мне кажется, нам всем стоит задуматься о смысле и цели этого, без сомнения, благородного занятия.
..
.http://katryndemina.ru/read_old/tpost/nmcxo3nag1-nevroz-muzikalki

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
СУП забанил журнал putnik1 , одного из координаторов антифашистского сопротивления на Украине. Сейчас он здесь:  https://www.facebook.com/rumata.estorskiy.5?fref=nf Далеко не со всем соглашаясь с Вершининым, хочу сказать, что и его точка зрения имеет право на существование. П ...
Не зря говорят, что пуля дура, а штык молодец. Еще какой молодец, если речь идет о русском штык-ноже: этот простой с виду инструмент таит в себе немало секретов. Скрепив штык с ножнами определенным образом можно использовать его в качестве молотка. Конечно, постоянно гвозди им не ...
О Российских: парламентаризме, спецчастях – и нотариате Сегодня страна во второй раз отметит День Российского парламентаризма… при всём почтении, дата, на взгляд Вашего покорного слуги, выбрана – как бы это сказать? – странновато… Хотя бы потому, что Государственная Дума Росси ...
Предлгаю читателям блога рассказ Arbitr.2013 о тестировании известного американского он-лайн магазина распродаж Gilt . Обычное сонное утро, глаз выуживает из кучи спама распродажу на Gilt 'e денима. Давно хотел себе купить плотные джинсы, остановился на PRPS, приглянулась ...
Минобороны РФ в очередной раз попробовало разоблачить "фейк" Bellingcat - мол, видеодоказательства перемещения российского "бука" - это подделка. Bellingcat тут же ответили на претензии. Особенно мне понравились два момента: 1. Минобороны РФ выстроило целую конспирологическую теорию ...